Сравнительный анализ различных теорий мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:35, контрольная работа

Описание

Путь к эффективному управлению производством лежит через понимание мотивации трудовой деятельности работника. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные методы, как и какими способами они могут быть реализованы. Актуальность проблематики заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников.

Содержание

Введение 2
Гл. 1. Мотивация и стимулирование персонала 3
1.1 Основные характеристики содержательных теорий мотивации 3
1.2 Сущность, структура и разновидности стимулирования труда 10
Гл. 2. Сравнительный анализ различных подходов к мотивации. 13
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа состоит из  1 файл

Кр Менедж.docx

— 89.52 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

на тему: Сравнительный анализ различных теорий мотивации

 

Оглавление

Введение 2

Гл. 1. Мотивация и стимулирование персонала 3

1.1 Основные  характеристики содержательных  теорий мотивации 3

1.2 Сущность, структура и разновидности стимулирования  труда 10

Гл. 2. Сравнительный анализ различных  подходов к мотивации. 13

Заключение 19

Список  использованных источников 20

 

Введение

Путь к эффективному управлению производством лежит через понимание  мотивации трудовой деятельности работника. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные методы, как и какими способами они могут быть реализованы. Актуальность проблематики заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников.

Мотивы поведения человека различаются еще по характеру: они  могут быть позитивными (приобрести, сохранить) или негативными (избавиться, избежать). Так, позитивным внешним мотивом поведения является премия, которую человек может получить за хорошую работу, а негативным - наказание за её невыполнение; позитивный внутренний мотив - увлекательность дела, которым он занимается, а негативный - его рутинный характер, вследствие чего от занятия человек, наоборот, стремится избавиться. -ДД

Таким образом, знание факторов мотивации работника является для  руководителя основополагающим, поскольку именно соотношение внутренних и внешних факторов мотивации является основой для согласования интересов сотрудника и компании, разработки системы мотивации для него. Выявить набор мотивационных факторов для сотрудника можно разными способами. В своей работе я буду использовать метод  тестирования.

Общими стимулами, побуждающими человека лучше работать являются: деньги; уважение, самоутверждение: чувство принадлежности к организации; приятная рабочая обстановка; похвала: гибкий график работы, осознание себя членом команды; разрешение приходить на работу в повседневной одежде; возможность внесения идей и предложений: служебные командировки, возможность учиться, карьера, товарищеские отношения; признание заслуг; вознаграждение; возможность работать дома: скидки в магазинах компании; независимость; премии; творческая атмосфера; благодарность за сверхурочную работу, чувство уверенности в работе; сотрудничество с другими людьми; устоявшийся рабочий процесс; доверие руководства.

Систематическое изучение мотивации  с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что  же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в  труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать  прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Гл. 1. Мотивация и стимулирование персонала

1.1 Основные характеристики содержательных  теорий мотивации

Мотивация является основным механизмом повышения производительности труда работников за счет увеличения их личной заинтересованности в результатах своего труда. По сути дела мотивация предполагает создание таких условий, которые регулируют деятельность работников и способствуют появлению потребности самоотверженно трудиться. Для этого разрабатываются системы корпоративной мотивации труда, которые выстраиваются в соответствии с корпоративной культурой данной организации. Таким образом, сама корпоративная культура выступает в качестве фактора мотивации персонала.

Существует две группы теорий мотивации персонала: содержательные теории (А.Маслоу, Д.Макклеланд, К.Алельфер и др.), направленные на изучение и классификацию потребностей и мотивов, и процессуальные теории (Дж. Адамс, В. Врум, Л. Портер и Е. Лоулер и др.), направленные на изучение самого процесса мотивации, механизма перехода цели в деятельность. Основные характеристики содержательных  теорий мотивации представлены в табл. 1.1.

Среди процессуальных теорий наибольшую известность получили теория справедливости и теория ожиданий.

