Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:32, курсовая работа
Целью и основной задачей написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ стратегического менеджмента как концепции управления. Изучение системы теоретических положений в области разработки и реализации стратегии развития предприятия и получение практических навыков применения нового инструмента менеджмента, а также разработать стратегическую карту предприятия на примере выбранного объекта, путем установления причинно-следственных связей, понять и оценить каким образом нематериальные активы преобразуются в финансовые результаты.
Введение……………………………..……..………………………………….
1. Роль и значение стратегического менеджмента. Виды стратегий и их характеристика…………………………………………………………….
1.1 Сущность стратегического менеджмента. Понятие стратегии….
1.2. Виды конкурентных стратегий фирмы…………………………..
1.3 Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте………………………………………………………..….
2. История создания и развития ООО «Фобос»…………………….….
2.1 Характеристика ООО «Фобос»…………………………..…...……
2.2 Характеристика организационной структуры ООО «Фобос»…...
2.3 Анализ рынка печатной и полиграфической продукции…….…..…..
2.4 SWOT – анализ…………………………………………………….……
3. Описание действующей стратегии предприятия…………………….……
4. Разработка стратегической карты ООО «Фобос»……………….….…….
Заключение……………………………………………………..………………
Литература…………………………………………………………...…………
1.3 Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте
Сбалансированная система показателей (ССП), в английском варианте — Balanced Scorecard (BSC). ССП — это механизм последовательного доведения до персонала стратегических факторов успеха, целей компании и контроль их достижения через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте — Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте, ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления.
Преимущество ССП состоит в том, что предприятие, внедрившее эту систему, получает в результате «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления. KPI и мотивация персонала позволяют реализовать стратегию компании описанную и формализованную с помощью ССП. Система сбалансированных показателей это:
* Новая система управления компанией.
* Механизм реализации стратегии и ее корректировки.
* Инструмент
перевода стратегии в
* Надежный
инструмент контроля
* Система мотивации персонала.
* Система обратной связи, обучения и постоянного развития.
В чем
отличие системы
* ССП
управляет не только
* ССП
– это система управления с
помощью показателей, а не
* ССП
– управляет компанией,
* ССП
– это система управления не
только для руководителей
* ССП – работает, а не просто разрабатывается и кладется в стол.
История
Сбалансированная
Система Показателей —
Сущность.
Основной принцип ССП, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления — управлять можно только тем, что можно измерить.
Иначе
говоря, цели можно достигнуть только
в том случае, если существуют поддающиеся
числовому измерению
ССП делает акцент на нефинансовых показателях эффективности, давая возможность оценить такие, казалось бы, с трудом поддающиеся измерению, аспекты деятельности как степень лояльности клиентов, или инновационный потенциал компании.
К настоящему времени компания Balanced Scorecard Collaborative (http://www.bscol.com), которую возглавляют Р. Каплан и Д. Нортон, разработала функциональные стандарты - минимальный набор требований, которому должно соответствовать программное обеспечение, поддерживающее корпоративную систему ССП . Эти функциональные стандарты также дают базовые ориентиры в методологии ССП тем организациям, которые задумываются о построении подобных систем или приобретении соответствующего ПО. Дизайн ССП должен включать шесть обязательных элементов.
1. Перспективы (perspectives) - компоненты, при помощи которых проводится декомпозиция стратегии с целью ее реализации. Обычно используются четыре базовые перспективы, однако их список можно дополнить в соответствии со спецификой стратегии компании.Базовыми перспективами являются: Финансы (получение стабильно растущей прибыли- как видят нас акционеры компании), Клиенты (улучшение знания каждого клиента-как видят нас клиенты), Процессы (внутренние процессы компании- чем мы выделяемся среди конкурентов), Персонал (обучение и развитие)и инновации (как мы создаем и увеличиваем ценность для наших клиентов).
2. Стратегические цели (objectives) определяют, в каких направлениях будет реализовываться стратегия.
3. Показатели (measures) - это метрики достижений, которые должны отражать прогресс в движении к стратегической цели. Показатели подразумевают определенные действия, необходимые для достижения цели, и указывают на то, как стратегия будет реализована на операциональном уровне.
4. Целевые значения (targets) - количественные выражения уровня, которому должен соответствовать тот или иной показатель.
5. Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) должны связывать в единую цепочку стратегические цели компании таким образом, что достижение одной из них обуславливает прогресс в достижении другой (связь по типу "если то").
6. Стратегические инициативы (strategic initiatives) - проекты или программы, которые способствуют достижению стратегических целей.
