Специфика европейского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание

Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.
Цель курсовой работы – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента. Объектом исследования являются модели менеджмента. Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.

Работа состоит из  1 файл

менедмент.docx

— 49.18 Кб (Скачать документ)

Введение

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических  особенностей. К сожалению, наша отечественная  наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий  в нашей стране господствовала административно-командная  система управления, направлявшая в  основном свои усилия на критику зарубежного  опыта управления. Однако, опыт ведения  бизнеса и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в  зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную  почву), а с другой — использования  его лучших достижений в своей  деятельности.

Цель курсовой работы –  изучить особенности западноевропейской модели менеджмента. Объектом исследования являются модели менеджмента. Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента

Экономические отношения  связывают национальные экономики  и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко  говорят о том, что экономическая  деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Национальные особенности  управления организацией важны для  менеджера по следующим мотивам:

– в настоящее время  многие организации активно взаимодействуют  с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут  возникать проблемы, связанные с  тем, что его участники действуют  в соответствии с традициями, принятыми  в их культуре;

– опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи  с формированием мировой экономики  и усложнением связей между экономиками  отдельных стран;

– менеджер может найти  работу за границей. Естественно, ему  потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять  деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между  предприятиями.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

США вполне можно считать  страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают.

В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике  играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые  особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной  является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое  реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.

Одно из существенных отличий  европейского менеджмента от менеджмента  американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных  концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

Сегодня в мире действуют  три основные модели построения системы  бизнес-образования.

Первая, традиционная, которую  можно назвать германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность, во-вторых, повышение  квалификации руководителей. Последнее  ставит своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые необходимы для  конкретной работы в области управления и хозяйственной деятельности.

Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого  профессионального менеджера. Она  предполагает получение высшего  профессионального образования  в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем  высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако в  американской модели, прежде чем получить законченное высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый  опыт практической работы.

В Японии, существует всего  лишь три школы бизнеса, главным  образом для подготовки тех, кто  намеревается работать за границей. Руководителей  готовят сами фирмы на основе концепции "обучение, посредством опыта", планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все - от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших.

Большинство западноевропейских стран, среди которых лидируют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживается смешанной модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской. Длительность обучения меньше чем в США, но зато большее значение имеют работа над проектами, практика на фирмах и т.д.

 

2. Характеристика  менеджмента отдельных европейских  стран

2.1 Немецкая модель  менеджмента

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к  началу прошлого столетия. Ее родоначальником  следует считать выдающегося  ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920). М.Вебер был  в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту  и бизнесу.

Концепция бюрократической  рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной составляющей становления  классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться  на безличной, рациональной основе, названной им "бюрократической". Бюрократия (по Веберу) – система управления с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления. Это были, безусловно, прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.

М.Вебером формулировались  условия реализации предложенной им концепции:

  • Должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в подчинении вышестоящей. Объем власти и объем полномочий по мере движения вверх по уровням иерархии возрастает.
  • Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением.
  • Все административные (управленческие) акты и решения оформляются в письменном виде; ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени.
  • Менеджеры не являются собственниками организации; они – наемные сотрудники; работают только в интересах самой организации, а не в интересах отдельных персон и групп.
  • Менеджеры работают в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, способствуют обеспечению трудовой дисциплины и контролю для достижения поставленных целей. В конечном итоге гарантируют стабильность организации.

Не отрицая ряда недостатков  теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких  стран, как Россия). Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и в менее  развитых стран мира.

Можно выделить следующие особенности немецкой модели менеджмента:

1) Стимулирование  профессиональной подготовки.

Характерные черты немецкой модели менеджмента  можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием  к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс  предполагает как подготовку на рабочем  месте (4 дня в неделю), так и  теоретическое обучение (1 день в  неделю). Содержание образовательной  программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя  институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее  руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.

Как минимум 5% среднегодовой численности  рабочей силы немецких предприятий  составляют учащиеся системы профессионально-технического образования. Примерно 70% рабочих на промышленных предприятиях прошли через  эту систему и сдали квалификационные экзамены, учитывающие отраслевую специфику  и потребности конкретного предприятия. Для сравнения: подобную квалификацию в Нидерландах имеют около 40% рабочих, а в США и Англии – 30%. Важное значение в подготовке квалифицированной  рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии.

Стимулирование  роста профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалисты постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями. Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими.

2) Техническая  подготовленность менеджеров.

Немецкие  менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в  Германии не слишком высоко ценится  общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в  отличие от США. Немцы полагали, что  менеджмент как самостоятельная  дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную  тенденцию к пренебрежению качеством  продукции. Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может  считаться таковым, то это скорее инженер.

В 1980-х  годах были созданы две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось  на изучение и развитие немецкого  стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе  в сотрудничестве с ведущими американскими  бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рейтингах  программ МВА не представлено ни одной  немецкой бизнес-школы или университета.

Для немецких менеджеров, мастеров и наставников  более типично высшее техническое  образование. До настоящего времени  примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое  образование, а половина из них –  докторские степени (в немецкой научно-образовательной  квалификации) в области права, экономики  и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного  меньше по сравнению с британскими  менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.

Вследствие  высокого уровня технического образования  специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени  отдален от производственно-технологического процесса, как это имеет место  в англосаксонских странах. Менеджеры  среднего звена рассматривают техническую  компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного  менеджмента, не считают зазорным постоянно  бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический  процесс и высококачественная продукция  значат гораздо больше для показателей  экономической эффективности по сравнению с другими факторами.

3) Уважительное  отношение к компетентности.

Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе  к цехам и производственным подразделениям. Такое отношение создает потенциал  для взаимоприемлемых внутриорганизационных  отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами  немецкой организации.

Информация о работе Специфика европейского менеджмента