Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 15:27, курсовая работа
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ……………………………5
1.1. Развитие менеджмента в донаучный период…………………………5
1.2. Развитие менеджмента в научный период……………………………7
2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»…….12
2.1. Понятие менеджмента…………………………………………………12
2.2. Определение сущности и содержания менеджмента……………….13
2.3. Функции менеджмента………………………………………………..15
2.4. Менеджмент как наука и искусство управления……………………16
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………..20
3.1. Инструменты управления…………………………………………….20
3.2. Школа научного управления…………………………………………23
3.3. Классическая (административная) школа управления…………….25
3.4. Школа психологии и человеческих отношений…………………….26
3.5. Школа науки управления (количественная школа)………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Важнейшим условием возникновения и развития менеджмента исторически стало использование научных методов управления предприятием. Без фактических данных, без теории, принципов и закономерностей, наверное, никто не воспринимал бы менеджмент серьезно. Настоящая наука та, какая указывает путь для полноценной профессиональной практики, - это больше, чем технические приемы, формулы, законы. Это - новое видение мира и новый способ решения проблем.
Без решения этих проблем дальнейшее развитие бизнеса и предпринимательства в форме больших предприятий было невозможно. Количественные изменения, которые состоялись в системе промышленного производства в XIX-XX ст., послужили причиной появления качественно новой системы управления, название которой - менеджмент (промышленный). Дальновидные промышленники поняли, что с помощью простого увеличения численности рабочих невозможно решать проблемы производства. В научной литературе возникновение систематического научного направления менеджмент в традиционном (эмпирическом) управлении связывают с докладом Генри Тауна «Инженер в роли экономиста» (1886 г.). В этот период наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются взгляды исследователей.
Появление и оформление управления
как области научных
Информационный период 1950 - по настоящее время.
Этот период характеризуется созданием таких подходов и теорий как "теория принятия решений" и "количественный подход" (появление ПК), "системный подход", "ситуационный подход" и "процессный подход".
Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.
В то же время в мире происходили
великие перемены, связанные с
научно-техническим прогрессом, с
изменением в отношениях общества и
правительств к бизнесу. Эти и
другие факторы заставили
С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:
Подход к управлению с
позиций выделения различных
школ, базирующихся на соответствующих
концепциях:
- процессный подход.
- системный подход.
- ситуационный подход.
Таблица 1.
Эволюция управленческой мысли
Подходы, школы |
Годы |
Подход научного управления |
1885-1920 г.г. |
Подход административного управления |
1920 - 1950 г.г. |
Подход с позиций человеческих отношений |
1930 - 1950 г.г. |
Подход с позиций науки о поведении |
1950 г. - по настоящее время |
Подход с позиций |
1950 г. - по настоящее время |
Подход к управлению как к процессу |
1920 г. - по настоящее время |
Системный подход |
конец время 1950-х г.— по настоящее |
Ситуационный подход |
конец время 1960-х г. — по настоящее |
2. СУЩНОСТЬ И
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «
2.1. Понятие менеджмента
Понятие «менеджмент» в экономической литературе трактуется по-разному. В нем сведенные воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, которое охватывает хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.), и как организационное понятие, которое характеризует субъектов, которые принимают решение, их роль в деятельности предприятия (правление, начальник цеха, мастер). Доминирует функциональный подход, который очерчивает задачи деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход концентрирует внимание на роли менеджеров разных организационных уровней.
Экономическая категория менеджмент имеет межотраслевой характер и очень сложную семантику. Довольно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству или управлению предприятием. Менеджмент, управление - это практически игра в дефиниции. Неслучайно в переводной литературе они часто употребляются как синонимы. Г. Друкер как признанный авторитет в области теории менеджмента объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в разных значениях, хотя термин «менеджмент» исключительно трудный для понимания. Во-первых, он имеет специфично американское происхождение и едва ли может быть переведено на какой-то другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он означает как функцию, так и людей, которые ее выполняют; он указывает на социальное или должностное положение и одновременно означает учебную дисциплину и область научных исследований.
Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций (1, с. 15).
Менеджмент - это: рациональный
способ управления деловыми организациями;
управление, ориентированное на доходность
и прибыльность; деятельность по надзору,
который использует особые формы
организации работы, договорные и
контрактные отношения между
работой и капиталом; особая область
научного знания и профессиональной
специализации управленцев-
С научной точки зрения
менеджмент - это умение использовать
те объективные законы и закономерности,
которые выражают причинно-следственные
связи в сфере управленческой
деятельности. Менеджмент рассматривает
предприятие не столько как технологическое
звено общественного
2.2 Определение
сущности и содержания
Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, представлены в виде модели (смотри рис. 1.).
Особенности менеджмента как науки заключаются в том, что менеджмент - это, прежде всего управление людьми, наука о человеке, ее интересах, поведении и взаимодействии с другими людьми.
Также особенности менеджмента как науки отражаются в его тесной взаимосвязи с другими науками. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследование операций и т.п.
Рис. 1. - Подходы к определению менеджмента
научный менеджмент управленческий мысль
Во-вторых, истинность тех или других теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и решений.
В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях человека.
В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знание, а действия, т.е. недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практике.
Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций есть успешная деятельность организаций, которые используют эти теории в своей работе.
Для успешного использования теории на практике менеджеру необходимо критически воспринимать высказывание и утверждение независимо от авторитета автора, анализировать ситуацию, которая сложилась, и проверять действенность теории в конкретных условиях. Такой подход разрешит руководителю самому убедиться в истинности теории и выбрать для достижения поставленных целей наиболее подходящую.
Рассмотрение понятия менеджмент с разных точек зрения открывает новые горизонты исследования современной науки управления.
Прежде всего, менеджмент
рассматривается как особый вид
человеческой деятельности, направленный
на достижение определенной цели или
целей организации. Управление как
функция реализуется путем
Менеджмент как процесс отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При этом внимание фокусируется на согласованности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, есть также процессом. Итак, управление рассматривается как динамично изменяемые в пространстве и времени, но связанные между собой управленческие функции, целью которых являются решения проблем и задач организации.
2.3. Функции менеджмента
Сущность и содержание
процесса управления отражается в его
функциях, поэтому его можно
Менеджмент - это орган или аппарат управления современными организациями. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Главная задача аппарата управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения цели ее деятельности. В современных условиях без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.
Процесс управления обеспечивается
профессионально
2.4 Менеджмент
как наука и искусство
Менеджмент как наука
имеет свой предмет и методы его
изучения, свои специфические проблемы
и подходы к решению их. Научная
подпочва этой дисциплины составляет
вся сумма знаний об управлении,
накопленная практикой