Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:48, курсовая работа
До настоящего времени не существует универсального определения
лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства. Тем не менее, лидер в организации имеет очень значимую роль, исходя из примера становления компании «Орифлэйм» на высшую ступень в развитии, среди множества других аналогичных косметических фирм. Не имела бы компания «Орифлэйм» отличного лидера – не стала бы лидером среди других сотен аналогичных организаций.
Введение------------------------------------------------------------------------------3-4 стр.
1.Теоретические основы лидерства---------------------------------------------5-17 стр.
1.1 Типология лидерства----------------------------------------------------------5-11 стр.
1.2 Руководство и лидерство ----------------------------------------------------12-17 стр.
2. Анализ лидерства в системе управления организацией «Орифлэйм» («Oriflame») ------------------------------------------------------------------18- 28 стр.
2.1 Характеристика организации «Орифлэйм» как объекта исследования--------- ----------------18-23 стр.
2.2 Модель и оценка лидерства в организации «Орифлэйм» ------------23-28 стр.
Заключение-------------------------------------------------------------------------29 стр.
Список использованной литературы-----------------------------------------------30 стр.
И наконец, шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду. Конечно, в крупной компании быть на виду довольно трудно, но там о лидере постоянно говорят в его отсутствие. Он должен стать легендой, героем рассказов, реальных или выдуманных. Он не окружает себя почитателями, ища славы и внимания, потому что они у лидера уже есть. Ему не нужно лишний раз демонстрировать свою значимость. Она очевидна.
Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда пробьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, возникнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.
Кроме перечисленных ранее качеств, необходимых для лидерства, лидер должен обладать как минимум двумя умениями, которые обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие.
Лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и стремящийся к цели.
1.2. Руководство и лидерство
Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “по- вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.
Понятие же руководства относится к организации деятельности группы к процессу управления ею. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический»[[3]] Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.
Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина:
1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.
2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и
является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно
связано системой общественных отношений.
3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной
социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель -
явление более стабильное.
5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо
более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.
6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.
7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он
является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он
представляет малую группу в более широкой социальной системе.
В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:
1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членов
социальной группы.
2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.
3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация
отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором - отношения никак не очерчены. Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.
Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том, что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющее воздействие.
Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что
руководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.
Важную роль в процессе руководства играют планирование и
прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели.
Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.
Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика
организации. Политика организации - это деятельность руководителя по
эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.
В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно - регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы снаименьшими затратами добиться желаемого результата.
Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно
иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора,
коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.
Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как
руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.
Выделяют следующие принципы мотивации:
-участия;
- коммуникации;
- признания;
- делегирования;
- взаимности;
- вертикальной нагрузки.
В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение,
поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу.
Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом
управленческого процесса является контроль. Контроль - это деятельность
руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.
Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности. Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.
При этом контроль обеспечивает функционирование в организации
бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.
Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом
делегирования не может быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы. Применение делегирования полномочий требует от руководителя определенной готовности:
- передавать право принятия решения другим;
- учитывать мнение других;
- мириться с ошибками других;
- доверять подчиненным;
- найти и использовать средства контроля за действиями подчиненных.
Делегирование ( в пределах контроля) это не способ уйти от
ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем.
В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в его распоряжении. Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует починенных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое
руководство и лидерство есть сложные и многогранные явления, состоящие из различных элементов. Основными их составляющими являются природа, коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степени зависит эффективная работа организации.
Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и качество информации. Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.
Руководитель, желающий получать все, что можно от подчиненных, как можно более эффективно работать, должен умело пользоваться и владеть лидерством в зависимости от требований и целей организации.
2.1 Общая характеристика компании «Орифлэйм» («Oriflame»)
Компания: «Орифлэйм» («Oriflame»)
Тип: публичная
Год основания: 1967
Основатели и владельцы компании: Роберт аф Йокник и Йонас аф Йокник
Расположение: Люксембург
Штаб-квартира компании расположена в Люксембурге (с торговым филиалом в швейцарском Фрибуре)
Ключевые фигуры: Магнус Брэннстром (президент)
Старший вице-президент стран СНГ и Балтии - Матс Палмквист
Адрес в Интернете: http://www.oriflame.ru Сайт: www.oriflame.com
Отрасли: парфюмерно-косметическая промышленность
Число сотрудников: 8000 человек (2010 год)
Место в Эксперт- 400 (до 2004 г. в Эксперт-200) - 254-е место за 2010 год
Основные финансовые показатели:
Год | Объем реализации, млн. руб | Объем реализации в долл.США, млн. долл. | Балансовая прибыль/убыток, млн. руб | Чистая прибыль (до 2004 г. - прибыль после налогообложения), млн. руб |
2005 | 8 252,30 | 286,30 | -109,00 | -109,00 |
2006 | 9 145,80 | 323,30 | -369,20 | -369,60
|
2007 | 10 681,20 | 392,80 | 30,50 | 0,70
|
2008 | 12 970,10 | 507,00 | -26,20 | -26,20 |
2009 | 27 638,90 | 1 111,80 | 3 839,40 | 3 509,40 |
2010 | 18 825,00 | 594,00 | -1 716,00 | -1 715,70 |
Информация о работе Стиль управления и лидерство в организации