Становление менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………5
1.1. Развитие менеджмента в донаучный период…………………………5
1.2. Развитие менеджмента в научный период……………………………7
2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»…….12
2.1. Понятие менеджмента…………………………………………………12
2.2. Определение сущности и содержания менеджмента……………….13
2.3. Функции менеджмента………………………………………………..15
2.4. Менеджмент как наука и искусство управления……………………16
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..20
3.1. Инструменты управления…………………………………………….20
3.2. Школа научного управления…………………………………………23
3.3. Классическая (административная) школа управления…………….25
3.4. Школа психологии и человеческих отношений…………………….26
3.5. Школа науки управления (количественная школа)………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 65.21 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Кафедра менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Основы  менеджмента»

на тему: «Становление менеджмента  как науки»

 

 

                  Научный руководитель:__________________________

                  Выполнил студент II курса

 Специальность: «Менеджмент  организации»

                             Гордеюк Александр Леонидович

Дата сдачи работы: 24 мая 2012 г.

Оценка курсовой работы:___________________________

 

 

Курск

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  МЫСЛИ……………………………5

1.1. Развитие менеджмента  в донаучный период…………………………5

1.2. Развитие менеджмента  в научный период……………………………7

2. СУЩНОСТЬ И  СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»…….12

2.1. Понятие менеджмента…………………………………………………12

2.2. Определение сущности  и содержания менеджмента……………….13

2.3. Функции менеджмента………………………………………………..15

2.4. Менеджмент как наука  и искусство управления……………………16

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ,  ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ  ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..20

3.1. Инструменты управления…………………………………………….20

3.2. Школа научного управления…………………………………………23

3.3. Классическая (административная) школа управления…………….25

3.4. Школа психологии и  человеческих отношений…………………….26

3.5. Школа науки управления (количественная школа)………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Актуальность выбранной  мной темы состоит в следующем:  Любая наука базируется на  использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

   Наука управления  в этом отношении мало отличается  от других наук. Как и любая  наука, она интересуется прошлым,  настоящим и будущим. Анализ  прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

  1. всегда интересно и нужно;
  2. позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
  3. дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
  4. позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

   Знание и осмысление  прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

Управленческую деятельность можно считать ровесницей человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечества тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. . Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные науки, психология, кибернетика и др.

В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ века концепции научного управления.

Изучение истории менеджмента как науки позволяет проследить первоисточники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения и развития современных концепций менеджмента позволяет лучше понять аналитические и концептуальные инструменты этой профессии.

Целью курсовой работы является изучение истории развития менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и зарубежных ученых.

Для достижения этой цели, поставим следующие задачи:

  1. Определить этапы эволюции менеджмента.
  2. Выявить сущность и раскрыть содержание понятия «менеджмент».
  3. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ века концепции научного управления.

Изучение истории менеджмента как науки позволяет проследить первоисточники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения и развития современных концепций менеджмента позволяет лучше понять аналитические и концептуальные инструменты этой профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Эволюция управленческой мысли

 

1.1.Развитие менеджмента  в донаучный период

           История управленческой мысли дает немало полезных уроков для тех, кто готов у нее учиться и своими корнями уходит в глубину столетий и тысячелетий. Высказывание по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из берегов Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, которые сохранились из времен Поднебесной империи.

 В развитии менеджмента выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.

Донаучный период был наиболее длительным с 9-го - 7-го тысячелетия до нашей эры примерно до XVIII века.

Первые, самые простые, зачаточные формы управления и организации совместного труда существовали на стадии первобытного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности этого периода.

Согласно концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей.

Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. 
     Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до нашей эры) сформировались достаточно развитый для этого времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка. Египетские пирамиды, построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

Древние греки уделяли  особое внимание вопросам организации  и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. Сократ (470-399гг. до нашей эры) был одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428-348 гг. до нашей эры) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления. А. Македонский (356-323гг. до нашей эры) развил теорию и практику управления войсками.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

1.2. Развитие менеджмента  в научный период

        Научный период (1776г.- до нашего времени) подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция  дала толчок развитию теоретических  исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Риккардо.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. В своей работе « Богатство народов» А. Смит изложил революционную концепцию деления, специализации, кооперации и повышение продуктивности общественной работы.

 Широкомасштабный социальный эксперимент в сфере управления осуществил в 1800-1828 годах английский ученый Роберт Оуэн, который был в тот период управляющим ряда текстильных фабрик. Суть этого эксперимента заключалась в предоставлении рабочим упорядоченного жилья, улучшении условий работы, быта, отдыха, в создании сети магазинов, которые торговали товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, управляемых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная из которого дети могли привлекаться к работе, сокращенна продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. Оуэном руководила совсем не идея благодетельности, а экономический расчет, целью которого было повышение производительности работы. Своими экспериментами Оуэн на практике подверг испытанию идею того, что через полтора столетие стало на Западе довольно распространенным явлением и получило название социального партнерства. Тем не менее, эта идея настолько обогнала свое время, что тогда не имела поддержки общества, и в скором времени о ней забыли.

 Первый переворот в управлении связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж изложил в книге «Экономика машин и промышленных предприятий» (1832 г.), которая оказалась первой в мире публикацией научного управления. Однако последнее как целостная система еще не сложилось - это задача была разрешима уже в XX ст.

Период систематизации (1856-1950гг.).

Как самостоятельная теоретическая  дисциплина наука управления возникла на рубеже XIX-XX ст. В этот период впервые  были поставлены вопросы о роли менеджмента  как самостоятельной сферы научного знания и практической деятельности. Предлагалось, что менеджмент следует конституировать в особую науку со своим предметом, литературой и ассоциациями.

Возникновение менеджмента  как научной системы управления производством была ответом на нужды  промышленного развития конца XIX - начала XX ст. Специфическими чертами этого  периода были: массовое производство и массовый сбыт; ориентация на рынки  значительного однородного спроса; появление больших корпораций и  т.п. Развитие продуктивных сил в  форме предприятий-гигантов остро  требовало, с одной стороны, рациональной организации работы и производства, с другой - четких и взаимосогласованных всеми подразделениями и службами, управленцами и исполнителями действий соответственно научно обоснованным принципам, нормам и стандартам.

Информация о работе Становление менеджмента как науки