Современные подходы к руководству организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;
4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;
5. Рефлексивный подход к исследованию;
6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: диалектический, процессный, ситуационный…………………………………..5
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения…...........5
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология……..........7
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования……………………………………………………………….9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления…………………………………………….12
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование……………………………………………………………………12
2.2. Рефлексивный подход к исследованию…………………………………...13
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность………………............19
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Работа состоит из  2 файла

Введение.docx

— 48.93 Кб (Скачать документ)

2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода

 

      Анализ  исследовательского опыта показал, что применение только одного какого-либо подхода в его классическом виде для целей системного исследования не только практически невозможно, но и не дает существенного эффекта. Отсюда объективно вытекает необходимость  интегративного сбалансированного  использования различных методологических подходов применительно к каждому  конкретному исследованию СУ. Данный подход правомерно следует трактовать именно как системный, т.е. как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы [5].

      Следовательно, интегративно-конвергенциальный подход к исследованию СУ представляет собой  такую методологию исследовательского процесса, которая интегративно использует системный, целевой, процессный, параметрический, функциональный, ситуационный, поведенческий, рефлексивный и другие подходы (рис.4).  

      

      
Целевой подход
Процессный  подход
Параметрический подход
Ситуационный  подход
Поведенческий подход
Рефлексивный  подход
Другие  подходы

        
 
 
 

Рис.4. Модель интегративно-конвергенциального подхода  к исследованию систем управления 

      Это значит, что в процессе исследования СУ в зависимости от целей, вида и  объекта исследования в системный  подход могут включаться также и  целевой, и ситуационный, и функциональный, и другие подходы.

      Одним из объективных случаев конвергенции различных подходов в системный  подход является использование, помимо всех прочих, целевого подхода. Целевой  подход ориентирован на поставленные перед исследованием цели как  на желаемый новый исследовательский  результат. Представление целей  исследования во многом определяет содержание и меру эффективности практически  всех проводимых работ [7].

      Поэтому применение целевого подхода обязывает  определять цели исследования на основе глубокого анализа всех потенциальных  возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.п.), имеющихся  в распоряжении исследователей. Достижение целевых установок исследования требует концентрации всех усилий и  ресурсов.

      Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд  других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.

      Между методологическими подходами к  исследованию, как и между науками  и научными направлениями, нередко  нет четких границ, поскольку они  используют примерно одни и те же способы, приемы, принципы. Поэтому часть  из них действительно можно рассматривать  как подходы, реально используемые в методологии исследования, а  некоторые из них или являются частными случаями других подходов, или  только косвенно относятся к одноименным, методам исследования и управления.

      В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам  исследования, будут рассмотрены  в последующих материалах.

 

Заключение

 

      Выбор методологического подхода к  исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая  часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней  средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

      Данный  подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом  этого учения выступает закон  единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип  всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его  стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз  на более высоком уровне и все  это осуществляется по спирали.

      Диалектический  подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и  в первую очередь системного.

      Процессный  подход (процесс - последовательная смена  состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в  целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных  между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование  и планирование, организация и  т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь  также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных  непрерывно выполняемых действий, преобразующих  некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

      В настоящее время для ряда целей  исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться  по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с  внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные  плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

      В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается  в оперативном изучении сложившейся  ситуации и проведении исследовательских  работ на основе использования преимущественно  типовых процедур исследования и  своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой.

      Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней  среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

      Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная  для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде  изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся  знания и практический опыт исследователя.

      Системный подход, будучи неразрывно связанным  с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и  выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

      Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд  других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.

      Между методологическими подходами к  исследованию, как и между науками  и научными направлениями, нередко  нет четких границ, поскольку они  используют примерно одни и те же способы, приемы, принципы. Поэтому часть  из них действительно можно рассматривать  как подходы, реально используемые в методологии исследования, а  некоторые из них или являются частными случаями других подходов, или  только косвенно относятся к одноименным, методам исследования и управления.

      В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам  исследования, будут рассмотрены  в последующих материалах.

 

Список  литературы

 
  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 2007.
  2. Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социологические и экономические исследования, прогнозные и плановые исследования, экспериментальные исследования. - Московская область: Крылья, 2006.
  3. Грачева М.В. Анализ проектных рисков: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 2004.
  4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  5. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДЕКА, 2005.
  6. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  7. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  8. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2010.
  9. Никулин Ю.Г., Дубицкий Л.Г. Аналитические методы в бизнесе и управлении. - М.: Изд-во стандартов, 2009.
  10.   Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Федеральное агентство по образованию.docx

— 13.56 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Современные подходы к руководству организацией