Сравнительный анализ процессного и функционального подходов к управлению организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать литературу по теме исследования;
-определить сущность и понятие функционального подхода;
-определить сущность и понятие процессного подхода;
-выявить недостатки и достоинства подходов;
-провести сравнительный анализ подходов.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ.
1.1. Функциональный подход в современном научном познании.
1.2. Процессный подход как механизм совершенствования управления на предприятии.
1.3. Сравнительный анализ подходов.
ГЛАВА2.ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ТГАМЭУП.
2.1.Характеристика предприятия как объекта.
2.2.Описание бизнес-процессов ТГАМЭУП.
2.3.Рекомендации по улучшению на основе процессного подхода.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 87.04 Кб (Скачать документ)

  

     Процессы - это потоки работы, и у них есть свои границы, другими словами, входы(начало) и выходы(конец). Для любого процесса эти границы установлены начальными входами, с которых он начинается. Процесс заканчивается выходом, который выдает результат.15

     Например, входом в процессе сбыта может  быть получение отделом сбыта  подтвержденных заказов. Входом процесса может быть что-то материальное, например, покупка нового оборудования, или  нематериальное, например, получение  информации или оказание услуги. Выходом  процесса является результат, например, готовая продукция. В любой организации существуют как основные, так и вспомогательные процессы, и необходимо понимать разницу между ними. Основные процессы – это процессы текущей деятельности организации, результатом которых является производство выходов, требуемых клиентами. Вспомогательные процессы обеспечивают существование первичных процессов.16Примером может служить ресторан, где основным процессом является поставка качественной пищи на стол клиента, а вспомогательным - вытирание стола, мытье посуды, выписка счета и т.д.

     В рамках процессного подхода существует термин реинжиниринг бизнес-процессов - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы17.

     Впервые термин реинжиниринг в менеджмент ввели М.Хаммер и Дж.Чампли : «…вначале мы определили реинжиниринг как принципиальное переосмысление и радикальную перестройку бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений критических современных показателей эффективности… и сказали, что в этом определении… самое важное – "радикальный". Но теперь мы думаем, что важнее всего постичь концепцию процессов… Суть нашего подхода в том, чтобы управлять компаниями вокруг их процессов. Иногда они требуют радикальной перестройки, иногда – нет».18

     Я согласна с этими словами и  считаю, что главное – управлять процессами, независимо от того, перестраиваете вы их радикально или совершенствуете пошагово.

     Для себя я дала следующее определение, реинжиниринг - перестройка (как правило, достаточно глубокая) организации путем моделирования и внедрения эффективных бизнес-процессов.

     Реинжиниринг является достаточно сложной и иногда даже болезненной процедурой для предприятия с устоявшейся структурой и методами управления. Поэтому необходимо выделить те положительные результаты, которых можно достигнуть при его грамотном проведении. Вот лишь некоторые (наиболее явные и значимые) из них19:

1.Объединение работ. Процессный подход позволяет свести воедино разрозненные участки работ и передать их в ведение так называемых ситуационных команд состоящих из специалистов в различных областях, но работающих вместе и под общим контролем для достижения общего и всем понятного результата.

2.Параллелизация  работ. Если цепочка работ переосмыслена как единый бизнес-процесс, то видна его общая логика, и теперь работы, которые действительно могут идти одновременно, можно запускать параллельно, избавляясь от простоев и получая огромную экономию времени.

3. Индивидуализация результатов на основе многовариантности процессов. Это стало возможным благодаря описанию множества возможных вариантов последовательности работ и выходов процесса в зависимости от того, какие требования предъявлял клиент.

4. Выполнение работ в точке наибольшей эффективности. Видение существующего процесса на всех участках позволяет определить, где и какие работы можно выполнить наиболее эффективно, и, в соответствии с этим, выстроить новый процесс. В частности, это оказалось одним из факторов популярности такой формы сотрудничества предприятий, как «аутсорсинг».

Суть  его заключается в выделении среди всех функций, выполняемых в компании, тех, что не относятся напрямую к ее бизнесу, и передачи их выполнения сторонним подрядчикам, специализирующимся на данных

работах, по контракту. Так компании сокращают  свои накладные расходы и одновременно получают более качественный результат  работ.

