Современные подходы к руководству организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;
4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;
5. Рефлексивный подход к исследованию;
6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: диалектический, процессный, ситуационный…………………………………..5
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения…...........5
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология……..........7
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования……………………………………………………………….9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления…………………………………………….12
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование……………………………………………………………………12
2.2. Рефлексивный подход к исследованию…………………………………...13
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность………………............19
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Работа состоит из  2 файла

Введение.docx

— 48.93 Кб (Скачать документ)

      В реализации ситуационного подхода  важно представление исследователя  о рассматриваемой проблеме или  задаче и соответствующих решениях.

      В ситуационном подходе, также как  и в системном, должен использоваться процессный подход.

      Ситуационный  подход может использоваться в следующих  случаях.

      1. Если сравнительно часто повторяются  типовые ситуации, требующие проведения  однотипных исследовательских работ  и этапов изучения СУ, когда  заранее вырабатываются стандартные  исследовательские процедуры, выводы  и решения. Это позволяет не  тратить много временных, трудовых  и материальных ресурсов на  разработку методик и проведение  исследования, достаточно лишь идентифицировать  реальную исследовательско-управленческую  ситуацию и по типовой схеме  получить готовые выводы и  рекомендации по принятию решения.  В настоящее время это можно  оперативно сделать с помощью  специально разрабатываемых советующих  компьютерных программ [6];

      2. Когда возникают ситуации, отличающиеся  от типовых и не имеющие  стандартных готовых исследовательских  процедур разрешения. Для данного  варианта возможно следующее:

      - при отклонение от типовой  ситуации, вызванной информационной  неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально  разрабатываемые советующие компьютерные  программы с нечеткой логикой;  выполнение таких "советов" позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

      - при полном отклонении от типовой  ситуации и отсутствии информации  для принятия исследовательских  выводов следует использовать  методы ситуационного анализа  (например, факторного, балансового), что  не исключает применение аналитических  компьютерных программ.

      При использовании ситуационного подхода  объектами исследования могут быть методы и стиль управления, ОСУ, стратегия  развития организации, внутренняя и  внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и  др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и  СУ в целом.

      Ситуационный  подход к исследованию СУ развивается  вместе с наукой и техникой. В  настоящее время он предполагает использование экономических и  логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет  связи информатикой, интеллектуальными  советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими  науками [6].

 

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система  управления

2.1. Функциональный подход  к исследованию, сущность  и использование

 

      Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней  среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

      Именно  поэтому все то, что отражает поведение  и отношения таким образом  представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход функциональным.

      При изменении в изучаемой системе  каких-либо параметров в связи с  происходящим процессом в "черном ящике" меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз [7].

      Функциональный  подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при  исследовании систем управления процессного  подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при  изучении экономических явлений, в  том числе планирования, тенденций  экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

2.2. Рефлексивный подход  к исследованию

 

      Термины и определения в области рефлексивности.

      В государственном образовательном  стандарте для специальности  "Менеджмент организации" записано, что одним из вопросов рассматриваемой учебной дисциплины является рефлексионное исследование. Однако более правильно его интерпретировать как рефлексивный подход к исследованию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских работ в управлении.

      Для понимания сущности рефлексивного  подхода к исследованию СУ предварительно следует рассмотреть несколько  терминов и определений, связанных  с понятием "рефлексивный" [7].

      Рефлекс (от лат. геflexus - отражение) - физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.

      Рефлексия (от лат. геflexio - отражение, обращение назад) - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.

      В работе Д. Юма "Трактат о человеческой природе" рефлексия характеризуется как вторичное восприятие (перцепция) реальности, т.е. все то, что основано на ее первичном чувственном восприятии. Другие ученые (например, Р. Декарт) отождествляют рефлексию со способностью человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Психолог С.Л. Рубинштейн определил рефлексию как способность человека смотреть на жизнь со стороны.

      Следует сказать, что исходя из этих определений  рефлексия у человека может проявляться  в реальных условиях и при наличии  знаний, мыслей, чувств. Следовательно, при проведении исследований рефлексия  исследователя может быть использована в ходе решения самых разнообразных  проблем и задач. В логике отношение  называется рефлексивным, если каждый его член находится в таком  же отношении к самому себе.

      Таким образом, соблюдается правило тождества  и одновременности явлений, например:

      если  а = в,

      то  в = а (симметрия),

      а = а (рефлексивность отношения равенства),

      в = в (рефлексивность отношения равенства) [8].

