Стили управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание

описание различных стилей управления. выбор стиля управления на примере организации, анализ и оценка выбранного стиля.

Содержание

Введение
1. Стили руководства: понятие, классификация 4
1.1 Понятие и вормирование стиля руководства 4
1.2 Характеристика и классификация стилей руководства 5
1.2.1 Одномерные стили управления 6
1.2.2 Многомерные стили управления 13
2. Соотношение стиля руководства с эффективностью управления на примере организации ООО «КурьрСервисЭкспресс» 16
2.1 Характеристика предприятия 16
2.1.1 Характеристика стиля руководства 17
2.1.2 Рекомендации по выбору стиля управления 20
Заключение 22
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Мененджмент.docx

— 106.23 Кб (Скачать документ)

 

План

Введение 

1. Стили руководства: понятие, классификация 4

1.1 Понятие и вормирование стиля руководства 4

1.2 Характеристика и классификация стилей руководства 5

1.2.1 Одномерные стили управления 6

1.2.2 Многомерные стили управления 13

2. Соотношение стиля руководства с эффективностью управления на примере организации ООО «КурьрСервисЭкспресс» 16

2.1 Характеристика предприятия 16

2.1.1 Характеристика стиля руководства 17

2.1.2 Рекомендации по выбору стиля управления 20

Заключение 22

Приложение 1 

Приложение 2 

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.

         Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет  свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства  выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному  и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства  может служить характеристикой  качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а так  же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных  взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего  о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все  отражает стиль руководства данного  руководителя.

         Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.

      Тема стилей руководства выбрана не случайно. Появление предприятий нового типа, возможность подбирать людей в организацию с учетом особенностей задач организации и реальных способностей работников - все это оказывает непосредственное влияние на содержательный компонент стиля управленческой деятельности. Вместе с тем при попытке проанализировать сущность указанного явления и определить тот стиль, который реализует в своей практике руководитель, до сих пор прибегают к методам, разработанным в период стабильного существования нашего государства.

 

 

 

 

      1. Стили руководства: понятие, классификация

 

                           1.1 Понятие и формирование стиля руководства

    Под стилем руководства в теории понимается качественная определенность взаимодействия менеджера и исполнителя в определенной ситуации, совокупность используемых им принципов и методов решения проблем, мышления, поведения в целом и конкретных действий1.

        Это своеобразный психологический почерк работы с подчиненными.

Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и  складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта.

         Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль  руководства на протяжении всей своей  карьеры. Все определения стиля руководства сводятся к совокупности характерных для руководителя приемов и способов решения задач управления, то есть стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

           Оптимальный стиль руководства позволяет приводить сотрудников к успехам и к самореализации в процессе исполнения должностных функций.

На стиль руководства влияют субъективные и объективные обстоятельства, такие как:

  1. господствующий политический режим (тоталитарный, демократический, либеральный) который накладывает отпечаток на все стороны жизни общества и его отдельных субъектов, в том числе и институциональных, позиция высшей администрации.
  2. характер деятельности организации, приоритеты, тип решаемой задачи.
  3. преобладающая система ценностей, тип культуры.
  4. психологическая характеристика отдельных подчиненных и коллектива в целом, особенности внутренних отношений, степень доверия администрации.
  5. индивидуальные качества руководителя.
  6. особенности ситуации.
  7. та или иная комбинация перечисленных факторов.

Таким образом, при выборе стиля  руководства необходимо учитывать  все сложившиеся обстоятельства, для того чтобы принять наиболее эффективный стиль, для конкретной ситуации.

      1. Характеристика и классификация стилей руководства

 

В настоящее время существует целый  ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили руководства  складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств.

Кадровая политика определяет генеральную  линию и принципиальные установки  в работе с персоналом на длительную перспективу. Она формируется государством, ведущими партиями и дирекцией организации  и находит конкретное выражение  в виде административных и моральных  норм поведения работников на предприятии.

Выделим основные факторы классификации  стилей руководства

  1. По характеру воздействия на подчиненных (авторитарный, демократический, либеральный). Их концепция сформулирована психологом ХХ в., К. Левином, является общепризнанной.
  2. В зависимости от носителя стиль руководства может быть общим, групповым или индивидуальным (личным).
  3. По форме организационной деятельности подчиненных стиль руководства бывает: деловым (рациональным), бюрократическим или попустительским.
  4. По способу передачи решений: побуждающий, убеждающий, уговаривающий, понуждающий, принуждающий стили.

