Стиль управления и лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание

До настоящего времени не существует универсального определения
лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства. Тем не менее, лидер в организации имеет очень значимую роль, исходя из примера становления компании «Орифлэйм» на высшую ступень в развитии, среди множества других аналогичных косметических фирм. Не имела бы компания «Орифлэйм» отличного лидера – не стала бы лидером среди других сотен аналогичных организаций.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------3-4 стр.
1.Теоретические основы лидерства---------------------------------------------5-17 стр.
1.1 Типология лидерства----------------------------------------------------------5-11 стр.
1.2 Руководство и лидерство ----------------------------------------------------12-17 стр.
2. Анализ лидерства в системе управления организацией «Орифлэйм» («Oriflame») ------------------------------------------------------------------18- 28 стр.
2.1 Характеристика организации «Орифлэйм» как объекта исследования--------- ----------------18-23 стр.
2.2 Модель и оценка лидерства в организации «Орифлэйм» ------------23-28 стр.
Заключение-------------------------------------------------------------------------29 стр.
Список использованной литературы-----------------------------------------------30 стр.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Министерство образования и науки.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)


30

 

 

 

Оценка

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по менеджменту

Тема работы «Стиль управления и лидерство в организации».

 

 

 

 

Студентка группы

Руководитель:

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

 

 

 

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------3-4 стр.

1.Теоретические основы лидерства---------------------------------------------5-17 стр.

1.1 Типология лидерства----------------------------------------------------------5-11 стр.

1.2 Руководство и лидерство ----------------------------------------------------12-17 стр.

2. Анализ лидерства в системе управления организацией «Орифлэйм» («Oriflame») ------------------------------------------------------------------18- 28 стр.

2.1 Характеристика организации «Орифлэйм» как объекта исследования---------              ----------------18-23 стр.

2.2 Модель и оценка лидерства в организации «Орифлэйм» ------------23-28 стр.              

Заключение-------------------------------------------------------------------------29 стр.

Список использованной литературы-----------------------------------------------30 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Интерес  к  лидерству  возник  еще  в  глубокой  древности.   Феномен

лидерства на протяжении веков волновал  сознание  многих  исследователей.  В начале двадцатого  столетия  началось  изучение  управления.  Руководство  и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах  был  предпринят  ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

      Начиная с 70- х годов интерес к изучению  лидерства  начал  расти  еще

больше, о чем свидетельствует появление работ  Дж.  Мак  -  Грегора  Бернса,

Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа. Однако, и в настоящее время появляются труды многих ученых, затрагивающие проблемы лидерства.

    Цель данной курсовой работы заключается в изучении проблемы лидерства, которое необходимо для выработки методов успешного руководства, в отличии лидерства от руководства и  в раскрытии понятия лидерства на примере косметической компании «Орифлэйм», которая была  использованна в качестве объекта исследования.

    Возможно, вы спросите: « А почему именно эта компания?» Отвечу довольно просто, «Орифлэйм Косметикс» - одна из самых популярных, узнаваемых и быстрорастущих компаний в мире, отличающаяся безупречным шведским качеством. Компания, достигшая всемирного признания не только у потребителей, но и у фирм-конкурентов. И всё это благодаря братьям Йонасу и Роберту аф Йокник. Ведь именно они, не побоялись воплотить свою мечту в реальность и создали косметическую компанию «Орифлэйм», которая является одной из крупнейших в мире. 

    Кто такой лидер? Какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы эффективно руководить компанией? Тема достаточно актуальна сегодня, что обусловлено следующими факторами:

- наличие довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

- низкий уровень профессионализма многих современных руководителей, что влечёт за собой неэффективность деятельности организации.

    Задачи, которые были поставлены, дать определение лидерства и понять в чем оно заключается, проанализировать и дать оценку лидерству в компании «Орифлэйм». Отыскать, есть ли у лидеров компании свои правила и определенные законы лидерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Типология лидерства.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди.

      Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов  политической  и общественной  жизни,  связанным  с  осуществлением  властных  функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все  сферы жизнедеятельности.

      В античности лидерство носило личностный характер,  представляя  собой влияние, основанное на авторитете конкретного  индивида,  его  достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к  отношениям  “учитель -   ученик”,   поскольку   политическая   жизнь   связывалась   с   решением мировоззренческих вопросов.

      Лидерство по  своей  природе  способно  сплотить  людей  в  совместных

усилиях, причем осуществлять  эту  задачу  в  течение  длительного  времени,

постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

      Существуют различные классификации феномена лидерства.

      В соответствии  с  учением  М.Вебера  о  способах  легитимации  власти

лидеров подразделяют на:

      -традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен,  монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;

      -рационально  -  легальных,  или  рутинных  -  это  лидеры,  избранные

демократическим путем;

       -харизматических  -  лидеров,  наделенных,  по  мнению  масс,  особой

благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к  руководству.

Харизма  складывается  из  реальных  способностей  лидера  и  тех   качеств,

которыми его наделяют последователи. Примером харизматических  лидеров  были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

      В основе первого типа  лидерства  лежит  привычка,  второго  -  разум,

третьего - вера и эмоции.

