Стиля руководства: каким он должен быть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание

Понятие стиль имеет греческое происхождение. Первоначальное его значение – «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – это своего рода почерк в действиях менеджера.
Стиль руководства – явление строго индивидуальное, так как оно определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

Содержание

Глава 1. Основы формирования стиля руководства
1.1. Понятие и сущность формирования стиля руководства
1.2. Классификация стилей руководства
1.3. Психологические факторы формирования стилей
Глава 2. Теории, рассматривающие стили руководства
2.1. Четыре системы модели Лайкерта
2.2. Стили руководства по классификации университета Огайо
2.3.Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона
Глава 3. Практические аспекты реализации стиля руководства
3.1. Способы реализации стиля руководства в коллективе
3.2. Негативные последствия реализации стилей руководства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

         Рис. 2. 2. 1. Четыре возможные комбинации элементов руководства                                      

 

Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что эта классификация применима не ко всем ситуациям.[14]

В то же время проведенные исследования позволили сделать два важных вывода.

Во-первых, чем большее внимание уделяется структуре отношений и всему, что связано с работой, тем больший эффект достигается при следующих условиях:

- сильное давление, оказываемое кем-то (кроме лидера) с целью получения соответствующих результатов;

- задание удовлетворяет работников;

- работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу;

- работники психологически подготовлены быть полностью проинструктированы лидером;

- соблюдается эффективный масштаб управляемости.

Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов:

- организационная культура;

- используемая технология;

-моральная удовлетворенность от работы с руководителем определенного стиля.

2.3.Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона

Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Р. Блейком и Д. Моутоном, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства.  

                                                                          

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

             

 

Рис. 2.3.2. Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона

Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т. е. 81 вариант стиля управления.

Каждый из вариантов поведения при управлении компанией может быть сравнен с любым другим из дан­ной матрицы. Безусловно, нельзя четко определить, к какому имен­но квадрату матрицы относится данный конкретный вид руковод­ства. В действительности делать это и не обязательно, поскольку нельзя извлечь конкретный смысл из номера квадрата. Р. Блейк и Д. Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций мат­рицы.

1.1.  страх перед бедностью (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который до­статочно холодно относится как к своим подчиненным, так и к само­му процессу производства. Он считает, что управленец может всегда прибегнуть к помощи постороннего эксперта или специалиста. Та­кое ведение дел поможет избежать конфликтов, создаст бла­гоприятные условия для работы самого руководителя, а, кроме того, расширит диапазон новых идей, воплощаемых в производство. Как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером. Но такое поло­жение вещей не может сохраняться долго. Рано или поздно самые се­рьезные трудности заставят либо пересмотреть стиль руководства, ли­бо сменить самого руководителя.

1.9.  дом отдыха (социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют осо­бое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нель­зя сказать о процессе производства. Менеджеры такого типа полага­ют, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель, как правило, лю­бим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучесть кадров на предприятиях с таким стилем управления очень низка, как, впрочем, и количество прогулов, а уровень удовле­творения трудом очень высок. К сожалению, излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых непродуман­ных решений, за счет этого страдает производство. [15]

9.1.  авторитет  подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют ника­кой социальной деятельности. Они считают, что качество управленческих реше­ний не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. По­ложительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины.

5.5.  организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Такой менед­жер считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны прини­маться руководителем, но обязательно обсуждаться и корректировать­ся с подчиненными. Положительными чер­тами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересо­ванность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрес­сивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда ос­тавляет желать лучшего.

9.9.  команда (командное руководство). Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. Менеджер стремится приложить максимум уси­лий, как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Причем наилучшим способом увеличения производительности, по­вышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают ак­тивное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений.

Р. Блейк и Д. Моутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства  оптимальным стилем  было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.[16]

Рассмотренные теории свидетельствуют, что руководителями становятся, а не рождаются. Поведение руководителя может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Используя рассмотренные модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но также атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Эти теории дают руководителям особую возможность оценить свои позиции и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.

 

 

 

 

Глава 3. Практические аспекты реализации стиля руководства

3.1. Способы реализации стиля руководства в коллективе

При выборе стиля управления эффективный руково­дитель должен учитывать, кроме факторов, указан­ных раньше, свои собственные индивидуальные осо­бенности и возможности. Другими словами, желательно, чтобы стиль управления «совпадал» с основными характе­ристиками личности и темпераментом руководителя.

Жесткий стиль (автократический, директивный, адми­нистративный) — волевой, самовластный; форма принятия решения — единоличная, руководитель не принимает дру­гого мнения, отличающегося от его точки зрения; склонен к административным способам управления, бывает резким с подчиненными. Такой руководитель сам определяет произ­водственные задачи и методы их решения.

