Стиль руководства: понятие и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности.
Менеджмент - специфический орган функционирующего предприятия. Это вид оперативного искусства с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..-3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА………………………………………………………………………...-4
1.1. Теории стилей руководства: общее и особенное…………………………......-4
1.2.Поведенческие теории лидерства………………………………………………-7
1.3.Концепция ситуационного лидерства…………………….…………………..-11
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-…………………………...……………………………………….-21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...…………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

НОУ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И  МЕНЕДЖМЕНТА

КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Менеджмент туризма»

На тему: «Стиль руководства: понятие и эффективность»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. 940

Дрычкова К.А.

Проверяла:

Рыгина Е.А.

 

 

 

Красноярск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..-3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………-4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА………………………………………………………………………...-4

1.1. Теории стилей руководства: общее и особенное…………………………......-4     

1.2.Поведенческие теории лидерства………………………………………………-7 

1.3.Концепция ситуационного лидерства…………………….…………………..-11

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..-19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-…………………………...……………………………………….-21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...………………………..-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности.

Менеджмент - специфический орган  функционирующего предприятия. Это вид оперативного искусства с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь.

Одной из важнейших проблем менеджмента  является лидерство, как стиль деятельности менеджера.

Стилем управления называется комплекс способов, манера поведения руководителя организации по отношению к сотрудникам, которая дает возможность заставить  их совершать то, что нужно для  достижения соответствующего ситуации результата. Для большинства работников при получении распоряжения от руководителя большое значение имеет то, каким тоном оно было отдано, поведение руководителя, а также отдается ли распоряжение с учетом мнения сотрудников и т.д.

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

Как правило, стиль управления обусловлен содержанием личностных качеств  руководителя, уровнем его общих  и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей, а  также его темпераментом. От этого  содержания зависят манера поведения руководителя, учитывает или игнорирует менеджер мнение персонала, подбирает ли для них роли в соответствии с профессиональными возможностями каждого сотрудника. Из личностных качеств менеджера и складывается его стиль руководства и управления, в этом и состоит актуальность выбранной тематики курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение основных подходов стилей руководства.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы  стиля руководства и теории лидерства.

2. Раскрыть поведенческие теории лидерства.

3. Изучить концепции ситуационного лидерства.

Для практический части была выбрана  туристическая компания «Виктория Тур»

 

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА.
      1. Теории стилей руководства: общее и особенное.

 

Стиль руководства - совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных, которые зависят  от ряда факторов:

-господствующего политического  режима (тоталитарного, демократического, либерального), который накладывает отпечаток на все стороны жизни не только общества, но и его отдельных субъектов, в том числе и фирм;

-размеров, характера деятельности  организации и ее подразделений,  существующего в них порядка  ведения дел, преобладающей системы ценностей;

-положения руководителя на иерархической  лестнице;

-позиций высшей администрации; 

-психологических характеристик  коллектива, взаимоотношений в нем; 

-индивидуальных качеств руководителя, которые определяют его личный стиль, который не может быть полностью скопирован другими;

-личных качеств подчиненных,  уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, характера,  реакции на воздействие со  стороны руководителя;

-особенностей ситуации;

-той или иной комбинации перечисленных факторов.

В толковом словаре по управлению дается следующее определение: «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов  решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий  в своей практической деятельности».

По Мескону, стиль руководства  – это привычная манера поведения  руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние  и побудить к достижению стилей организации.[5]

Кнорринг дает следующее определение: «Стиль руководства – привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности».

Стиль руководства выражается в  том, какими приемами руководитель побуждает  коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

В деятельности руководителя эти компоненты показывают сочетание, производственной функции и функции регулирования  взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы. Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. Поэтому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.[8]

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.

Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)

Выбор форм и методов воздействия  на подчинённых в каждой конкретной ситуации.

Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».

Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.

Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.

Как видно, субъективные факторы зависят  от личности руководителя, а объективные  факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

В общем, объективные слагаемые  стиля могут быть сведены к следующим:

Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.

Закономерности управления.

Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.

Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).

Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические  черты исполнителей).

Уровень практики управления.[6]

Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности руководителя производственной функции  и функции регулирования взаимоотношений  в коллективе, природу сложившихся  в ней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.

Итак, мы определили, что стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.

Существуют два похода к  изучению стиля руководства:

- поведенческие теории, которые  рассматривают проблему с позиции  поведения руководителя, стремящегося  эффективно организовать деятельность  подчиненных ему работников;

-ситуационные теории, исследующие  стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.

Ниже мы рассмотрим стили руководства: либеральный, авторитарный, демократичный.

 

 

 

1.2.Поведенческие  теории лидерства

 

В таблице 1 представлены стили руководства: либеральный, авторитарный, демократичный.

Таблица 1. Стили руководства.

 

Исходя из приведенных доминантных  характеристик лидерского поведения, обычно выделяют три основных лидерских стиля: авторитарный, демократичный и либеральный.

Авторитарный лидер (которого также  иногда называют «автократичным лидером» или просто «автократом») склонен  к единоличноному принятию решений. Ему свойственна высокая степень  уверенности себе. Отношения с подчиненными он строит как своего рода инструменты для решения практических задач. Автократу свойственно несколько скептическое представление о «человеческой природе». Известный исследователь проблемы лидерства Д. Макгрегор охарактеризовал позицию авторитарного руководителя по отношению к работникам как теорию «X». Основные положения этой теории сводятся к следующим тезисам:[3]

1) люди изначально не любят  трудиться и при любой возможности  избегают работы;

2) большинство людей боятся ответственности и предпочитав чтобы ими руководили;

3) чувство защищенности является  основной человеческой ценностью;

4) чтобы заставить людей трудиться,  необходимо использовать принуждение,  контроль и угрозу наказания.

Исходя из таких убеждений, автократ отказывается делегировать свои полномочия подчиненным, стремится жестко контролировать их работу, не просто очерчивая перед каждым сотрудником круг обязанностей, но и предписывая способы их выполнения. Авторитарный руководитель всегда готов оказать на подчиненного психологическое давление, зачастую не пренебрегая и прямой угрозой (угроза увольнения, понижения в должности и т.д.).[9]

Впрочем, некоторые авторитарные руководители стремятся заменить негативное принуждение  вознаграждением. Такого рода лидеры получили наименование «благосклонных автократов». Благосклонный автократ обычно проявляет заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Тем не менее, он не допускает участия подчиненных в принятии решений, сохраняя "о право только за собой. Его благосклонность не отменяет авторитарного принципа жесткой регламентации поведения сотрудников.

Стилистика «демократичного» лидерского поведения (или коллегиального) являет собой противоположность авторитарному лидерству. В его основе лежат воззрения, названные Макгрегором теорией «Y»:

Информация о работе Стиль руководства: понятие и эффективность