Стили государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучить специфику стилей государственного управления. Для этого были решены задачи:
Исследовано понятия государства, государственного управления;
Изучено понятие стиля государственного управления, приведена и проанализирована классификация стилей государственного управления;
Проанализирована система государственного управления в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты государственного управления…………………5
Понятие государственного управления……………………………...5
Характерные черты государства как субъекта
управления общественными процессами. Типы государств………………8
1.3. Функции, формы и методы государственного управления………..10
1.4. Принципы государственного управления…………………………..13
Стиль государственного управления: понятие, классификация……....14
Особенности государственного управления в современной России….18
Источники и факторы рациональности государственного
управления: универсальные и специфически российские…………………21
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

стили гос упр.docx

— 53.02 Кб (Скачать документ)

Наличие разнообразных форм собственности в современной  России обусловило развитие различных  видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное).

Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра  земли, естественные монополии, контрольные  пакеты акционированных предприятий.

Объекты регионального и  муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении  собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и  местного самоуправления.

По воздействию на управляемый  объект можно выделить отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое управление основано на построении вертикали центр —  предприятие. Оно реализуется через  министерства, которые осуществляют единую техническую политику и обеспечивают необходимые внутриотраслевые и  межотраслевые отношения. С развитием  самостоятельности предприятий  роль отраслевого управления постепенно снижается.

Территориальное управление включает в себя органы государственной  власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации и местное самоуправление. Функциями территориального управления являются рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное  развитие региона, выравнивание уровней  экономического и социального развития и др.

К другим видам государственного управления в России относятся административное и экономическое управление.

Административное управление связано с непосредственным воздействием на интересы управляемых. В основе административных методов лежат авторитет власти, право руководителя отдавать распоряжения, требовать обязательного и точного  их выполнения подчиненными, исполнителями. Администрирование является необходимым  компонентом любого управления, его  методы имеют свое функциональное назначение и не противоречат экономическим  и другим методам управления, лишь дополняя их.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную  государственную политику. Для экономического управления характерно отсутствие прямого  Директивного принуждения. Объект управления свободен в выборе варианта действий, однако если эти действия вступают в противоречие с законом, он возмещает  ущерб государству.

Кроме названных видов  государственного управления в современной  России существуют и другие виды, например, стратегическое и тактическое управление.

Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом или отдельных  территорий, объектов, отраслей и т.д. в соответствии с политическим курсом государства. Тактическое управление — это конкретные действия по реализации стратегического курса.

Специфика условий переходного  периода в России обусловила необходимость  решения задач, несвойственных ранее  для государственного управления. Среди  них можно назвать либерализацию  цен, введение института частной  собственности на средства производства, реорганизацию государственных  и сельскохозяйственных предприятий, приватизацию государственных предприятий, формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок труда  и др.), введение платных услуг  в области образования, здравоохранения  и др. сферах и многое другое. Опыта  в решении этих сложных задач  не было, поэтому были неизбежны  ошибки, большие потери, а это  сопровождалось частой сменой кадров управленцев, многие из которых могли  только разрушать, но не создавать. Кроме  того, на волне борьбы со старым режимом  к управлению пришло много людей, не имеющих опыта управления. Все  это привело систему государственного управления в России к кризису.

 

    1. Источники и факторы рациональности государственного управления: универсальные и специфически российские.

Управляемым процессам необходимы:  адекватные  организационные  формы, связанные    с    соответствующими    конкретными    видами    деятельности, соответствующие конкретными видам  деятельности,  четко  обозначенные  цели, соответствующие интересам людей и  активизирующие  их  деятельность,  нормы, нормативы,  правильно  регулирующие  внешние (для  общества,  для  других процессов)  параметры  деятельности  и  дающие  простор для  инициативы и самодеятельности,  ресурсное  и  научно-техническое  обеспечение, стимулы, удовлетворяющие определенные интересы или создающие для этого основу и  меры ответственности, демократические процедуры  контроля  и  оценки  результатов деятельности.

Резервы рационализации:

1. Ими обладает коллегиальность  как форма организации  управленческой деятельности. (“мозговые атаки”)  Осуществляется  в  рамках  субординации  и призвана  ее  укреплять.  Это   средство   интеграции   интеллектуальных   и организационных  усилий,  не   подменяет   индивидуальной   деятельности  и ответственности,  на  основе  коллективно  выраженной  воли  соответствующий организатор  имеет  самые  широкие  полномочия  и  может   действовать   как единоначальник.

2. Таким резервом является  также анализ и оценка состояния  и  качества управленческой деятельности: имеют цель выяснить  правду  об  управленческом процессе.  На   поиск   истины   должны   быть   направлены   усилия самих управленческих кадров.

3. Развитие коммуникативности  управляющих  компонентов   с  гражданами, обществом  -  это  важнейшая  внешняя   сфера   с   огромным   разнообразием политических  и  социально-психологических  рецепторов.  Принцип   контактов может быть только  один:  на  равных,  с  подлинным  уважением  к  человеку.

4. Неформальные и внеслужебные контакты - при них должностное лицо тоже воспринимается с соответствии со своим статусом - нужно стремиться  к  тому, чтобы контакты способствовали укреплению авторитета должностного лица и того органа, который он представляет.

 

 

 

 

 

Заключение

Воздействие государства  на общество относится к двум уровням: политическому управлению и собственно государственному управлению.

Государственное управление – это реализация государственной  политики через систему органов  власти (государственных органов), при  котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.

К системе государственного управления относятся только органы государственной власти и местного самоуправления.

 Цели и содержание  государственного управления зависят  от состояния и структуры управляемых  процессов, от места и роли  государства в обществе.