Жесткий стиль эффективен в сложных и стрессовых си­туациях, в которых необходимо проявить власть и подчине­ние. При обсуждении спорных про­блем, при котором необходимо найти нестандартное реше­ние, жесткий стиль лучше не применять, поскольку любое давление руководителя на подчиненных может исключить из продуктивного поиска большинство участников дискус­сии. В таких случаях особенно вредны указания на личные недостатки людей, особенно тех, кто, по мнению руководителя, сделал неудачные предложения.

При излишне жестком стиле существует опасность воз­никновения конфликтов в коллективе и повышенной теку­чести кадров, даже в условиях имеющихся свободных рук на рынке труда. Существует опасность при реализации не­умеренно жесткого стиля управления: при единоличном принятии решения возможен односторонний учет факто­ров и грубые ошибки в прогнозировании последствий.

Мягкий стиль управления (либеральный, свободный, бла­годушный) проявляется в том, что руко­водитель предоставляет полную свободу своим подчиненным, они сами выбирают направление работы, формулируют про­изводственные задачи и находят способы их решения.

Мягкий стиль применим исключительно в коллективах с высоким творческим потенциалом и при ста­бильном производственном процессе.

При неумелом использовании мягкого стиля управления возможны полный развал работы и распад коллектива. Ино­гда в таких случаях коллектив как саморегулирующаяся си­стема выдвигает своего лидера, как правило, жесткого и во­левого, способного осуществлять реальное руководство.

Партнерский стиль управления (демократический, кол­лективный) — руководитель применяет преимущественно коллегиальное управление, принятие решения осуществля­ется в форме «снизу-вверх», при которой сначала собира­ются мнения руководителей низшего звена, а затем на их основе вырабатывается решение на высших этажах власти. Руководитель эффективно использует механизмы само­управления в своем коллективе и, как правило, опирается на неформального лидера в работающей группе, имеющего противоположные ему деловые качества.

Руководитель партнерского склада предпочитает форму­лировать поручения в виде постановки общей задачи или общего направления, при этом сам подчиненный составляет перечень конкретных задач и выбирает методы и способы их решения.

В коллективе, который работает под началом такого ру­ководителя, всегда имеется активный критик, фиксирую­щий ошибки, и сотрудник, предлагающий способы устране­ния выявленных ошибок.

Партнерский стиль успешно применим в научно-иссле­довательских и творческих коллективах, а также при нали­чии высокого, неоспоримого авторитета руководителя в работающей команде.

Многие руководители, прослушав лекции по психологии управления и ме­неджменту, говорят о своем желании реализовывать имен­но партнерский стиль, но часто практически не могут это делать. Любая сфера деятельности  в современной России с ее чет­кой иерархией и регламентацией требует от эффективного руководителя именно жесткого стиля управления.

Руководитель с ориентацией на власть умеет защитить себя, своё предприятие и своих подчиненных. С таким руководите­лем люди чувствуют себя уверенно, такого руководителя уважают. Он умеет взять на себя ответственность в процес­се принятия важного решения, проявить силовые качества в конкурентной борьбе, достигнуть поставленных целей и преодолеть возникающие трудности.

Любая деятельность  ждет при­хода нового типа руководителя, который умеет быть жест­ким в деле, но мягким в отношениях с людьми. Эффектив­ность такого руководителя на российских предприятиях  очень вы­сока.

Так, если мягкий по характеру человек начинает реали­зовывать жесткий стиль управления, его эффективность будет сомнительна по трем основным причинам. Во-пер­вых, сам руководитель будет находиться в постоянном нервном напряжении и работать на пределе своих психо­логических возможностей. Через некоторое время вполне закономерны нервно-психический срыв и различные бо­лезни. Во-вторых, сотрудники сразу же начинают чувство­вать, что строгость и требовательность такого лидера — только внешние и особого послушания проявлять не следу­ет. В-третьих, в напряженных и стрессовых ситуациях та­кой руководитель может стать неоправданно сверхжест­ким.

И наоборот, жесткий и волевой человек, выбирающий мягкий стиль управления, будет вынужден постоянно пре­одолевать самого себя, ограничивая свою активность. Подчиненные в этом случае почувствуют «игру» свое­го руководителя и могут стараться «подыграть» ему. При этом в его отсутствие они будут делать все по-своему. В на­пряженных и стрессовых ситуациях велика вероятность то, что такой руководитель  окажется от искусственного мягкого стиля и проявит свою жесткую волю.

Информация о работе Стиля руководства: каким он должен быть