Об эффективности того или иного  стиля судят по следующим показателям:

    • Общий результат деятельности организации (темпы роста, производительность, прибыль).
    • Динамика затрат (времени, материальных и денежных средств).
    • Четкость и рациональность действий персонала.
    • Морально-психологический климат, внутренняя конфликтность, состояние трудовой и исполнительской дисциплины.
    • Уровень инициативности и творческой активности исполнителей.
    • Восприятие руководителей коллективом и окружающими.

          Исходя из возможности одновременного использования, стили делятся на одномерные (всегда применяется только один какой-то стиль, в принципе исключающий остальные) и многомерные (допускается смена стилей в зависимости от ситуации, особенности руководителя, исполнителя). Эта практика получила в западном менеджменте название «метод двух шляп».

Рассмотрим эти стили более  подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1 Одномерные стили  управления

Предпосылки построения различных  одномерных стилей управления содержаться  в теориях «X» и «Y» Дугласа Мак-Грегора2. Так, согласно теории «X», люди изначально ленивы и при первой возможности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководимыми, не брать на себя ответственность и искать защиты у сильных. Чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний.

Однако, по мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему  лишь со второй половины ХХ в. В благоприятных  же условиях человек становиться  тем, кем он есть на самом деле, и  его поведение отражается уже  другой теорией – «Y». В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, они охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а также в творчество. И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.

К одномерным стилям относятся: авторитарный (директивный), демократический и либеральный (попустительский). Сравнительную характеристику стилей можно привести в таблице (Приложение 1).

 

    Авторитарный стиль. Теоретической основой авторитарного стиля управления и его «эксплуататорской» и «благожелательной» (патерналистский)

«Эксплуататорский» (автократический) авторитарный стиль сводиться к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

При более мягкой «благожелательной» (патерналистский) разновидности авторитарного стиля руководитель относиться к подчиненным снисходительно, по-отечески, интересуется при принятии решений их мнением. Но даже в случае обоснованности высказанного мнения может поступить по-своему, делая это зачастую демонстративно, чем значительно ухудшает морально-психологический климат в коллективе. При принятии решений он может учитывать отдельные мнения сотрудников и дает определенную самостоятельность, однако под строгим контролем, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы и строго выполняются все требования инструкции.

 

Сюда же относиться «Авторитарно-правовой» стиль управления характеризуется тем, что методы, формы и средства строятся на административном уровне и основываются на административно – правовых нормах, правилах, процедурах и законах, установленных конституциями и парламентами стран.

 

Рассмотрим положительные и  отрицательные эффекты от авторитарного  стиля руководства (Таблица 1).

 

Таблица 1

Положительные эффекты

Отрицательные эффекты

  • Решения принимаются быстрее, когда это зависит от одного человека;
  • Этот стиль лидерства позитивен в условиях, когда приходиться руководить людьми, не способными или не желающими разделять ответственность;
  • В критических обстоятельствах этот стиль может работать наиболее успешно, так как люди должны знать, что есть кто-то, кто отвечает за то, чтобы в случае необходимости были приняты быстрые решения;
  • Люди чувствуют себя в большей безопасности, имея четкие правила поведения и ясно осознавая сферу своей компетенции. Это обеспечивает предсказуемость событий и снижает вероятность конфликтных ситуаций (знание «своего места»);
  • Данный стиль может поднять статус и усилить авторитет такого руководителя в глазах других людей.
  • Необходимость подчиняться может вызвать у некоторых людей чувство неудовлетворенности, возмущения, обиды, снижая желание проявлять инициативу;
  • Неучастие в принятии решений также может снижать включенность подчиненных в процесс работы, так как они не чувствуют самостоятельности и не имеют контрольных функций;
  • В ряде случаев имеет место скрытый саботаж решений авторитарного руководителя, когда подчиненные на словах высказывают готовность к выполнению приказаний, но на деле ищут разные отговорки, чтобы не приводить их в жизнь;
  • Взаимоотношения между работающими могут быть напряженными из-за их конкуренции при получении одобрения и поощрений со стороны руководителя;
  • Результатом может быть низкая производительность труда и малая эффективность работы;
  • Низкая творческая активность персонала и застой внутри организации.

 

          Таким образом, основой авторитарного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Последнее обстоятельство играет двоякую роль в возможности достижения эффективности.

Информация о работе Стили управления организации