       “Харизмой”   следует   называть   качество   личности,   признаваемое

необычайным,   благодаря   которому   она    оценивается    как    одаренная

сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами,  недоступными  другим людям.

      В современной  политологии  нередко  называются  четыре  собирательных образа лидера:

      1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение  действительности,

наличие идеи, увлекающей массы.

      2. Лидер - служитель стремится выступать в роли  выразителя  интересов

своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

      3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести  свои  идеи  и

убедить людей в их преимуществе.

      4. Лидер -  пожарный  ориентируется  на  решение  наиболее  актуальных

проблем в обществе, насущные требования момента.

      При анализе лидерства  важным  фактором  является  природа  лидерства.

Общая  концепция  лидерства  включает  ряд  факторов,   которые,   сочетаясь различным образом, позволяют определить природу  лидерства  в  любой  данный момент времени.

      1. Личность и происхождение лидера, а  также  тот  процесс,  благодаря

которому он стал лидером.

      2. Характерные черты групп  и  индивидов,  которыми  руководит  данный лидер.

      3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.

      4. Контекст или условия,  в  которых  осуществляется  его  руководящая

роль.

      5. Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.

      Какого рода лидерство мы получим при  этом,  зависит  от  характера  и

сочетания всех этих пяти  факторов.  Данное  определение  природы  лидерства предложил американский  политолог  М.Г.Херманн  в  своей  работе  “Составные части лидерства”.[1]

      М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и  руководимые  действуют в определенном контексте, свидетельствующем  о  “давлении”,  оказываемом  на лидера, а также о тех требованиях, которые ему  предъявляются.  Среди  таких требований можно назвать следующие:

      - наличие и характер формализованных правил для принятия решений;

      - степень подотчетности руководителя руководимым;

      - сила и тип оппозиции;

      - характер любых разделяемых убеждений;

      - ресурсы, доступные для руководителя;

      - организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.

      Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых  может иметь место лидерство, его контекст.

      Контекст лидерства  -  это  те  параметры,  в  которых  осуществляется

руководство. Контекст определяет,  кому  из  своего  окружения  лидер  будет

уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера  с  теми,  кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в  каких  пределах лидер может  использовать определенные процедуры,  осуществляя  руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.

      Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер,  который наделен  властью  принимать  решения  в  отношении  других  людей,   группы, организации, который несет ответственность за  последствия любых своих решений.

       В  социально  -  психологической  литературе  можно  встретить  такую

типологию лидеров. Существует два психологических  типа лидеров  :  “игроки” и “открытые”.

      Первые внешне  выглядят  эффектными,  надежными,  гибкими.  Они  умеют “пускать  пыль  в  глаза”,  а  поэтому   быстро   меняют   позиции,   следуя исключительно своим интересам. На  деле  они  не  умеют  работать  с  полной отдачей, плохо справляются  с  проблемами.  Это  -  политиканы,  стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно  дольше  при  ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.

      “Открытые” лидеры не столь заметны, но  они  последовательны.  Берутся

за  любые  трудные  дела,  стремятся  добросовестно  во  все  вникнуть,  чем

завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки  и  действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем,  пытаясь  “урвать”  от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках  остается  надолго. Именно  они   являются   истинными   лидерами,   обладающими   непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

       В   социально   -   психологической   литературе   существует   также

классификация типов  лидерства  по  стилям  руководства.  Здесь  допускается существование трех основных типов лидеров:

      - авторитарный;

      - демократический;

      - нейтральный ( анархический).

       Для  лидера  авторитарного  типа  характерно   жесткое,   единоличное

принятие решений, касающихся  группы,  слабый  интерес  к  работнику  как  к личности. Лидер  демократического  типа  стремится  к  выработке  конкретных решений,  демонстрируя  при  этом  интерес  к  неформальному   человеческому аспекту  отношений.  Для  нейтрального   типа   лидера   характерна   полная отстраненность от дел коллектива.

      Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что  на  руководство

могут оказать влияние следующие семь свойств:

      1. Основные убеждения лидера.

      2. Стиль лидера.

       3.  Мотивы,  которыми  руководствуется   лидер,   стремясь   добиться

определенного положения.

      4. Реакция лидера на давление и стресс.

      5. То, каким образом лидер впервые оказался в положении руководителя.

      6. Предшествующий опыт лидера.

      7. Среда, в которой лидер начинает свою деятельность.

      Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов  понимания взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в  чем  он  хочет убедить своих сторонников.

      Убеждения  определяют  то,  как  лидеры  интерпретируют   среду  своей

деятельности и помогают лидерам составить карту той  сферы,  в  которой  они действуют. Убеждения включают в себя  цели  и  стратегии.  Необходимо  также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений. Чем  прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более  вероятно,  что  эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.

      В организациях  различают  “формальное”  и  “неформальное”  лидерство. Первое  связано   с   установлением   правил   назначения   руководителя   и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное”  лидерство  возникает на  основе  личных  взаимоотношений  участников.  Эти  типы  лидерства  либо дополняют друг друга и сочетаются в лице  авторитарного  руководителя,  либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

    Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону[2], существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой.

    Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому.

    Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.

    Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление войсками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.

    Четвертый элемент — решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды.

 

    Пятое качество — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.

Информация о работе Стиль управления и лидерство в организации