Стили управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание

описание различных стилей управления. выбор стиля управления на примере организации, анализ и оценка выбранного стиля.

Содержание

Введение
1. Стили руководства: понятие, классификация 4
1.1 Понятие и вормирование стиля руководства 4
1.2 Характеристика и классификация стилей руководства 5
1.2.1 Одномерные стили управления 6
1.2.2 Многомерные стили управления 13
2. Соотношение стиля руководства с эффективностью управления на примере организации ООО «КурьрСервисЭкспресс» 16
2.1 Характеристика предприятия 16
2.1.1 Характеристика стиля руководства 17
2.1.2 Рекомендации по выбору стиля управления 20
Заключение 22
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Мененджмент.docx

— 106.23 Кб (Скачать документ)

Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительней для руководства более простыми видами деятельности, ориентированных на количественный результат. Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуясь с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников.

 

Демократический стиль.

          Демократический  стиль руководства имеет девять характерных черт:

Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от исполнения части своих прав и  обязанностей по принятию решений и  передачу их членам группы, а также  не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество.

         Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников.

Многосторонние информационные и  коммуникационные отношения. Широкая  сеть вертикальных, горизонтальных и  диагональных информационных потоков  призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также  развитие межличностных отношений.

Урегулирование конфликтов с помощью  переговоров, торга и компромиссов.                          В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.

Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам  осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием  в группе.

Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия  между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства.

Удовлетворение потребностей сотрудников  и руководителей. Эта черта имеет  ту особенность, что обладающий ею руководитель обращает особое внимание на реализацию личных и профессиональных интересов  членов организации, которая не ставится в прямую зависимость лишь от экономической  эффективности предприятия.

Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными  целями сотрудников и целью организации  не камуфлируются, что имеет место  при авторитарно-бюрократическом  руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии  всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать реальную поддержку общей ориентации на достижение высоких результатов работы организации.

Ориентация на развитие персонала  и всей организации.

Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием работающих в принятии решений, созданием таких условий, при  которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, и вознаграждением для персонала  является чувство причастности к  достижению успеха.

     Разновидности демократического стиля руководства:

- «консультативный» стиль руководства;

- «партисипативный» стиль руководства.

      «Консультативный» стиль подразумевает, что руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказания используются лишь в исключительных случаях. Работники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать такому руководителю посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

     «Партисипативный» стиль подразумевает, что руководитель полностью доверяет своим подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.

     Качества, необходимые руководителю для эффективного использования демократического стиля руководства:

- открытость;

- доверие к сотрудникам;

- отказ от личных привилегий;

- способность и желание делегировать  полномочия;

- невмешательство в выполнение  текущих заданий, контроль через  официальные инстанции (через  соответствующих руководителей  и каналы);

- контроль по результатам;

- обоснование перед сотрудниками  фактов единоличного принятия  решений.

        При демократическом стиле сотрудники рассматриваются не иначе как партнеры, которые могут решать текущие, дневные задания в основном самостоятельно. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта;

Качества, необходимые сотрудникам  для эффективного использования  демократического стиля руководства:

- высокий уровень профессиональной  подготовки;

- желание брать на себя ответственность;

- выраженная потребность в самостоятельности; 

- готовность и способность отвечать  за свои действия;

- тяга к творчеству и личностному  росту; 

- интерес к работе;

- ориентация на перспективные  жизненные и организационные  цели;

- высокая значимость мнения  о них коллег;

- высокий уровень самоконтроля;

- наличия контрольных прав, желания  и умения их использовать

Рассмотрим положительные и  отрицательные эффекты демократического стиля руководства (Таблица 2).

 

Таблица 2

Положительные эффекты

Отрицательные эффекты

  • Такой стиль обеспечивает хорошие рабочие взаимоотношения между группой и лидерами. Группа вовлечена в работу, делит ответственность за принятие решений с руководителем;
  • Если люди вовлечены в процесс подготовки решений, это оказывает положительное влияние на их работу; обычно они более заинтересованы в результатах ее выполнения.
  • Для некоторых людей высокая степень вовлеченности может быть нежелательна;
  • Эффективность работы руководителя определяется высоким уровнем сотрудничества между руководителем и подчиненными, в основе которого лежит доверие между ними. Если такое доверие будет нарушено, то возникнут проблемы для обеих сторон;
  • Члены группы должны чувствовать, что их идеи действительно принимаются во внимание. Если их предложения не включаются в окончательное решение, может возникнуть недовольство;
  • Консультации или обсуждения занимают много времени;
  • Успех будет под угрозой, если такой метод работы навязывается членами группы.