Следует отметить, что каждый из шести необходимых элементов системы BSC обычно формулируется с большей детализацией. Так, показатели и целевые значения могут задаваться при помощи формул, объектов измерения, источников данных, периодов предоставления отчетности, плановых дат достижения целевых показателей и т. п. Инициативы также требуют документирования графиков работ, определения ресурсов, потенциальных рисков и преимуществ. Наконец, функциональные стандарты BSCol предписывают графическое представление стратегии компании в виде карт стратегических целей, а также визуальную индикацию текущего состояния компании (в настоящее время такие возможности имеются в программных приложениях для создания менеджерских панелей показателей). При достаточно четкой проработанности и структурированности концепция BSC остается открытой для изменений и нововведений и позволяет компаниям тем или иным образом адаптировать заложенный в ней инструментарий к своим нуждам. Зарубежные источники в настоящее время изобилуют примерами построения систем BSC - как вполне успешными, так и вскрывающими определенные проблемы реализации этой концепции на практике. Российские предприятия только начинают присматриваться к данному инструменту реализации стратегии, и потому убедиться воочию в ее действенности пока затруднительно. Тем не менее присмотреться к опыту компаний, которые в настоящее время внедряют BSC для стратегического управления, все же имеет смысл.
Технологически построение ССП для отдельно взятой компании включает несколько необходимых элементов:
карту
стратегических задач, логически связанных
со стратегическими целями, непосредственно
карту сбалансированных показателей
(количественно измеряющих эффективность
бизнес-процессов, «точку достижения цели»
и сроки, в которые должны быть
достигнуты требуемые результаты),
целевые проекты (инвестиции, обучение
и т. п.), обеспечивающие внедрение
необходимых изменений. «приборные
панели» руководителей
Примеры внедрения
В мире
бизнеса существует целый ряд
примеров успешного внедрения
Раздел 2. История создания и развития ООО «Фобос»
2.1 Характеристика ООО «Фобос»
Рассматриваемая мной организация это – общество с ограниченной ответственностью действует на рынке под названием ООО «Фобос» предприятие является полиграфическим предприятием, включающим в себя дизайн-студию, редакцию и типографию полного цикла. Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерческой организации являются, деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Основано издательство в 1991 году с небольшого центра по оказанию полиграфических услуг населению, за 18 лет работы издательство выросло в полиграфическое предприятие, включающее в себя дизайн-студию, редакцию и типографию полного цикла. Владельцем и основателем издательства является физическое лицо. Издательство зарегистрировано по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Ленина д. 5
Основные виды деятельности это:
1) Полиграфическая
Выпуск
представительской продукции
- рекламную продукцию: листовки, плакаты, буклеты, проспекты, брошюры;
- бизнес-сувениры с нанесением логотипа или слогана компании;
- делопроизводство: печати, штампы, факсимиле;
- удостоверения и папки;
2) Дизайнерская
Разработка оригинал-макетов и фирменного стиля компании, дизайн, ретушь фотографий, сканирование, верстка.
3) Издательская
Издательство «Фобос» выпускает печатные издания общим тиражом 29 000 – 33 000 экземпляров.
Издаются полноцветные газеты и журналы на собственном оборудовании, газеты и журналы не распространяются бесплатно, каждый экземпляр продается, что говорит о востребованности изданий.
4) Торговая
Сувенирная продукция. Сопутствующая продукция позволяющая приобрести всё не обходимое для персонализиции и проведения промо-акций, недорогих, но приятных подарков по привлечению и закреплению клиентов за данным предприятием или просто памятные подарки.
Ассортимент продаваемой продукции.
Издательство «Фобос» осуществляет производство всей полиграфической продукции это: черно-белые и цветные газеты, многокрасочные иллюстрированные журналы, книги в твердой и мягкой обложке, буклеты, однокрасочные и полноцветные листовки, календари настенные, настольные, офисные, черно-белые бланки, цветные и черно-белые этикетки с высечкой и биговкой, дипломы, грамоты, приглашения, афиши, удостоверения и папки с золотым тиснением, визитки, пластиковые бейджи и дисконтные карты.
Основными клиентами издательства выступают наиболее крупные и заботящиеся о своем имидже предприятия города, которые по причине многолетнего сотрудничества с издательством стили корпоративными клиентами это - ОАО «Салаватстекло», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Уралсиб», ОАО «Салаватнефтемаш», ООО «Медсервис», Трест Салаватстрой, ООО «Народные заправки», ОАО «Ишимбайская чулочная фабрика», а также частные компании и физические лица.
Финансовое
состояние издательства на сегодняшний
день достаточно устойчиво, были заключены
долговременные контракты по выпуску
полноцветных газет и журналов с
городами юга Башкортостана, стабильное
сотрудничество с корпоративными клиентами,
расширяющаяся база активных клиентов.
Пополняющийся ассортимент услуг позволяет
охватывать новые рынки и приобретать
новых что позволяет сказать о стабильной
работе предприятия. Основные технико-экономические
показатели представлены в таблице 2.1