      При этом если событие х произошло  одновременно с событием у, то это  значит, что каждое из них произошло  одновременно. Рефлексивное отношение  может быть записано так:

      хRу - хRх - уRу.

      Из  этого свойства рефлексивности вытекает очевидное правило:

      если  суждение хRу правильное, то таковыми же будут и суждения хRх и уRу (например, с = к, то и с = с и к = к).

      Д. Сорос считает, что восприятия человеком  реальности по самой своей природе  содержат ошибку, и при этом существует двусторонняя связь - между ошибочными восприятиями и действительным ходом  событий, а результатом служит отсутствие соответствия между ними. Эту двустороннюю связь он называет рефлексивной.

      Мыслительная  деятельность, по мнению Д. Сороса, может  быть разбита на две зависимые  друг от друга функции:

      - пассивную (когнитивную), которая  может быть определена как  "функция обдумывания";

      - активную (воздействующую), определяемую  как "функция участия".

      При выполнении пассивной функции восприятия участников процесса (в нашем случае исследователей) зависят от ситуации, т.е. здесь ситуация - независимая  переменная, а при активной функции  восприятия участников влияют на ситуацию, т.е. независимой переменной здесь  выступает непосредственно мышление человека. Очевидно, что эти две  функции по своей направленности являются противоположными.

      Данные  функции могут выполняться как  отдельно, так и одновременно.

      Примером  пассивной функции восприятия исследователем можно назвать обучение на основе опыта других исследователей, а примером активной - определение цены на базе имеющихся приоритетов и конъюнктуры  рынка.

      При одновременном выполнении обеих  функций они интерферируют друг с другом, и тогда независимая  переменная одной функции становится зависимой переменной другой. При  этом они взаимодействуют друг с  другом, т.е. ситуация и знания исследователя  являются зависимыми переменными и  первичное изменение ускоряет наступление  дальнейших изменений как в самой  ситуации, так и во взглядах участников. Д. Сорос называет это взаимодействие "рефлексивностью". Следует отметить, что французы это слово употребляют для обозначения глагола, субъект и объект которого совпадают [8]. Математически понятие рефлексивности можно представить в виде двух рекурсивных функций:

      у = f(х) - пассивная функция,

      х ==G(у) - активная функция.

      Следовательно:

      y=f [G(х)],

      х = G [f(у)].

      Эти две функции в управлении ведут  не к равенству, как в естественных науках, а к бесконечному процессу изменений. В условиях определенной исследовательской ситуации явления  представляются в уме исследователя  не сами по себе, а отражаются совместно  с его восприятиями и наоборот, т.е. в этом случае восприятия соединяются  с происходящими фактами.Д. Сорос такой подход к определению сущности рефлексивности называет "шнурованным", или перекрестным, соединяющим факты и восприятия, восприятия и факты, как шнурки в ботинках. Такое понимание рефлексивности и его процесса во многом является диалектическим [8].

      Здесь также уместно напомнить о  терминах "рефлексология" и "рефлексогенность".

      Рефлексология (от греч. logos понятие, учение) - одно из направлений в психологии, основанное В.М. Бехтеревым, рассматривающее всю психическую деятельность как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.

      Рефлексогенность (от греч. genos - род, происхождение) - явление, вызывающее безусловный рефлекс, в основе которого раздражение определенных рецепторов в соответствующей зоне организма (например, вид пищи может вызвать раздражение вкусовых рецепторов полости рта, которое всегда вызывает слюноотделение).

      Близким по смыслу к приведенным словам является термин "рефлекторный" (если это, например, объект исследования), т.е. реагирующий на внутренние и внешние раздражители и относящийся к рефлексам (объект имеет соответствующую реакцию на раздражитель).

      Обычно  СУ носят рефлекторный характер, так  как в большинстве случаев  при проведении исследования всегда можно предугадать ответную реакцию  системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие  система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует  на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система  становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состояния менеджеров, отказах ТСУ и т.п.

      Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так как действия индивидуума  трудно прогнозировать при наличии  у него стресса, ситуаций риска и  т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного ее элемента - человека, а это требует проведения аналитических работ социально-экономического и организационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр). [10].

      Следовательно, исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей  устойчивости системы из-за человеческого  или техногенного фактора. Для рефлекторной области СУ, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться  больше математическими методами, для  нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф  и т.п.

Федеральное агентство по образованию.docx

— 13.56 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Современные подходы к руководству организацией