Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:41, контрольная работа
Цель данной работы сводиться к тому, чтобы показать какие стили, методы руководства имеются в распоряжении руководителя и какими основными качествами должен обладать современный руководитель.
Введение…………………………………………………………………………..3
Функции руководителя в управлении организацией………………………5
Персонал как объект управления в организации………………………….10
Стиль руководства……………………………………………………………..14
Руководство и лидерство……………………………………………………….21
Лидерство в менеджменте……………………………………………………..24
Власть и влияние………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..35
Управление персоналом распространяется как на наемных работников, включая руководителей, так и на работодателей и других владельцев организации. Его сущность заключается в установлении организационных, экономических, финансовых, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на деятельность, трудовое поведение, интересы работников в целях максимального использования перечисленных факторов.
Управление
персоналом занимает ведущее место
в системе управления организацией.
Методологически эта сфера
Управление
персоналом — это система взаимосвязанных
организационных, экономических и
социальных мер по созданию условий
для нормального
Как целостная система управление персоналом имеет определенные функции, ставит перед собой соответствующие задачи, и направлено на обеспечение необходимых результатов. Можно выделить следующие основные функции управления персоналом:
Основными задачами управления персоналом организации являются:
Каждая организация заинтересована в повышении своей конкурентоспособности, что требует как внедрения высоких технологий, так и привлечения наиболее способных и квалифицированных работников. Подбор таких работников - одна из основных задач службы управления персоналом. Чем выше уровень профессионализма работников, их умений, навыков, способностей, трудовой мотивации, тем быстрее совершенствуется и более продуктивно используется материальный фактор организации.
Управление персоналом должно полностью соответствовать концепции развития организации и включать три основные стадии: формирование, использование и стабилизацию персонала.
Формирование
персонала предусматривает
Использование
персонала состоит в создании
постоянного кадрового состава;
обеспечении рабочих мест; управлении
карьерой, т.е. в профессионально-
Стабилизация
персонала включает учет квалификации
и персональных навыков сотрудников
и формирование соответствующего банка
данных; оценку результатов труда
для выявления потенциала каждого
работника в целях его
Персонал
организации также является системой,
состоящей из взаимосвязанных элементов.
Система имеет свою внутреннюю структуру,
поскольку работники
Состояние
системы управления персоналом определяется
как ее собственными целями, так
и целями производства. Рабочая сила,
занятая в организации, должна соответствовать
вещественному фактору
Стиль руководства
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном стиле. Под стилем руководства понимают совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных. Эти способы воздействия зависят от ряда факторов:
Каждый человек уникален, поэтому, сколько руководителей, столько и стилей руководства. Однако в поведении руководителей можно наблюдать определенные типичные черты, имеющие ту или иную степень выраженности. Это служит основанием для выделения различных типов руководителей. Их можно свести к двум противоположным: демократическому и автократическому.
Привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным описал в книге «Человеческая сторона предприятия» Дуглас Макгрегор. Точка зрения Макгрегора известна в менеджменте как «Теория X» и «Теория Y». Руководители автократического и демократического стилей по-разному представляют себе поведение работников и то, как надо управлять людьми:
|
|
Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы | Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу |
У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили. Больше всего люди хотят защищенности | Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели |
Чтобы заставить людей трудиться, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания | Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично |
Как писал Макгрегор, теория X приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания.
В теории Y повышенное внимание уделено природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности организационным целям, предоставляющим возможность максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при их достижении. В последние годы теория Y получила развитие как теория Z, выдвинутая профессором Калифорнийского университета В. Оучи на основе изучения японского опыта управления персоналом. Отличительными чертами японского опыта, обеспечивающими реализацию «человеческого потенциала», по мнению X. Йосихары, считаются два основных признака:
Гарантия
занятости и создание
обстановки доверительности.
Японские руководители так беспокоятся
о стабильности рабочей
силы, потому что стабильность служит
стимулом для рабочих и
служащих, укрепляет чувство корпоративной
общности, отношения рядовых сотрудников
с руководством. Постоянное присутствие
руководства на производстве типично
для японского предприятия.
Гласность и ценности корпорации. Работники всех уровней управления и рабочие пользуются общей базой информации о политике и деятельности фирмы, в результате чего развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.
В «теории Z» каждый работник трудится без надзора, самостоятельно. Такое доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей с целями предприятия.
В «чистом» виде вряд ли можно наблюдать проявление какого-либо стиля. Правильнее говорить о тяготении конкретного руководителя либо к демократическому, либо к автократическому руководству, в зависимости от того, насколько в поведении данной личности выражены те или иные характеристики.
Мы же, теоретически рассматривая стили руководства, будем представлять «крайние» варианты с ярко выраженными характеристиками.
Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических моделей, различающих по самым разным основаниям варианты стилей руководства.
Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было проведено Куртом Левиным. Его типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е гг., остается до сих пор самой популярной. Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется ее простотой. К. Левин сводит все стили к трем основным видам: авторитарному, демократическому и попустительскому.
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Подчиненным предоставляет лишь минимум информации. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.
Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Демократический стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание — с учетом мнения коллектива. Мероприятия в коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя — внутри группы, т. е. руководитель, ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество.
При либеральном руководителе подчиненные получают почти полную свободу по выработке решений и сами же свою работу контролируют. В решении вопросов руководитель принимает минимальное участие, практически никаких указаний не дает. Либеральный стиль характеризуется стандартно-формальным тоном, отсутствием похвалы и порицаний, а также сотрудничества как такового. Позиция руководителя — в стороне от группы.
Иногда либеральный стиль руководства называют попустительским. Как ни странно, но почти за полвека исследований стилей руководства однозначной связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства не выявлено: и демократический, и авторитарный стили дают примерно равные показатели продуктивности.
Информация о работе Современный руководитель в системе управления фирмой