Стратегический маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:03, реферат

Описание

Напомним, что стратегический маркетинг — это разработка нормативов конкурентоспособности организации и выпускаемых ею товаров на основе исследования стратегических потребностей, ценностей, товаров и рынков. Стратегический маркетинг является первой стадией жизненного цикла объектов и первой общей функцией управления (менеджмента).
Качество работ по стратегическому маркетингу является приоритетным фактором повышения (снижения) эффективности функционирования и развития объектов

Содержание

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА 3
ВНЕШНЯЯ СРЕДА СИСТЕМЫ 5
ЦЕЛЕВАЯ ПОДСИСТЕМА 5
ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА 6
УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА 11
УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА 26
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 179.22 Кб (Скачать документ)

* Барташев Л.В. Организация и экономика технической подготовки производства — М.:  Высшая школа, 1972. С. 54.

 

Придание объекту модного, красивого внешнего вида, строгих  лаконичных очертаний, подчеркнутого  выделения вертикальной или горизонтальной компоновки, соблюдение эстетических пропорций и пр. обычно не только не противоречит предъявляемым к  объекту техническим и эксплуатационным требованиям, а, наоборот, подчеркивает стремление создать наиболее рациональную и экономичную конструкцию.

В основе эстетических требований лежат условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых являются: соответствие форм проектируемой конструкции  ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации; гармоничное  сочетание формы изделия и  технологического содержания выполняемой  им работы; выражение характерного для изделия его основного  свойства (тяжеловесность, мощность, легкость, динамичность, быстроходность и пр.); соблюдение гармоничности размерных  пропорций.

Последнее условие рациональной компоновки сводится к соблюдению так  называемого "золотого сечения", при котором соотношение длин линейных отрезков подчиняется правилу:

 

 

Немаловажное значение при  конструировании рабочих машин  имеет и рациональное использование  цвета для создания зрительного  фона, яркость которого по сравнению  с обрабатываемым предметом не должна отличаться больше чем на 20%.

В настоящее время используются рекомендации по цветовой отделке разных частей машин и оборудования, например, неподвижные части металлорежущих станков должны окрашиваться в светло-зеленый  цвет, движущиеся — в кремовый, транспортеры — в зеленый, термическое оборудование — в алюминиевый, гидравлическое — в зелено-голубой и т.д.

Работы, связанные с эстетикой  конструирования, ведут художники-конструкторы (дизайнеры) и скульпторы, которые  совместно с конструкторами строят специальные модели (в натуральную  величину или уменьшенные), используя  разные материалы. Моделирование позволяет  отработать компоновку, пропорции, цветовую гамму, удобство расположения органов  управления.

Рациональная архитектурная  форма объекта, его композиционная стройность и выразительность цветового  оформления, разумно сочетаясь с  его техническими параметрами, обеспечивает те качества, которые требуют потребители.

 

7. Показатели стандартизации  и совместимости товара (объекта).

Стандартизация предусматривает  рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых  и изготавливаемых объектах*.


* Сборник нормативно-технических  документов по оценке уровня  качества продукции. — М.: Изд-во  стандартов, 1975.

 

К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:

а) коэффициент  стандартизации объекта

 

 

где  Нст — количество типоразмеров (наименований) составных частей объекта, выпускаемых по государственным, республиканским стандартам, стандартам фирмы (предприятия), кроме стандартных крепежных изделий;

Н — общее количество типоразмеров составных частей объекта (без стандартных крепежных изделий);

 

6) коэффициент межпроектной унификации  комплектов конструкции объекта;

в) коэффициент  повторяемости составных частей объекта

 

 

где  n — общее количество составных частей объекта (без стандартных крепежных изделий), шт.

 

Кроме перечисленных показателей, также рассчитываются и анализируются  коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и др. Оптимальный уровень унификации определяется на основе экономических  расчетов, учитывающих затраты по стадиям жизненного цикла объекта (табл. 5.8).

 

Таблица 5.8

Источники экономического эффекта  и возможные потери от унификации объектов по стадиям их жизненного цикла

 

Стадия жизненного цикла объекта

Источники экономического эффекта

Возможные потери

1

2

3

Стратегический маркетинг  и НИОКР

Сокращение затрат и сроков выполнения НИОКР и экспериментальных  работ. Сокращение затрат на изготовление опытных образцов и макетов, на их испытания и доводку

Увеличение объема работ  на поиск необходимой информации. Увеличение затрат на составление типовых  технологических процессов. Заимствование  устаревших технических решений

Освоение и

производство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сокращение затрат на разработку

технологии изготовления серийного

объекта, на разработку и  изготовление оснастки и инструмента, на складские помещения путем  пересмотра номенклатуры объектов.

Сокращение условно-постоянной

части накладных расходов. Сокращение потребности в основных средствах, производственных запасах. Высвобождение производственных площадей и мощностей. Повышение фондоотдачи. Высвобождение производственных рабочих

Дополнительные капитальные

вложения на новое оборудование,

оснастку и инструмент при увеличении серийности производства.

