Становление менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………5
1.1. Развитие менеджмента в донаучный период…………………………5
1.2. Развитие менеджмента в научный период……………………………7
2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»…….12
2.1. Понятие менеджмента…………………………………………………12
2.2. Определение сущности и содержания менеджмента……………….13
2.3. Функции менеджмента………………………………………………..15
2.4. Менеджмент как наука и искусство управления……………………16
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..20
3.1. Инструменты управления…………………………………………….20
3.2. Школа научного управления…………………………………………23
3.3. Классическая (административная) школа управления…………….25
3.4. Школа психологии и человеческих отношений…………………….26
3.5. Школа науки управления (количественная школа)………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 65.21 Кб (Скачать документ)

Менеджмент как искусство  управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические  системы, на которые влияют многочисленные и разнообразные факторы внутренней и внешней среды. Научиться управлять  можно лишь путем использования  теоретических знаний в конкретной ситуации. Менеджеры должны учиться  модифицировать практику с учетом выводов  теории. Такой подход дает возможность  соединить науку и искусство  управления в единый процесс.

Теоретический плюрализм  в трактовках сущности и содержания понятия менеджмент привел к тому, что в специальной литературе у менеджмента имеется много  определений. Например, в японской профессиональной литературе сущность и роль менеджмента  определяются так: «Рост производительности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых  технологических методов, хотя они, без сомнения, чрезвычайно важные, а организацией менеджмента». Этим сроком именуется координация и  объединения в процессе производства индивидуальных усилий и создание побудительных  мотивов работников, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и  объединение и, во-вторых, оказывали  содействие бы сближению взглядов и  цели всех или, по крайней мере, большинства  участников производства».

Во вступительной статье к фундаментальной книге М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» дается такое определение: «Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли» (2, с. 41).

Дж. Дункан в работе «Основополагающие идеи в менеджменте» отмечает: «Менеджмент - это координация человеческих и других ресурсов с целью решения поставленных организацией задач» (2, с. 41). Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, которая обеспечивает коммерческий успех, прежде всего в масштабах фирмы.

Менеджмент представляет собой функцию управленческого  аппарата современного предприятия  по использованию законов и закономерностей  общественного развития, которое  дает возможность организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно непостоянной внутренней и внешней среды. Осуществление  этой функции неизбежно предусматривает  и приводит к возникновению и  воспроизведению соответствующих  социально-экономических отношений, которые выступают общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального воспроизведения. Субъектами таких отношений являются: управляющие – менеджеры и  подчиненные и в пределах предприятия, а также субъекты внешней среды, с которыми приходится вступать в  соответствующие отношения менеджерам предприятия в процессе достижения своей цели.

Менеджеры - это профессиональная прослойка управленцев, главная  задача которых - координация и организация  деятельности коллективов на основе учета объективных законов и  закономерностей, т.е. управление на научной  основе. Важнейшей чертой профессионального  менеджера есть его привлечения  к управленческой работе организации  за определенную плату. Такой критерий дает возможность отличать эту категорию профессиональных менеджеров от руководителей-владельцев. Если владелец предприятия не хочет или не может управлять лично, он нанимает профессионального управляющего - менеджера, оставляя за собой общий контроль за состоянием дел на предприятии, и несет материальную ответственность. В связи с этим следует отметить, что принципиальной чертой профессионального менеджера является идентификация его интересов с интересами организации, в которой он работает, с помощью системы стимулирования как сервисного механизма.

Менеджмент как практика возник и развивается в связи  с необходимостью передачи владельцем организационно-исполнительных функций  профессиональному управленцу - менеджеру - для достижения цели организации. Другими словами, появление социального  института менеджеров было исторически  обусловленная объективным процессом обособления капитала-функции от капитала-собственности.

В экономической литературе, посвященной современным проблемам  управления, понятие менеджмент часто  используется как синоним к понятию  бизнес. Бизнесмен и менеджер - это  не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», например владелец капитала, который находится в обращении и приносит прибыль. Им может быть деловой человек, в подчинении которой никого нет, или большой собственник, который не занимает, никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее правления. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении есть люди.

