Современные подходы к руководству организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;
4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;
5. Рефлексивный подход к исследованию;
6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: диалектический, процессный, ситуационный…………………………………..5
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения…...........5
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология……..........7
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования……………………………………………………………….9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления…………………………………………….12
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование……………………………………………………………………12
2.2. Рефлексивный подход к исследованию…………………………………...13
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность………………............19
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Работа состоит из  2 файла

Введение.docx

— 48.93 Кб (Скачать документ)

Введение

 

      Исследование  систем управления – научное изучение профессиональными исследователями  или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и  подсистем управления, взаимодействующих  между собой и участвующих  в процессе воздействия на объекты  управления и внешнюю среду) с  целью определения законов и  закономерностей управления, совершенствования, получения и применения новых  знаний в теории и практике.

      Методология, позволяет определить цели. Она также  находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов  и методов исследования.

      По  содержанию различают методологии:

      - агностицизма, предполагающего невозможность  познания реальной действительности;

      - дуализма, построенного на предположении  наличия в явлении двух сущностей;

      - материализма, в основе которого  находится материалистическое понимание  всех явлений;

      - позитивизма, исходные положения  которого сводятся, в основном, только  к изучению объекта с точки  зрения его полезности и оценке  этой полезности;

      - теологизма, в основе которого  вера в Бога (т.е. в высшее  существо), абсолютную идею и т.п.;

      - экзистенциализма, основывающегося  на априорном преувеличении фактических  данных.

      Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию. Исходя из этого среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:

      - механистический, основанный на  изучении в объекте только  причинно-следственных связей;

      - метафизический, в котором приоритет  отдается связям движения в  виде превращения одного из  них в другое с последующим  возвращением к исходному;

      - биологический, в котором приоритет  отдается функциональным связям  биологического характера (т.е.  таким, как в живых организмах);

      - диалектический, основанный на законах  диалектики (закона единства и  борьбы противоположностей и  др.

      Цель  курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.

      Исходя  из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании  работы следующие:

      1. Диалектический подход к исследованию, основные положения; 

      2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;

      3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования; 

      4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование; 

      5. Рефлексивный подход к исследованию;

      6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.

      При написании работы автор использовал  литературы отечественных авторов  таких как Мишин В.М., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и другие.

      Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим диалектический, процессный и ситуационный подход к исследованию систем управления. Во второй главе мы рассмотрим функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию систем управления, их сущность и случаи использования.

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный

1.1. Диалектический подход  к исследованию, основные  положения

 

      Выбор методологического подхода к  исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая  часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней  средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

      Данный  подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом  этого учения выступает закон  единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип  всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его  стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз  на более высоком уровне и все  это осуществляется по спирали [2].

      Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени  новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует  руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при  исследовании принципы восхождения  от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического  и исторического, выявления в  объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

      Рассматриваемый подход предопределяет необходимость  использования соответствующих  принципов:

      - непрерывного движения и развития  всех явлений;

      - научности, требующий использования  всего нового и прогрессивного  и обеспечивающий предвидение  явлений, возможность использования  результатов исследований;

      - взаимодействия, предполагающего использование  разнообразных связей, многовариантности,  и целостности отображения и  исследования явлений;

      - объективности и достоверности;

      - противоречивости;

      - преемственности;

      - относительности;

      - исторической определенности.

      Диалектический  подход к исследованию определяет практика, которая является:

      1) основным методологическим инструментом  исследования;

      2) движущей силой исследования, так  как определяет то, что может  быть для нее актуальным;

      3) важнейшим потребителем результатов  исследования;

      4) основным критерием истинности  результатов исследования. Существенную  значимость при использовании  диалектического подхода приобретают  исторический и логический методы  познания истины [4].

      Диалектический  подход к исследованию в связи  с его положениями о постоянстве  происходящих изменений, необходимости  замены всего устаревающего новым  является наиболее прогрессивным и  используется в подавляющей части  всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов  и методов диалектического подхода  к исследованию в сочетании с  методологическим инструментарием  других подходов является в современный  период его практической формулой [4].

      Диалектический  подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и  в первую очередь системного.

1.2. Процессный подход  к исследованию, сущность  и технология

      

      

      Процессный  подход (процесс - последовательная смена  состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в  целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных  между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование  и планирование, организация и  т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь  также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных  непрерывно выполняемых действий, преобразующих  некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис.1).  

Рис.1. Основные составляющие процесса исследования 

          Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ [4].

      Технологически  процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и  последовательно-параллельно (рис.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.  

      Рис.2. Виды процессного подхода к исследованию: А - последовательный; Б - параллельный; В - последовательно-параллельный 

      Преимущество  процессного подхода состоит  в следующем:

      - непрерывности взаимосвязанного  проведения исследовательских работ;

      - получении синергетического исследовательского  результата;

      - более полном выполнении требований  к проведению исследований;

      - постоянном улучшении процессов,  основанных на объективных результатах  исследования.

1.3. Ситуационный подход  к исследованию, сущность  и случаи использования

 

      В настоящее время для ряда целей  исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться  по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с  внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные  плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ [5].

      В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается  в оперативном изучении сложившейся  ситуации и проведении исследовательских  работ на основе использования преимущественно  типовых процедур исследования и  своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией [6].

      В общем случае ситуационный подход к  исследованию методологически тесно  связан с аналогичным подходом к  управлению, который сформировался  ранее и внес существенный вклад  в теорию управления.

      Основная  принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно  лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые  будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в  конкретных условиях и обстоятельствах.

Федеральное агентство по образованию.docx

— 13.56 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Современные подходы к руководству организацией