Стили государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучить специфику стилей государственного управления. Для этого были решены задачи:
Исследовано понятия государства, государственного управления;
Изучено понятие стиля государственного управления, приведена и проанализирована классификация стилей государственного управления;
Проанализирована система государственного управления в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты государственного управления…………………5
Понятие государственного управления……………………………...5
Характерные черты государства как субъекта
управления общественными процессами. Типы государств………………8
1.3. Функции, формы и методы государственного управления………..10
1.4. Принципы государственного управления…………………………..13
Стиль государственного управления: понятие, классификация……....14
Особенности государственного управления в современной России….18
Источники и факторы рациональности государственного
управления: универсальные и специфически российские…………………21
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

стили гос упр.docx

— 53.02 Кб (Скачать документ)

Функции государственного управления реализуются посредством    управленческих функций, обозначающие конкретное воздействие юридически описанное в  их  компетенции.

По направленности и месту  реализации - внешние и внутренние;  по  содержанию и характеру действия - общие и специфические. 

Все функции образуют сложную  функциональную подсистему.  В  рамках  ее действует отдельный государственный  орган или поддается регуляции  управляемый орган.

К общим функциям относятся организация, планирование,  регулирование, кадровое обеспечение, контроль.

К специфическим - финансирование, налогообложение,   лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование.

  Функции государственного управления:

  • политическая  -  обеспечение  целостности  и  сохранности  общества,  формой которого выступает государство;
  • социальная  -  обеспечение  на  территории   государства   соблюдения   прав гражданина;
  • экономическая - создание предпосылок для экономического  развития  общества.
  • международная   -   поддержание   свободы   суверенитета   и   исторического существования народа в рамках широкого сообщества.

В переходный период социальная функция должна  повернуть  экономику  к человеку, комплексному  развитию  социальной  инфраструктуры,  всестороннему  учету национальных требований в  организации  социальной  жизни,  обеспечению социальной  справедливости   и   социальной   защищенности,   гарантировании социальных прав и свобод личности.

Формы управленческой деятельности - это внешние, постоянно фиксируемые выражения и проявления практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций, по обеспечению их собственной жизнедеятельности. Существуют следующие формы:

  • правовые - посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл (установление и применение правовых норм);
  • организационные - связанные с осуществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных и материально-технических операций);
  • организационно-правовые (многие правовые формы являются юридически корректными только в случае их принятия посредством установленных организационных форм).

Метод управленческой деятельности - это способы и методы достижения поставленных целей, решение возникающих задач. Метод государственного управления - характер волеизъявления одного участника управления в отношении другого. Метод управленческой деятельности - это способ приёма управляющего воздействия на объекты управления, на управляемые системы.

Все методы делятся на:

  • методы внеэкономического воздействия;
  • методы экономического воздействия:
  • организационные;
  • административные.

Методы в деятельности органов управления подразделяются на:

  • общие методы - методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, регулирование, общее руководство и непосредственное управление);
  • специальные методы - это методы, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).

 

1.4. Принципы государственного  управления

Принцип государственного управления представляет собой закономерность,  отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп  элементов  государственного управления   (системы   онтологических   элементов),   выраженную   в   виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве  своем  правом и  применяемого  в  теоретической  и  практической  деятельности  людей   по управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.

Принцип    объективности    государственного    управления     обусловливает необходимость  следования  во  всех  управленческих  процессах   требованиям объективных   закономерностей    (естественно-природных    и    общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.

Принцип демократизма - воспроизводит  народовластие  в   государственному правлении. Предполагает пронизывание  потребностями,  интересами и целями жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.

Принцип правовой упорядоченности  государственного управления.  Обусловливает необходимость  законодательного   определения   основные   аспектов   целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.

Принцип  законности    государственного    управления:    установление в государственном  управлении  режима  повсеместного  и   полного   исполнения правовых актов.

Принцип разделения власти в государственном управлении.

Принцип федерализма государственного  управления  -  позволяет  развивать  и укреплять  местное   управление,   вовлекать   в   управленческие   процессы значительное число граждан.

Принцип публичности государственного управления.

 

  1. Стиль государственного управления: понятие, классификация

Стиль -  продуманное  и  согласованное  взаимодействие  управленческих элементов  и  человеческого  потенциала,  представляет  собой  специфическое отражение в особой управленческой сфере общества  единства  субъективного  и объективного.

Под  стилем  государственного  управления  следует  понимать   реально используемую  систему  социально  эффективных  и   постоянно   развивающихся способов,   средств,   форм   и   методов   повседневного   функционирования должностных  лиц  и  в  целом  органов  государственной  власти  и  местного самоуправления, основанную на  соответствующих  принципах  и  обеспечивающую рациональное и демократическое ведение управленческих дел.

Стиль должен состоять из следующих  элементов:

  • целевых,   функциональных   и    организационных    характеристик    органов государственной власти и  местного  самоуправления,  которые  определяют  их место и правовой статус  в  иерархии  управляющей  системы  государственного управления;
  • юридически закрепленных и, соответственно, практически  используемых  форм, методов и процедур  управленческой  деятельности  органов  управления  и  их должностных лиц;
  • реально проявляемых общекультурных, профессиональных  и  личностных  качеств должностных лиц, посредством которых  формируются  социально-психологические механизмы управления.