Рассматривая вопрос об отличии  между предпринимателем и менеджером, следует отметить, что предприниматель  появился раньше менеджера, поскольку  основатель и владелец предприятия  может быть одним человеком до тех пор, пока он способный или  хочет управлять предприятием. Потом  возникает потребность в делегировании  некоторых полномочий специалисту  по управлению предприятием - менеджеру. Параллельно происходит и развитие собственности. Если небольшим предприятием может управлять его владелец (единоличное владение), то с увеличением  его размеров необходимое большее  количество управляющих, вследствие чего предприятие приобретает другие организационно-правовые формы. Очень  большие предприятия превращаются в корпоративные, которые имеют  разветвленную организационную  структуру и многоуровневое управление. В развитых странах во главе больших  предприятий стоит не предприниматель-владелец, а менеджер, который не является его владельцем, но осуществляет функции  организации и управление. И это  не означает, что менеджер не является предпринимателем, а предприниматель  не может быть менеджером, хотя формально  их функции отличаются.

 

 

 

 

 

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА

 

3.1. Инструменты  управления

По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

Иерархия – это организация, где основное средство воздействия  отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью  принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести  себя так, а не иначе.

Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и  услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и  покупателя.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие  школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Школы менеджмента

I. Школа научного  управления.

1. Использование научного  анализа для определения лучших  способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше  всего подходящих для выполнения  задач, и их обучение.

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности.

5. Отделение планирования  и обдумывания от самой работы.

II. Классическая  школа управления.

1. Развитие принципов  управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход  к управлению всей организации. 

III. Школа человеческих  отношений и школа поведенческих  наук.

1. Применение приемов  управления межличностными отношениями  для повышения степени удовлетворенности  и производительности.

2. Применение наук о  человеческом поведении к управлению  и формированию организации таким  образом, чтобы каждый работник  мог быть полностью использован  в соответствии с его потенциалом.

IV. Школа науки  управления.

1. Углубление понимания  сложных управленческих проблем  благодаря разработке и применению  моделей.

2. Развитие количественных  методов в помощь руководителям,  принимающим решения в сложных  ситуациях.


 

 

В число основных направлений  развития научных школ управления можно  отнести: такие подходы:

  1. научного направления;
  2. административный;
  3. с точки зрения человеческих отношений;
  4. с точки зрения науки о поведении;
  5. с точки зрения количественных методов;
  6. к управлению как к процессу;
  7. системный,
  8. ситуационный.

Адекватно соответствующим  этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация  управления от простых методов управления к сложным. Сравнительный анализ старой и современной организации управления приведен в таблице 3.

Таблица 3.

Сравнительный анализ старой и современной организации  управления

Старая организация

Современная организация

Малое количество крупных  организаций, отсутствие гигантских организаций.

Большое количество чрезвычайно  мощных, крупных организаций, как  коммерческих, так и некоммерческих.

Относительно небольшое  количество руководителей высшего  звена, практическое отсутствие руководителей  среднего звена.

Большое количество руково-дителей высшего звена, небольшое количество руководителей среднего звена.

Старая организация

Современная организация

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.

Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву  рождения или путем захвата силой.

Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву  компетентности с соблюдением законности и порядка.

Малое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Большое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Упор на приказ и интуицию.

Упор на коллективную работу и рациональность.


3.2. Школа научного управления

Возникновение современной  науки управления относится к  началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует  считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление»  впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора  заключался в расчленении процесса физического труда и его организации  на составные части (труд исполнительский  и труд распорядительский) и последующем  анализе этих частей. Целью Тейлора  было создание системы научной организации  труда, базирующейся на основе экспериментальных  данных и анализе процессов физического  труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами  рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию  производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия  и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены  на плановое или распределительное  бюро предприятия, которому в системе  Тейлора отводилось центральное  место.

Важным вкладом Тейлора  было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение  интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы  Тейлора составила концепция  так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение  о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей  системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора  заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих  и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи Ф.Тейлора были развиты  его последователями, среди которых  в первую очередь следует назвать  Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Информация о работе Становление менеджмента как науки