Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, курсовая работа
До настоящего времени не существует универсального определения
лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства. Тем не менее, лидер в организации имеет очень значимую роль, исходя из примера становления компании «Орифлэйм» на высшую ступень в развитии, среди множества других аналогичных косметических фирм. Не имела бы компания «Орифлэйм» отличного лидера – не стала бы лидером среди других сотен аналогичных организаций.
Введение------------------------------------------------------------------------------3-4 стр.
1.Теоретические основы лидерства---------------------------------------------5-17 стр.
1.1 Типология лидерства----------------------------------------------------------5-11 стр.
1.2 Руководство и лидерство ----------------------------------------------------12-17 стр.
2. Анализ лидерства в системе управления организацией «Орифлэйм» («Oriflame») ------------------------------------------------------------------18- 28 стр.
2.1 Характеристика организации «Орифлэйм» как объекта исследования--------- ----------------18-23 стр.
2.2 Модель и оценка лидерства в организации «Орифлэйм» ------------23-28 стр.
Заключение-------------------------------------------------------------------------29 стр.
Список использованной литературы-----------------------------------------------30 стр.
30
Оценка
КУРСОВАЯ РАБОТА
по менеджменту
Тема работы «Стиль управления и лидерство в организации».
Студентка группы
Руководитель:
Екатеринбург
2011
Оглавление
Введение----------------------
1.Теоретические основы лидерства---------------------
1.1 Типология лидерства---------------------
1.2 Руководство и лидерство ------------------------------
2. Анализ лидерства в системе управления организацией «Орифлэйм» («Oriflame») ------------------------------
2.1 Характеристика организации «Орифлэйм» как объекта исследования---------
2.2 Модель и оценка лидерства в организации «Орифлэйм» ------------23-28 стр.
Заключение--------------------
Список использованной литературы--------------------
Введение.
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен
лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще
больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса,
Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа. Однако, и в настоящее время появляются труды многих ученых, затрагивающие проблемы лидерства.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении проблемы лидерства, которое необходимо для выработки методов успешного руководства, в отличии лидерства от руководства и в раскрытии понятия лидерства на примере косметической компании «Орифлэйм», которая была использованна в качестве объекта исследования.
Возможно, вы спросите: « А почему именно эта компания?» Отвечу довольно просто, «Орифлэйм Косметикс» - одна из самых популярных, узнаваемых и быстрорастущих компаний в мире, отличающаяся безупречным шведским качеством. Компания, достигшая всемирного признания не только у потребителей, но и у фирм-конкурентов. И всё это благодаря братьям Йонасу и Роберту аф Йокник. Ведь именно они, не побоялись воплотить свою мечту в реальность и создали косметическую компанию «Орифлэйм», которая является одной из крупнейших в мире.
Кто такой лидер? Какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы эффективно руководить компанией? Тема достаточно актуальна сегодня, что обусловлено следующими факторами:
- наличие довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низкий уровень профессионализма многих современных руководителей, что влечёт за собой неэффективность деятельности организации.
Задачи, которые были поставлены, дать определение лидерства и понять в чем оно заключается, проанализировать и дать оценку лидерству в компании «Орифлэйм». Отыскать, есть ли у лидеров компании свои правила и определенные законы лидерства.
1.1. Типология лидерства.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди.
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.
Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных
усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени,
постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.
Существуют различные классификации феномена лидерства.
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти
лидеров подразделяют на:
-традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные
демократическим путем;
-харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой
благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.
Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств,
которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум,
третьего - вера и эмоции.
“Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое
необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная
сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:
1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности,
наличие идеи, увлекающей массы.
2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов
своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи и
убедить людей в их преимуществе.
4. Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальных
проблем в обществе, насущные требования момента.
При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства.
Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный момент времени.
1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря
которому он стал лидером.
2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер.
3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.
4. Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая
роль.
5. Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.
Какого рода лидерство мы получим при этом, зависит от характера и
сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства предложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе “Составные части лидерства”.[1]
М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:
- наличие и характер формализованных правил для принятия решений;
- степень подотчетности руководителя руководимым;
- сила и тип оппозиции;
- характер любых разделяемых убеждений;
- ресурсы, доступные для руководителя;
- организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.
Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст.
Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется
руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет
уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.
Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы, организации, который несет ответственность за последствия любых своих решений.
В социально - психологической литературе можно встретить такую
типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров : “игроки” и “открытые”.
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.
“Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся
за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем
завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
В социально - психологической литературе существует также
классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный ( анархический).
Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное
принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.
Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководство
могут оказать влияние следующие семь свойств:
1. Основные убеждения лидера.
2. Стиль лидера.
3. Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться
определенного положения.
4. Реакция лидера на давление и стресс.
5. То, каким образом лидер впервые оказался в положении руководителя.
6. Предшествующий опыт лидера.
7. Среда, в которой лидер начинает свою деятельность.
Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочет убедить своих сторонников.
Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своей
деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.
В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство. Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону[2], существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой.
Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому.
Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.
Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление войсками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.
Четвертый элемент — решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды.
Пятое качество — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.
Информация о работе Стиль управления и лидерство в организации