Теория справедливости изучает  представления сотрудников организации  о том, насколько объективно менеджмент оценивает внесенный ими трудовой вклад в сравнении с другими работниками (автор - Стейси Адамс). Теория предполагает, что, оценивая индивидуально вознаграждение за достигнутые в процессе труда результаты, сотрудники организации стремятся к социальному равенству.

В соответствии с теорией  справедливости, в том случае, когда  индивид оценивает получаемое им вознаграждение как приблизительно равное оплате труда других сотрудников, достигших аналогичных результатов, он воспринимает отношение менеджмента к нему лично как честное и беспристрастной в противном случае у сотрудников возникает ощущение несправедливости. Когда индивид ощущает несправедливость, в нем возникают внутренние противоречия, мотивирующие к достижению баланса.

Теория ожидания В. Врума  была разработана в середине 60-х  гг. Согласно этой теории, уровень мотивации сотрудников зависит от представлений индивидов относительно своих способностей к выполнению тех или иных рабочих задач и получению желаемого вознаграждения. Внимание исследователей в данном случае сосредоточено не на идентификации потребностей людей, а на анализе связанного с направленными на получение вознаграждения усилиями мыслительного процесса.

 

Таблица 1.1. Основные характеристики содержательных теорий мотивации

Автор теории

Основные характеристики

Условия применения

А. Маслоу

  • 1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют собой пятиуровневую иерархическую структуру.
  • Поведение человека определяют потребности низшей из неудовлетворенных групп.
  • После удовлетворения потребностей определенной группы их мотивирующее воздействие прекращается.

Относится ко всем людям  на все моменты жизни.

Особенно актуальна в условиях переходной экономики.

К. Альдерфер

    • Потребности объединяются в три группы, которые располагаются по уровням в соответствии с приоритетами.
    • Движение от одной группы потребностей к другой может происходить как снизу вверх (удовлетворение потребностей), так и сверху вниз (фрустрация).

Ориентируется на работающих людей;

если у организации нет возможности для удовлетворения потребности работника в росте, она может предоставить ему возможность удовлетворить любую другую потребность

ф Герцберг

 

      • Две группы потребностей: гигиенические факторы и факторы мотивации.
      • Удовлетворенность наступает то-лько при наличии и гигиенических факторов, и факторов мотивации.
      • В каждой организации должен быть свой обоснованный перечень гигиенических и мотивационных факторов, должны быть выявлены предпочтения работников.

Ориентируется только на работающих;

Возможность использования в различных организациях

Д. Мак Клелланд

        • В настоящее время потребности низших уровней удовлетворены.
        • Мотивация базируется на трех основных потребностях - власти, успеха, принадлежности

Не каждая организация может дать возможность работнику удовлетворить эти потребности

лелланд


Теория ожидания основана на взаимосвязях между усилиями, которые  предпринимает индивид, его уровнем  исполнения рабочих заданий и  желательностью ассоциируемых с упорным трудом результатов. Эта взаимосвязь представлена на рис 1.1.


жидание того


 

Рис. 1.1 Модель мотивации по В. Вруму

 

Принципы теории ожидания используются для разработки стимулирующих систем оплаты труда, побуждающих работников к достижению организационных результатов. Основная трудность состоит в том, что такая система должна соответствовать способностям и потребностям сотрудников компании.

Теория трудовой мотивации  Дугласа МакГрегора была опубликована в 1964 г. в книге «Человеческая  сторона предприятия». По существу эта теория была попыткой соединить  тейлоризм с теорией Э. Мэйо. Теория Д. МакГрегора - двухфакторная, содержащая в себе, по сути, две противоположные теории: «Теорию X» и «Теорию У». Свою мотивационную теорию Д. МакГрегор применил к промышленным ситуациям. Он сформулировал основные подходы к пониманию природы человека, существующие в практике управления, а также вывел из нее следствия и рекомендации, носящие практический характер. Представленная Д. МакГрегором теория пытается соединить разнонаправленные подходы. Первая («Теория X») имеет прямое отношение к экономическому человеку, а «Теория У» - к «социальному» человеку. Теория «Z» была предложена значительно позднее, в 80-х гг. В. Оучи (модель поведения и мотивации человека). «X», «У» и «Z» - это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и соответственно руководитель должен применять весьма различные стимулы труду.

