Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 15:27, курсовая работа
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………5
1.1. Развитие менеджмента в донаучный период…………………………5
1.2. Развитие менеджмента в научный период……………………………7
2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»…….12
2.1. Понятие менеджмента…………………………………………………12
2.2. Определение сущности и содержания менеджмента……………….13
2.3. Функции менеджмента………………………………………………..15
2.4. Менеджмент как наука и искусство управления……………………16
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..20
3.1. Инструменты управления…………………………………………….20
3.2. Школа научного управления…………………………………………23
3.3. Классическая (административная) школа управления…………….25
3.4. Школа психологии и человеческих отношений…………………….26
3.5. Школа науки управления (количественная школа)………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Менеджмент как искусство
управления базируется на том, что организации
- это сложные социально-
Теоретический плюрализм в трактовках сущности и содержания понятия менеджмент привел к тому, что в специальной литературе у менеджмента имеется много определений. Например, в японской профессиональной литературе сущность и роль менеджмента определяются так: «Рост производительности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, хотя они, без сомнения, чрезвычайно важные, а организацией менеджмента». Этим сроком именуется координация и объединения в процессе производства индивидуальных усилий и создание побудительных мотивов работников, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, оказывали содействие бы сближению взглядов и цели всех или, по крайней мере, большинства участников производства».
Во вступительной статье к фундаментальной книге М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» дается такое определение: «Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли» (2, с. 41).
Дж. Дункан в работе «Основополагающие идеи в менеджменте» отмечает: «Менеджмент - это координация человеческих и других ресурсов с целью решения поставленных организацией задач» (2, с. 41). Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, которая обеспечивает коммерческий успех, прежде всего в масштабах фирмы.
Менеджмент представляет
собой функцию управленческого
аппарата современного предприятия
по использованию законов и
Менеджеры - это профессиональная прослойка управленцев, главная задача которых - координация и организация деятельности коллективов на основе учета объективных законов и закономерностей, т.е. управление на научной основе. Важнейшей чертой профессионального менеджера есть его привлечения к управленческой работе организации за определенную плату. Такой критерий дает возможность отличать эту категорию профессиональных менеджеров от руководителей-владельцев. Если владелец предприятия не хочет или не может управлять лично, он нанимает профессионального управляющего - менеджера, оставляя за собой общий контроль за состоянием дел на предприятии, и несет материальную ответственность. В связи с этим следует отметить, что принципиальной чертой профессионального менеджера является идентификация его интересов с интересами организации, в которой он работает, с помощью системы стимулирования как сервисного механизма.
Менеджмент как практика возник и развивается в связи с необходимостью передачи владельцем организационно-исполнительных функций профессиональному управленцу - менеджеру - для достижения цели организации. Другими словами, появление социального института менеджеров было исторически обусловленная объективным процессом обособления капитала-функции от капитала-собственности.
В экономической литературе,
посвященной современным
Рассматривая вопрос об отличии
между предпринимателем и менеджером,
следует отметить, что предприниматель
появился раньше менеджера, поскольку
основатель и владелец предприятия
может быть одним человеком до
тех пор, пока он способный или
хочет управлять предприятием. Потом
возникает потребность в
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Инструменты управления
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития
менеджмента формировались
Таблица 2.
Школы менеджмента
I. Школа научного управления. |
1. Использование научного
анализа для определения 2. Отбор работников, лучше
всего подходящих для 3. Обеспечение работников
ресурсами, требуемыми для 4. Систематическое и правильное
использование материального 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. |
II. Классическая школа управления. |
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход
к управлению всей организации. |
III. Школа человеческих
отношений и школа |
1. Применение приемов
управления межличностными 2. Применение наук о
человеческом поведении к |
IV. Школа науки управления. |
1. Углубление понимания
сложных управленческих 2. Развитие количественных
методов в помощь |
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы:
Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным. Сравнительный анализ старой и современной организации управления приведен в таблице 3.
Таблица 3.
Сравнительный анализ старой и современной организации управления
Старая организация |
Современная организация |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций. |
Большое количество чрезвычайно мощных, крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. |
Относительно небольшое количество руководителей высшего звена, практическое отсутствие руководителей среднего звена. |
Большое количество руково-дителей высшего звена, небольшое количество руководителей среднего звена. |
Старая организация |
Современная организация |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. |
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка. |
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Упор на приказ и интуицию. |
Упор на коллективную работу и рациональность. |
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования
впервые был применен к отдельно
взятому предприятию
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Метод исследования Тейлора
заключался в расчленении процесса
физического труда и его
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора
было признание того, что работа
по управлению – это определенная
специальность. Основной задачей предложенной
им системы Тейлор считал сближение
интересов всего персонала
Философскую основу системы
Тейлора составила концепция
так называемого экономического
человека, получившая в тот период
широкое распространение. В основе
этой концепции лежало утверждение
о том, что единственным движущим
стимулом людей являются их потребности.
Тейлор считал, что с помощью соответствующей
системы оплаты труда можно добиться
максимальной производительности труда.
Другой ложный принцип системы Тейлора
заключался в провозглашении единства
экономических интересов
Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.