5. Сокращение времени контроля и согласования. При совместной работе специалистов различных отделов над общим процессом практически отпадает необходимость согласования промежуточных этапов, так как работа «прозрачна» для всех участников. По этой же причине сокращается количество точек контроля и время прохождения каждой из них при сохранении и даже увеличении качества конечного продукта.

6. Унификация контакта с внешней средой. Клиенту, как правило, удобнее и дешевле контактировать только с одним сотрудником компании, представляющим весь процесс по осуществлению сделки и отвечающим за ее результат. Поэтому выделяется менеджер, ведущий сделку от начала до конца и отвечающий за ее результат как перед собственным руководством, так и перед клиентом.

7. Совмещение централизованных и децентрализованных функций. Гибкая структура процессов и постоянный доступ к необходимой информации позволяют быстро принимать решения как на верхнем уровне , так и в самом нижнем звене исполнения, без длительной процедуры вертикальной передачи вопросов и распоряжений.

     Современные условия  требуют новых подходов к управлению организацией, формирование процессного подхода позволят создать  структуру бизнеса, максимально  ориентированную на потребителя. Переход  к использованию данного подхода  возможен только на основе соответствующей  теоретической и практической базе. 
 
 

                                

 

    1.3.Сравнительный анализ подходов. 

       В таблице 2 приведен сравнительный анализ процессного и функционального подходов, результаты которого систематизированы. 

                                                                                                                      Таблица 2.

         

       Сравнительный анализ процессного и функционального подходов.

Критерии  сравнения Процессный  подход Функциональный  подход
Определение подхода Управление  бизнес-процессами, как совокупностью видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребления Управление  предприятием с разделением его  на структурные элементы по функциональному  признаку
Подход  к управлению Рассматривает управление как серию взаимосвязанных, непрерывных процессов Рассматривает управление как совокупность функций, которые нужно выполнить для  удовлетворения потребности потребителя
Принцип построения

организации

Ответственность за процесс Разделение  труда по видам деятельности и  функциям
Специализация Выполнение  разнообразных функций, требующих  широкого круга знаний и творческого  подхода к решению проблем Выполнение  сотрудником одной или нескольких простых подобных операций. Строгая  регламентация труда
Система мотиваций Заинтересованность  каждого конкретного исполнителя в повышении качества конечного продукта Заинтересованность  в выполнении своих непосредственных функций или функций подразделения
Взаимодействие

между структурными подразделениями

Максимально скоординировано Конфликты между  подразделениями. Взаимодействие между  подразделениями усложнено
Нагрузка  на руководителя Снижена, так  как ответственность распределяется между владельцами процессов Высокая, так  как руководителю необходимо контролировать все функции
Адаптация к внешней

среде

Быстрая реакция  на смену внешних условий среды, постоянное улучшение результативности и повышение эффективности процесса Медленная реакция, так как любые изменения внешней  среды приводят к изменению всей технологии работы, а это долгий процесс, требующий больших затрат
Социальная  политика Постоянное  обучение и повышение квалификации работников. Поощрение к образованию  и самосовершенствованию Использование труда необразованных, низкоквалифицированных работников
Обмен информацией Высокая динамичность системы, обусловленная  всеобщей заинтересованностью  в повышении скорости обмена информацией Создание информационных барьеров, существенные искажения информации, а следовательно, снижение качества управленческих решений, вызванное  наличием иерархической структуры и   бюрократизма.
Приоритеты   Ориентация  на потребителя Ориентация  на выполнение всех функций, на производство готовой продукции и, как следствие, получение прибыли
Время выполнения операций  

     

Сокращается время выполнения процесса при одновременном повышении качества выполняемых работ за счет исключения операций передачи информации по иерархии управления20 
Примерно 20% времени тратится на выполнение операций, а 80% - на передачу результатов. Фактически, деятельность руководителей направлена на то, чтобы “склеить” функции в процессы. При этом искажается передаваемая информация, ухудшается качество результата21 
Расходы Снижаются накладные расходы за счет сокращения количества операций и, как следствие, стоимость результата процесса Расходы растут за счет большего количества операций, возникающих как из-за необходимости частой передачи информации и промежуточных результатов между функциональными подразделениями, так и из-за большого числа ненужных операций, порождаемых отсутствием понимания исполнителями своей роли в процессе22