 Общественная обусловленность  государственного управления определяется  общественными потребностями в  управлении, отражающими, в свою  очередь, различные материальные  и духовные потребности населения.

 Целевая направленность  означает рациональную постановку  целей, соответствующих имеющимся  ресурсам, обеспечивающих максимальные  желаемые результаты при минимальных  затратах ресурсов, прежде всего  налогоплательщиков.

Специфика государственного управления:

  • Определяющее влияние на характер действий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект – государство. В основе природы государства лежит верховная власть, дающая основания для легитимного господства одних людей над другими.
  • Специфическим свойством государственного управления является его распространенность на все общество.
  • Государственное управление в обязательном порядке обладает свойством системности. Только наличие системности придает государству необходимую согласованность, субординацию, координацию, определенную целеустремленность, рациональность и эффективность.

Управленческая деятельность является особым видом властных отношений. Она обеспечивает связь между  субъектом и объектом власти. Государственные  служащие являются людьми, профессионально  занятыми управлением.

В широком смысле государственное  управление – это осуществление  управленческих функций государства  в целом. Его основными субъектами являются полномочные органы государственной  власти – законодательные, исполнительные, судебные. Их управленческие функции  реализуются лицами, занимающими  государственные должности  - политики. Сущность их действий – осуществление главным образом стратегического управления. Основным в деятельности политиков является выражение интересов определенных слоев общества в целом.

Государственное управление в узком смысле слова означает осуществление управленческих идей, воплощенных в законах, указах, постановлениях и других нормативных правовых актах  органов государственной власти и управления. В данном аспекте  государственная служба  выполняет  роль механизма и технологии государственного управления. В  XX в. прорыв в управлении государствами сделан, прежде всего, на уровне технологий, путем всемирного укрепления государственной службы.

 Таким образом, государственное  управление является функцией  различных ветвей и органов  государственной власти. Но если  для высших ее органов –  Правительства, Федерального собрания, судов – государственное управление  – это только одна из многочисленных  социальных функций, то для  государственной службы она является  основной, ведущей функцией.

 

Список литературы

      1. Конституция Российской Федерации
      2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега, 2004.
      3. Глазунова Н.И. .Система государственного и муниципального управления. Учебник. - М.: Проспект, 2008.
      4. Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В.А.  Козбаненко.- М. Статус, 2000.
      5. Дидык М.Е. Система государственного управления.  Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс». 2007.- 350 с.
      6. Зеркин Д. П.  Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. - Ростов-на-Дону: Издательский центр, 2007.
      7. Основы социального управления / Под ред. Иванова В.Н. - М.: Высшая школа, 2001.
      8. Пикулькин. Система государственного управления. Учебник для вузов 2007. - 635 с.
      9. Разберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М. ИНФРА-М, 2006.
      10. Разберг  Б..А. Государственное управление и администрирование в экономической и социальной сфере. - М..: Экономистъ, 2007.
      11. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. - М.: Питер, 2007.
      12. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Система государственного и муниципального   управления. – М.: Кнорус. 2007
      13. Чиркин В.Е. Государственное управление. - М.: ЮристЪ 2003. - 318 с.

План

  1. Понятие стиля гос управ.
  2. основ хар. И принципы
  3. рассмотрение стилей управ в истории России и сравнение со стилями в друг совр гос
  4. Сравнивая различные государственные устройства, невольно замечаешь общую закономерность: при всем многообразии форм человеческой деятельности, они все «увязаны» в единый организм, имеющий яркие отличительные черты и особенности. Эти особенности сохраняются, даже если рассматривать человеческие сообщества на одной и той же ступени экономического развития, поскольку они обусловлены не только экономическим базисом, но и организацией власти.
  5. «В самом общем виде власть - способность и возможность регулировать деятельность людей, оказывая влияние на их интересы. С точки зрения объекта регулирования (интересы), выделяют политическую и экономическую власть. С точки зрения субъекта ее реализации, сообщества людей (например: нации, местного сообщества), можно говорить о государственной власти и самоуправлении. С точки зрения механизма организации и осуществления власти говорят о демократии или диктатуре, Франция с этой позиции является демократическим государством.
  6. германия

Немецкий руководитель —  исключительно обособленная личность, не склонная демонстрировать свое появление  перед всем трудовым коллективом. Для  него характерна политика закрытых дверей и общение с потенциальными посетителями не напрямую, а через секретаря. Немецкая вертикальная система спускает инструкции только ближайшим, непосредственным подчиненным, и хранятся такие инструкции строго в стенах данного отдела. Однако в немецких фирмах существует короткая дистанция власти между начальниками и подчиненными, что вполне свойственно  Германии как стране с исторически  децентрализованным прошлым и нелюбовью  к диктаторским замашкам руководителей. Децентрализация и сегментация  являются структурными характеристиками немецкого общества. Германия поздно объединилась, и здесь не любят  слишком сильную центральную  власть, особенно после периода национал-социализма и плановой экономики в ГДР. Немцы  предпочитают рассредоточение власти. Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о государственной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятель­ности политических партий и добиваться парламентской карьеры. Чиновники, избранные в Бундестаг или Земельный парламент, пользуются правом двухмесячного отпуска на время избирательной кампании. Наряду с депутатским содержанием они продолжают получать значительную часть своего основного жалованья. Кроме того, они сохраняют право на получение пенсий для государственных служащих. Иными словами, чиновники в Германии представляют собой привилегированную политическую группу. Их профессиональная компетентность и финансовая независимость позволяют им добиваться значительного продвиже­ния в партиях. В отличие от многих европейских стран (Великобритании, Франции и США), карьера государственного служащего в Германии не является альтернативной политической карьере. Напротив, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.

Информация о работе Стили государственного управления