Теория «X» предполагает, что люди в своем большинстве нуждаются в контроле, руководстве, принуждении; основным стимулом является заработная плата.

Теория «У» является антиподом  теории «X». Она предполагает стимулирование и поддержку делегированию полномочий, обогащению содержания работы, улучшение взаимоотношений, соучастному решению проблем. Модель, основанная на человеческих отношениях, требует от руководителя привить каждому работнику осознание своей полезности и необходимости, информировать о планах работы организации, предоставлять возможность проявлять инициативу.

Основные предпосылки  теории «Z»:

  • в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;
  • люди предпочитают работать в группе и предпочитают групповой метод принятия решения;
  • должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;
  • предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;
  • на предприятии должна существовать постоянная ротация кадров с постоянным самообразованием;
  • предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижений людей по достижении определенного возраста;

- администрация проявляет  постоянную заботу о работнике  и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

- человек - основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех предприятия.

Лаймон Портер и Эдвард Лоулер разработали  комплексную процессуальную теорию мотивации, объединяющую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Ключевые понятия: израсходованные усилия - восприятие - полученный результат - вознаграждение - степень удовлетворения (рис. 1.2).



 








 

Рис.1.2 . Интеграционная модель Портера-Лоулерра


Согласно данной модели, результат, достигнутый сотрудником, зависит от трех факторов: приложенные усилия; способности и характерные черты (человека; осознание своей роли в процессе труда. Уровень приложенных усилий зависит от ценности вознаграждения и от того, как оценивается вероятность, что данный уровень усилий будет вознагражден. Достижение нужного уровня результата может привести к внутреннему вознаграждению (чувству самоуважения или удовлетворения от выполненной работы), к внешним награждениям - похвала руководителя или продвижение по службе. При этом между результатом сотрудника и даваемым ему вознаграждением может существовать разрыв. Разрыв между результатом и вознаграждением, принятый как справедливый, приносит пользу; в соответствии с теорией справедливости сотрудник имеет свою оценку степени справедливости вознаграждения даваемого за тот или иной результат. Удовлетворение есть результат внешнего и внутреннего вознаграждения, которое оценивается как справедливость. Удовлетворение есть мера того, насколько ценно вознаграждение в действительности. Эта оценка еще влияет на восприятие сотрудником и будущих ситуаций. Важный вывод этой модели: результативный труд ведет к удовлетворению, но это вступает в противоречие с концепцией «человеческих отношений», которая базируется на том, что удовлетворенность ведет к высоким результатам. Портер и Лоулер утверждают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению, что подтверждают многие исследования [11].

На основании изложенного  можно сделать заключение, что  процессуальные теории мотивации анализируют то, как человек соизмеряет потребности и распределяет усилия для достижения различных целей и каким образом он выбирает конкретный вид поведения.

Мотивационная теория подкрепления. Комплекс методов, посредством которых на основе теории подкрепления менеджмент стремится к изменению поведения сотрудников, получил название регулирования поведения. Основное предположение, на котором основываются методы регулирования поведения, - так называемый закон Эффекта, согласно которому индивиды стремятся к повторению позитивно подкрепленного поведения и, наоборот, избегают вновь демонстрировать неподкрепляемые действия. Подкрепление определяется как любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения. Выделяют четыре основных типа подкрепления: позитивное подкрепление, отказ от нравоучений, наказание и угасание. Каждый тип подкрепления является реакцией менеджмента на поведение работника, которое представляется желательным либо не должно повториться.

Информация о работе Сравнительный анализ различных теорий мотивации