     Проведенный мною анализ результатов таблицы позволяет выделить следующие преимущества процессного подхода перед функциональным:

  • Высокая мотивоемкость. Именно процессный подход позволяет учесть такие важные аспекты бизнеса, как ориентация на конечный продукт, заинтересованность каждого конкретного исполнителя в повышении качества конечного продукта и, как следствие, заинтересованность в качественном выполнении своей работы.
  • Снижение нагрузки на руководителей, поскольку ответственность распределяется между владельцами процессов.
  • Высокая гибкость и адаптивность системы управления к изменяющимся условиям внешней среды.
  • Ускорение  скорости обмена информацией благодаря всеобщей заинтересованности.
  • Социальная политика организации направлена на постоянное обучение и повышение квалификации работников. Поощрение их к образованию и самосовершенствованию
  • Приоритеты компании расставлены таким образом, что самым важным является максимальное удовлетворение потребностей потребителя.
  • Конкуренция между функциональными структурами разрушает бизнес. Она противоречит логике общего результата и мешает фокусировке на долгосрочных, сбалансированных целях. При процессном подходе такого нет. Командная работа. Единая цель и мотивация от результата повышает ответственность и согласованность коллективных действий.23
  • Значительно сокращается время на проведение операций, это происходит за счет исключения операций передачи информации по иерархии управления.
  • Расходы компании существенно снижаются за счет сокращения числа операций.

     Все вышеперечисленные преимущества в  настоящее время вошли в разряд необходимых для ведения эффективной  конкурентной борьбы. Современный менеджмент направлен на создание таких систем управления, которые должны быть ориентированы, прежде всего, на качество, результативность и эффективность. 

 

ГЛАВА 2.ОПТИМИЗАЦИЯ  БИЗНЕС-ПРОПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ТГАМЭУП. 

2.1.Характеристика предприятия как объекта. 

    Тюменский колледж системы международного бакалавриата был создан в 1992 году.

       По инициативе Совета учредителей  института в 1999 году было издано  распоряжение губернатора Тюменской  области о преобразовании Тюменского  международного института экономики  и права в государственное  высшее профессиональное образовательное  учреждение Тюменской области.

    В 2001 году приказом департамента образования и науки администрации Тюменской области(№127 от 29.03.2001) институт преобразован в Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права (ТГИМЭУП).

      В 2008 году проведена сертификация в  мировом образовательном пространстве IES London.

       В 2007 году проведена сертификация  системы менеджмента качества, согласно  стандарту ISO 9001 в области образовательной и научной деятельности.

    В 2008 году изменен вид образовательного учреждения: институту присвоен статус – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Тюменская  государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП).24

      Вот уже несколько лет подряд Тюменская  государственная академия входит в  пятерку лучших ВУЗов Тюменской  области.

      Большинство преподавателей ТГАМЭУП имеют ученые степени и звания, многие из них доктора наук и профессора.

     Обучение  в академии ведется на основе государственных образовательных стандартов. Учебный процесс тесно связан с научными исследованиями кафедр, используются компьютерные классы, различная  вычислительная техника, интернет-центр, мультимедийные установки, специализированные лаборатории и кабинеты. В библиотеке академии более 1,2 млн. экземпляров учебной и научной литературы, книги в электронном варианте, электронный каталог.

      Для того, чтобы лучше представить  деятельность академии рассмотрим ее структуру (см. рис.1.) .           

 
 
 
 
 
 

 
 
 

Рис. 1 Структура  учебной деятельности 

      Научной деятельностью в академии занимаются:

1.центр научно-исследовательских  работ, который осуществляет координацию,  организацию и контроль научно-исследовательских  работ, а также осуществляет  взаимодействие с управленческими  структурами органов власти путем  координации тематики научно-исследовательских  работ.

Информация о работе Сравнительный анализ процессного и функционального подходов к управлению организацией