Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения;
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования;
4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование;
5. Рефлексивный подход к исследованию;
6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: диалектический, процессный, ситуационный…………………………………..5
1. Диалектический подход к исследованию, основные положения…...........5
2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология……..........7
3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования……………………………………………………………….9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления…………………………………………….12
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование……………………………………………………………………12
2.2. Рефлексивный подход к исследованию…………………………………...13
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность………………............19
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Очевидно,
что в процессе исследования СУ исследователь
должен решать задачи в условиях неопределенности,
что не позволяет пользоваться только
фактами. Для принятия рациональных
решений и выводов требуется
включение профессионального
Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной информации и ее глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского "чутья".
Основой
рефлексивного подхода к
В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.
Предпочтительным представляется рефлексивный подход к исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.
От ситуации и объема знаний исследователя зависит то, какой подход к исследованию доминирует - рефлексивный или интуитивный. Преобладает как правило тот подход, которому отдается предпочтение в конкретном исследовании. Наиболее конструктивен подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности (рис.3). При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться недостаточно рациональным.
Рис.3. Идеальный
вариант использования
Системный
подход, будучи неразрывно связанным
с фундаментальными идеями диалектики
и диалектического подхода, вместе
с тем имеет свою сущность и
выступает как отдельный
В качестве примера можно привести использование системного подхода при проведении К. Марксом известного научного исследования общества как целого, результаты которого он отразил в "Капитале". Это одно из первых системных исследований сложной социально-экономической системы [2].
В
XX в. в связи с развитием
Применительно к исследованию организации системный подход предусматривает:
-
рассмотрение всей организации
как некоторой целостности - системы,
состоящей из относительно
-
рассмотрение организации как
открытой многоцелевой системы,
-
всестороннее изучение не
-
изучение всей совокупности
Соблюдение
каждого из приведенных положений
имеет большое значение для реализации
системного подхода к исследованию.
Однако еще в более значительной
мере это зависит от способности
или неспособности
Необходимость всестороннего рассмотрения объектов может быть образно проиллюстрирована следующим, в определенной мере юмористическим, диалогом.
"Приходит в аптеку плохо знающий последствия от использования тех или иных соединений покупатель.
Йодистый калий есть?
Аптекарша отвечает:
Нет, есть только цианистый калий.
Покупатель спрашивает:
А какая между ними разница?
И слышит в ответ:
- Всего лишь на рубль дороже".
Следовательно,
при системном подходе
Данный подход обладает существенными достоинствами по сравнению с другими, например:
1)
возможности системного
2)
можно декомпозировать любой
изучаемый объект с
3)
создается более глубокая
4)
обусловливается тесная связь
с другими методологическими
направлениями науки, а при
необходимости имеется
Системный подход к исследованию СУ предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, теорию управления, теорию организации, инноватику, информатику, метрологию, эконометрику; квалиметрию, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализы и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности [5].
Общая теория систем предназначалась для исследования и изучения систем любой сложности и назначения, быть фундаментом системотехники и ряда других смежных с ней научных направлений. В ней используется многовидовая система абстрагирования, включая логико-математический, символический, теоретико-множественный, топологический, теоретико-информационный, эвристический, абстрактно-алгебраический, динамический методы. Использование того или иного вида абстрагирования позволяет получать ответы на вопросы определенной группы. При необходимости следует применять другие виды абстрагирования. Использование теории сложных систем для решения задач исследования СУ доказало ее полезность.
Теория сложных систем является научно-математической базой системотехники - научно-технической дисциплины, изучающей вопросы создания, испытаний и эксплуатации сложных автоматизированных систем, к которым в ряде случаев можно отнести и СУ большого масштаба. Возникновение таких сложных систем порождает не только проблемы в рамках ее составных частей, но общесистемные проблемы, связанные с закономерностями функционирования, организацией взаимодействия и взаимосвязей различных подсистем, учетом воздействия внешней среды на систему и ее составляющие части, оптимизации управления подсистемами и системой в целом. Именно решение общесистемных проблем управления сложными системами составляет основное содержание системотехники.
В отечественной практике накоплен большой методологический и методический потенциал разработки сложных автоматизированных систем, что следует использовать при исследовании СУ. Наиболее эффективно с применением системотехники могут решаться задачи прикладного исследования, связанные с планированием и созданием сложных СУ [5].
Проведение
исследований социально-экономических
систем, различных управленческих процессов
и явлений требует привлечения
широкого круга специальных научных
математических и количественных методов,
в том числе методов
Методологическую
основу исследования операций составляют:
теория вероятностей, включающей теорию
случайных процессов (в том числе
методы моделирования операций по схемам
случайных процессов и
Например,
теория игр представляет собой такую
теорию, которая рассматривает
-
определение величины
-
поиск методов оперативного
-
поиск путей минимизации
-
заключение договоров и
Методология
исследования предполагает использование
не только системного подхода, но и
других, в частности функционального,
целевого, ситуационного, параметрического,
нормативного, оптимизационного и пр.
Информация о работе Современные подходы к руководству организацией