Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;
4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;
5. Рефлексивный подход к исследованию;
6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: диалектический, процессный, ситуационный…………………………………..5
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения…...........5
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология……..........7
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования……………………………………………………………….9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления…………………………………………….12
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование……………………………………………………………………12
2.2. Рефлексивный подход к исследованию…………………………………...13
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность………………............19
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Исследование
систем управления – научное изучение
профессиональными
Методология, позволяет определить цели. Она также находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.
По содержанию различают методологии:
-
агностицизма, предполагающего невозможность
познания реальной
-
дуализма, построенного на предположении
наличия в явлении двух
-
материализма, в основе которого
находится материалистическое
-
позитивизма, исходные
- теологизма, в основе которого вера в Бога (т.е. в высшее существо), абсолютную идею и т.п.;
-
экзистенциализма, основывающегося
на априорном преувеличении
Использование
любой методологии определяет применение
того или иного подхода к
-
механистический, основанный
- метафизический, в котором приоритет отдается связям движения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному;
-
биологический, в котором
- диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и борьбы противоположностей и др.
Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1.
Диалектический подход к
2.
Процессный подход к
3.
Ситуационный подход к
4.
Функциональный подход к
5.
Рефлексивный подход к
6.
Системный подход к
При написании работы автор использовал литературы отечественных авторов таких как Мишин В.М., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и другие.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим диалектический, процессный и ситуационный подход к исследованию систем управления. Во второй главе мы рассмотрим функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию систем управления, их сущность и случаи использования.
Выбор
методологического подхода к
исследованию оказывает самое существенное
влияние на процесс его проведения
и результативность, так как от
этого во многом зависит направленность
всех исследовательских работ. Большая
часть изучаемых объектов - динамичные,
внутренне взаимосвязанные
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали [2].
Спиралеобразное
движение обеспечивает постоянное накопление
знаний и достижение с течением времени
новых уровней развития. Помимо закона
единства и борьбы противоположностей
диалектики в ходе познания следует
руководствоваться такими законами,
как переход количества в качество,
отрицание отрицания, реализуя при
исследовании принципы восхождения
от абстрактного к конкретному, единства
анализа и синтеза, логического
и исторического, выявления в
объекте разнокачественных
Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:
-
непрерывного движения и
-
научности, требующий
- взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;
- объективности и достоверности;
- противоречивости;
- преемственности;
- относительности;
- исторической определенности.
Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:
1)
основным методологическим
2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для нее актуальным;
3)
важнейшим потребителем
4)
основным критерием истинности
результатов исследования. Существенную
значимость при использовании
диалектического подхода
Диалектический
подход к исследованию в связи
с его положениями о
Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.
Процессный
подход (процесс - последовательная смена
состояний в развитии чего-нибудь;
развитие какого-либо явления) известен
применительно к управлению в
целом. Он рассматривает управленческую
деятельность как непрерывное выполнение
комплекса определенных взаимосвязанных
между собой видов деятельности
и общих функций управления (прогнозирование
и планирование, организация и
т.д.). Причем выполнение каждой работы
и общих функций управления здесь
также рассматриваются в виде
процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных
непрерывно выполняемых действий, преобразующих
некоторые входы ресурсов, информации
и т.п. в соответствующие выходы, результаты
(рис.1).
Рис.1. Основные
составляющие процесса исследования
Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ [4].
Технологически
процессный подход к исследованию осуществляется
последовательно, параллельно и
последовательно-параллельно (рис.2), однако
наиболее жизнеспособным из названных
подходов является последовательно-параллельный.
Рис.2.
Виды процессного подхода к
Преимущество процессного подхода состоит в следующем:
-
непрерывности
-
получении синергетического
-
более полном выполнении
-
постоянном улучшении
В
настоящее время для ряда целей
исследования СУ, обусловленных необходимостью
быстротечного изменения
В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией [6].
В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.
Основная
принципиальная особенность рассматриваемого
подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства,
которые оказывают влияние на
СУ в рассматриваемый момент времени.
Изучая сложившуюся ситуацию можно
лучше понять как обусловившие ее
причины, так и воздействия, которые
будут в большей степени
Информация о работе Современные подходы к руководству организацией