Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:47, курсовая работа
Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Введение -3
I. Классификация стилей руководства – 5
II.Формирование индивидуального стиля – 9
2.1 Авторитет руководителя – 12
III. Влияние руководителя на эффективность организации – 16
3.1 Типовые стили руководства - 16
IV. Зарубежные подходы к анализу стиля руководства - 18
4.1 Стиль руководства, предложенный Рэнсисом Лайкертом -19
4.2 Стиль руководства, предложенный К. Левином -20
4.3 «Управленческая решётка» Р. Блейка и М. Мутона -25
V.Решение конкретных ситуаций по стилям управления -30
VI.Заключение -33
VII.Список используемой литературы -34
Блейк и Муттон сделали следующее заключение: в различных специфических условиях каждый из стилей управления может оказаться весьма эффективным, но в типичной ситуации развития бизнеса наиболее успешным будет применение командного руководства. Их модель относится к поведенческому подходу к классификации стилей руководства. Все последующие рассматриваемые модели относятся к ситуационному подходу, который рассматривает влияние на эффективность руководства ряда других факторов. К ним относятся: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а так же имеющуюся у руководителя информацию. Поэтому современная теория руководства очень большое внимание уделяет тому, как учесть все эти факторы в совокупности и определить степень их влияния на эффективность руководства.
5.Решение
конкретных ситуаций
по стилям управления.
Это был по – настоящему несчастный день для мастера Дозе. Два его сотрудника сообщили, что они больны. Один ещё рано утром так неловко подвернул на лестнице ногу, что его сразу же увезли в больницу, а через два часа другой подвернул руку при заточке инструмента. А ведь через три дня должен быть выполнен большой заказ для фирмы «Шмидт и К.».
С большим трудом мастер снова распределил задания среди оставшихся рабочих. Потом он ушёл на согласование к конструктору, а когда вернулся из конструкторского бюро, то увидел, то нет троих главных из оставшихся у него рабочих.
На свой вопрос он получил ответ, что во время его отсутствия приходил главный инженер предприятия и дал указание рабочим идти вместе с ним на разгрузку вагонов.
Так как мастер Дозе не мог больше увидеть главного инженера, то распоряжение начальства нельзя было изменить. Тем самым становилось невозможным выдержать сроки поставок заказу фирмы «Шмидт и К»
Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему, используя другие средства.
Как поступят в данной ситуации руководители с разным стилем руководства?
Руководитель с авторитарным стилем руководства объявит выговор, так как подчиненный не выполнил распоряжение руководителя.
Руководитель с демократический стилем руководства похвалит, но предупредит, что необходимо согласовывать свои действия с руководителем.
Руководитель либерального стиля руководства выпишет премию за находчивость.
Вы решили узнать мнение сотрудников своего отдела на предмет оценки уровня организации управленческого труда. Вы провели анонимное анкетирование и узнали, что эффективность Вашего труда оценивается гораздо ниже, чем Вы предполагали, хотя, в общем-то, сотрудники относятся к Вам доброжелательно.
Что Вы предпримите, будучи автократом, либералом, демократом?
Руководитель
авторитарного стиля управления
пересмотрит штат сотрудников, руководитель
демократического стиля управления
возьмет себе на заметку, пересмотрит
трудовую деятельность, руководитель
с либеральным стилем управления будет
работать в прежнем ритме, выпишет премию.
Из Вашей фирмы уходит ценный сотрудник.
Как поступит в данной ситуации руководитель с разным стилем управления?
Руководитель с авторитарным стилем руководства подпишет заявление об уходе сотрудника, незаменимых людей нет.
Руководитель с демократическим стилем руководства побеседует с сотрудником, выяснит причину ухода сотрудника, постарается удержать, пересмотрит карьерный рост сотрудника.
Руководитель с либеральным стилем управления привлечет актив коллектива для беседы с сотрудником.
В Вашей
организации сложилась
В чем причина? Каков стиль руководства использует руководитель данной организации?
В организации используется авторитарный стиль руководства, для стиля характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений;
2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
3) неудовлетворенность
людей своей работой, своим
положением в коллективе; 4) неблагоприятный
психологический климат обусловливает
повышенную психологически-стрессовую
нагрузку, вреден для психического и физического
здоровья. Этот стиль управления целесообразен
и оправдан лишь в критических ситуациях
(аварии, боевые военные действия и т. п.).
Проведенные
исследования показали, что в своей
практической деятельности руководители
не используют один устоявшийся стиль
руководства. Они вынуждены его постоянно
корректировать в соответствии с изменяющимися
как внутренними, так и внешними условиями.
Сейчас руководители должны больше внимания
уделять человеческим качествам своих
подчиненных, их преданности фирме и способности
решать проблемы. Высокие темпы морального
старения и постоянные перемены, характерные
сегодня почти для всех отраслей производства
вынуждают руководителей быть постоянно
готовыми к проведению технических и организационных
реформ, а так же к изменению стиля руководства.
Используя рассмотренные в данной работе
модели, которые изучались различными
исследователями, руководитель сможет
в конкретной ситуации проанализировать,
подобрать и оценить результаты от использования
того или иного стиля руководства. От выбора
стиля руководства зависит не только авторитет
руководителя и эффективность его работы,
но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения
между подчиненными и руководителем.
Когда вся организация работает достаточно
эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает,
что помимо поставленных целей достигнуто
и многое другое, – в том числе и простое
человеческое счастье, взаимопонимание
и удовлетворенность работой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абчук В.А. Директорский хлеб: занимательно об управлении. Л., 2001.
2.Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. М., 2005.
3.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 2006.
4.Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 2005.
5.Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 2003.
6.Дорошеева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. //Управление персоналом. –1997.-№8.
7.Киллен К. Вопросы управления. М., 2001.
8.Кричевский Р. Л. Руководитель. М., 2003.
9.Кунц Г., О¢Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. Т.т. 1-2. М., 1982.
10.Менеджмент отранизаций. /Ред. Румянцева З.П., Соломатин И.А. М., 2005.
11.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995.
12.Оучи У. Методы организации производств. Японский и американский подходы. М., 1984.
13.Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
14.Радугин А.А. Основы менеджмента. М., 2007.
15.Радченко Л. Классификация видов управления. //Вопросы теории и практики управления. –1994.-№4.
15.Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –1997.-№8.
16.Шекшня
С.В. Управление персоналом современной
организации. Учебно-практическое пособие.
– М.: ЗАО «Бизнес школа», 2008