Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;
4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;
5. Рефлексивный подход к исследованию;
6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: диалектический, процессный, ситуационный…………………………………..5
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения…...........5
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология……..........7
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования……………………………………………………………….9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления…………………………………………….12
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование……………………………………………………………………12
2.2. Рефлексивный подход к исследованию…………………………………...13
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность………………............19
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Анализ
исследовательского опыта показал,
что применение только одного какого-либо
подхода в его классическом виде
для целей системного исследования
не только практически невозможно,
но и не дает существенного эффекта.
Отсюда объективно вытекает необходимость
интегративного сбалансированного
использования различных
Следовательно,
интегративно-
Целевой подход |
Процессный подход |
Параметрический подход |
Ситуационный подход |
Поведенческий подход |
Рефлексивный подход |
Другие подходы |
Рис.4. Модель
интегративно-
Это значит, что в процессе исследования СУ в зависимости от целей, вида и объекта исследования в системный подход могут включаться также и целевой, и ситуационный, и функциональный, и другие подходы.
Одним
из объективных случаев
Поэтому применение целевого подхода обязывает определять цели исследования на основе глубокого анализа всех потенциальных возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.п.), имеющихся в распоряжении исследователей. Достижение целевых установок исследования требует концентрации всех усилий и ресурсов.
Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.
Между
методологическими подходами к
исследованию, как и между науками
и научными направлениями, нередко
нет четких границ, поскольку они
используют примерно одни и те же способы,
приемы, принципы. Поэтому часть
из них действительно можно
В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам исследования, будут рассмотрены в последующих материалах.
Выбор
методологического подхода к
исследованию оказывает самое существенное
влияние на процесс его проведения
и результативность, так как от
этого во многом зависит направленность
всех исследовательских работ. Большая
часть изучаемых объектов - динамичные,
внутренне взаимосвязанные
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.
Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.
Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.
В
настоящее время для ряда целей
исследования СУ, обусловленных необходимостью
быстротечного изменения
В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой.
Тесно
взаимосвязанным с
Основой
рефлексивного подхода к
Системный
подход, будучи неразрывно связанным
с фундаментальными идеями диалектики
и диалектического подхода, вместе
с тем имеет свою сущность и
выступает как отдельный
Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.
Между
методологическими подходами к
исследованию, как и между науками
и научными направлениями, нередко
нет четких границ, поскольку они
используют примерно одни и те же способы,
приемы, принципы. Поэтому часть
из них действительно можно
В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам исследования, будут рассмотрены в последующих материалах.
Информация о работе Современные подходы к руководству организацией