 

Таким образом, демократический стиль  предпочтительнее для руководства  сложными видами деятельности, где  на первом месте выступает качество. Демократический стиль основан  на сочетании принципов единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или  собственников и должен выражать интересы большинства.

Специальные исследования показали, что хотя в условиях авторитарного  стиля руководства можно выполнить  в количественном отношении больший  объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на порядок ниже3.

 

 

 

 

Либеральный (попустительский) стиль — мягкое руководство, не стесняющее действия, инициативу подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу. Подчиненным предоставляется почти полная свобода в определении своих целей и в контроле за своей работой.

Либеральный стиль отличают минимальное  участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание  принять на себя ответственность  за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны.

В то же время такой стиль легко  может трансформироваться, если руководитель ослабит контроль над подчиненными. Вариантами трансформации могут  быть:

– попустительство (при невмешательстве  руководителя выдвиженец из числа подчиненных  берет фактическую власть в свои руки и начинает действовать авторитарными  методами).

– бюрократизация (подчиненные, опасаясь самостоятельно действовать, прикрываются нормами, правилами, формальными процедурами).

Руководитель-либерал способен пренебречь своими принципами, если их соблюдение угрожает его популярности в глазах вышестоящего руководителя и подчиненных. В стремлении приобрести и укрепить свой авторитет способен предоставлять  подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии, склонен бесконечно откладывать  увольнение негодного работника.

Становление руководителя-либерала может  объясняться многими причинами. Большей частью такие руководители, по натуре люди нерешительные и добродушные, как огня боятся ссор и конфликтов. Другая причина – недооценка значимости возможностей коллектива и своего долга  перед ним. Наконец, он может оказаться  высокотворческой личностью, целиком  захваченной какой-то конкретной сферой своих интересов, но лишенной организаторского таланта, вследствие чего обязанности  руководителя оказываются для него непосильными.

Сгруппируем положительные и отрицательные  эффекты либерального стиля руководства (Таблица 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Положительные эффекты

Отрицательные эффекты

  • Данный стиль применяется в работе с высококвалифицированными подчиненными, с высокой внутренней мотивацией. Например, исследовательская группа, в которой исследователям, техникам и инженерам предоставлена полная свобода решать проблемы так, как они считают нужным, может успешно работать при таком стиле руководства;
  • Руководитель может переложить риск и ответственность за принимаемые решения на членов группы.
  • Данный стиль может не понравиться членам группы, которые чувствуют, что их лидер слаб и неэффективен;
  • Подчиненные могут возмущаться той мерой ответственности, которая на них возлагается без соответствующего повышения статуса или заработной платы.

 

На мой взгляд, либеральный стиль  больше всего подойдет для управления какими-либо творческими группами (музыкальные  школы, танцевальные классы), потому что  в таких организациях у подчиненных есть возможность применят свои методы работы, без боязни наказания и таким образом большая часть ответственности за исполнение работы ложиться на подчиненных.

Одномерность руководства предполагает, что на практике используется либо демократический (ориентированный  на человеческие отношения) либо авторитарный (ориентированный на задачу) стиль. Первый вариант характерен сегодня для развитых стран, второй – для развивающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2 Многомерные стили  управления

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, основывавшегося  на двух подходах: первый ориентируется  на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата  и налаживание человеческих отношений; второй – на создание надлежащих организационных  и технических условий, при которых  человек достаточно полно сможет реализовывать свои способности.

Они представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому  может реализовываться наряду с  ними. В моделях отражающих различные  подходы авторов к пониманию  проблемы воздействия внешних факторов на поведение руководителя и подчиненных, делается попытка определить различные  стили управления с помощью различных  переменных факторов. В своем влиянии  они создают ту или иную ситуацию.

 Задача руководителя состоит  в том, чтобы понять, какие методы  и способы воздействия на подчиненных  необходимо применять для достижения  эффективности в каждой конкретной  ситуации.

Модели ситуационного управления имеют существенные различия по набору рассматриваемых стилей управления, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними, а также по определению эффективности самого руководства.

Одну из моделей, описывающих зависимость  стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчелл и Р. Хаус. В зависимости  от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителя, степени их уверенности в своих силах  и возможностях воздействия на ситуацию возможны следующие стили руководства4:

  1. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения.
  2. Там где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентации на достижение. Руководитель ставит перед ними посильные задачи и обеспечивает необходимыми условиями работы. Исполнители по мере возможности их самостоятельно решают.
  3. Стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решения, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко используя их идеи.
  4. В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, при котором руководитель сосредотачивает основное внимание на организационной стороне дела (распределение поручений среди подчиненных, составления плана и графика работы).

Информация о работе Стили управления организации