Разновидности стиля  управления:

Директивный   -   отличается   чрезмерной    централизацией    власти, приверженностью к единоначалию  в  гипертрофированных  формах,  самовластным решением  большинства  не  только  крупных,   но   мелких   вопросов   жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.

Демократический    -    предполагает    предоставление     подчиненным самостоятельности,  соразмерной  их  квалификации  и  выполняемым  функциям, подготовку и  принятие  решений  при  их  деятельном  участии,  справедливую оценку их усилий, уважительное отношение к людям и  заботливое  отношение  к их потребностям.

Либеральный  стиль  отличают  отсутствие   размаха   в   деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху,  нежелание  принять на  себя  ответственность  за  решения   и   их   последствия,   когда   они неблагоприятны.

Кроме указанных, выделяют: стиль анархический, когда все  пущено на самотек и каждый делает все, что хочет и как хочет; кампанейский стиль, при котором  руководители, должностные лица от случая к случаю хватаются за дело, бурно проводят различные мероприятия, а потом успокаиваются и так  до следующего приступа "активности" (кампании); волевой стиль, для которого характерны исключительно приказы, грубое психологическое давление, опирающееся  на служебные зависимости. Различают  также стиль общий и индивидуальный. Общий стиль – это, можно сказать, стиль нормативный, т.е. общепризнанный, проявляющийся в главных своих  чертах повсеместно, в широких масштабах, стиль, разделяемый и поддерживаемый обществом. Под индивидуальным стилем понимается общий стиль, преломленный в соответствии с конкретными  условиями управленческой деятельности и качествами соответствующих руководителей  и должностных лиц. Глубочайшее  влияние на индивидуальный стиль  работы оказывают социально-психологические  качества личности, что и характеризует  его как определенное социально-психологическое  явление.

Разумеется, что в чистом виде ни один стиль управления не проявляется. Чаще всего имеет место сочетание, смешение стилей при явном преобладании какого-либо одного. Естественно также, что свойство стиля управления, складывающегося  в его системе и подсистемах, напрямую зависит от качеств лиц, занятых в управленческих процессах.

Исторический опыт показывает, что наиболее целесообразным, продуктивным и ориентированным на длительную перспективу является демократический  стиль государственного управления. Именно он позволяет стабилизировать  управленческие процессы и посредством  них наладить рациональное и эффективное  общественное развитие.

Среди свойств демократического стиля государственного управления можно назвать:

  • глубокие, органические взаимосвязи органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами, что способствует познанию управляемых объектов, потребностей, интересов и целей жизнедеятельности людей, развитию в них понимания сущности и значения управленческих решений и действий, стимулированию во всей системе государственного управления отношений инициативности, творчества, активного соучастия в делах общества и государства;
  • обширные возможности для введения научного знания в управленческие процессы и придания им необходимой целенаправленности, деловитости и влиятельности. Научность стиля государственного управления предполагает: а) широкое использование в государственном аппарате достижений общественных, естественных и технических наук; б) последовательное соблюдение в деятельности аппарата установленных наукой объективных закономерностей общественной жизнедеятельности; в) всемерное способствование со стороны аппарата развитию научно-технического прогресса и широкому внедрению его достижений в практику; г) соизмерение уровня деятельности аппарата с обоснованными наукой положениями, выводами и рекомендациями. В то же время сама научность создает условия для обоснованной целенаправленности и последующей деловитости – конкретного и системного решения управленческих задач;
  • становление и поддержание во всей системе государственного управления подлинно гуманных взаимоотношений между руководителями и подчиненными, членами управляющих и управляемых объектов, коллективами, должностными лицами и гражданами, в результате чего права и свободы человека приобретают действительную реализацию.

 

3. Особенности  государственного управления в  современной России на примере деятельности Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми.

Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения  государственных интересов и  проводимой государством политики.

Система государственного управления включает формы и методы воздействия  на экономическую, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных  между собой общностью политической системы и территории. Большое  значение в государственном управлении имеют социально-политические исследования, дающие необходимую информацию для  принятия управленческих решений.

Особенности государственного управления в современной России обусловлены переходом от одной  социально-экономической системы, основанной на государственной собственности  на средства производства, централизованном планировании и командно-административном управлении, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества.

Юридически новое российское государство возникло в декабре 1991 г. С этого момента начался  переход от авторитарного стиля  управления, основанного преимущественно  на принуждении, к демократическому стилю, который исходит из того, что  человек по своей природе стремится  к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности.

Демократический стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности  в пределах своих функций, участие  в принятии решений.

3.1 Территориальное управление  Министерства социального развития  Пермского края по городу Перми  как орган исполнительной власти  Пермского края.

На основании Положения  о Территориальном управлении Министерства социального развития Пермского  края по городу Перми как орган  исполнительной власти Пермского края.

 

Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме  в декабре 1993 г., закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации  вошло 89 субъектов, с большинством которых  центр заключил договоры о разграничении  полномочий и предметов ведения. Для координации действий были созданы  объединенные органы государственного управления.

Информация о работе Стили государственного управления