Повышение мощности технологического оборудования при сокращении параметрического ряда. Увеличение затрат на складские  помещения за счет увеличения габаритов  объекта. Рост норм расхода материалов

 

 

 

Подготовка к

функционированию у

потребителя

 

 

 

 

 

Сокращение затрат на транспортирование  и хранение объектов, на изготовление, содержание и ремонт необходимого количества тары. Сокращение потребности в запасах  объектов (за счет сокращения типоразмеров) и складских помещений.

Сокращение потерь при  улучшении

условий хранения объектов

Сужение круга потребителей.

Увеличение затрат на транспортирование  объекта и складские помещения  вследствие увеличения массы и габаритов  объекта

 

 

 

 

Эксплуатация и ремонты

 

 

 

 

 

Сокращение затрат в результате

улучшения показателей качества

объекта в связи с уменьшением  номенклатуры и объема запасных частей. Сокращение затрат на проверки испытуемого  после ремонта объекта. Применение экономичных методов ремонта

Неполное использование  паспортных данных унифицированных  объектов. Увеличение затрат на эксплуатацию при увеличении массы объекта. Увеличение кос венных расходов

 

 


 

Таким образом, оптимальный  уровень унификации определяется на основе расчета производственных и  эксплуатационных затрат (рис. 5.9).

Анализ рис. 5.9 показывает, что с повышением уровня унификации затраты в сфере производства снижаются, а в сфере эксплуатации, наоборот, — увеличиваются, так как приходится применять один и тот же унифицированный объект в разных условиях, иногда с его недогрузкой. Поэтому оптимальный уровень унификации (Км.у.опт) определяется на основе суммарных затрат (Зс). Этот подход приемлем для изделий крупносерийного и массового производства, для которого доля затрат в сфере производства незначительна, уровень унификации определяется по единому критерию — величине суммарного полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его жизненный цикл.

 

Рис. 5.9. Зависимость затрат в сферах производства (3п) и эксплуатации (Зэ) объекта от коэффициента межпроектной унификации составных частей объекта (Км.у)

 

Почему и как изменяются затраты при повышении уровня унификации? Рассмотрим пример (табл. 5.9).

После унификации вместо болтовых соединений диаметром 3 мм в количестве 500 шт. стали применять болтовые соединения диаметром 4 мм, вместо 5-мм (300 шт.) — 6-мм, а вместо 8-мм (500 шт.) — 10-мм. После  унификации программы выпуска изделий  увеличились в 2—4 раза. Какой эффект от такой унификации? Вдвое сократилось  количество типоразмеров режущего и  мерительного инструмента, сократился объем оборотных средств и  площадь складских помещений, снизилась  трудоемкость изготовления за счет фактора  масштаба. Какие потери от унификации? Масса унифицированных изделий  примерно в два раза больше неунифицированных, так как вместо, например, 500 болтовых соединений диаметром 3 мм применили 4-мм соединения и т.д. Поэтому нужно  все считать по конкретным данным.

 

Таблица 5.9

Пример унификации болтовых соединений

 

 

Представляет интерес  анализ влияния унификации на производственные экономические показатели (рис. 5.10 и 5.11).

 

Рис. 5.10. Зависимость между Туд — удельной трудоемкостью (отношение трудоемкости к важнейшему параметру) изготовления объекта (Туд) и уровнем его унификации

 

Рис. 5.11. Зависимость между уровнем унификации и коэффициентом использования  материалов (Ки.м)

 

Для изделий одного из соединений

 

 

По результатам исследования влияния уровня унификации объекта  на отдельные технико-экономические  показатели можно делать только частные  выводы и находить резервы улучшения  этих показателей при условии, что  другие показатели (качество, затраты  у потребителя) не ухудшатся.

 

8. Патентно-правовые  показатели товара.

Патентно-правовой уровень  промышленного изделия оценивается  при помощи двух безразмерных показателей: патентной защиты (или патентоспособности) и патентной чистоты*.


* Сборник нормативно-технических  документов по оценке уровня  качества продукции. — М.: Изд-во  стандартов, 1975.

 

Официальным документом, свидетельствующим  о патентной защите и патентной  чистоте изделия, является патентный  формуляр, выполняемый в соответствии с ГОСТ 2.110—68.

Показатель патентной  защиты характеризует количество и  весомость новых отечественных  изобретений, реализованных в данном изделии (в том числе и созданных  при его разработке), то есть характеризует  степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами  в стране и патентами за рубежом  с учетом значимости отдельных технических  решений.

Показатель патентной  чистоты характеризует возможность  беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках.

Товар обладает патентной  чистотой в отношении данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права  на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.

При определении показателя патентной чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые  для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты  исключительного права, выданные в  Российской Федерации или CCCР, а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта.

Для вновь разрабатываемых  товаров это требование можно  выполнить, обеспечив им патентную  чистоту в отношении стран, занимающих ведущее положение в мире в  данной области.

 

9. Показатели качества  сервиса товара.

Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного  преимущества. Необходимо не только создать  качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его  испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать  достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей  качества сервиса определяется особенностями  товара и конкретными требованиями потребителей.

 

10. Наличие сертификата  соответствия и знака соответствия на товар (см. п. 6.6).

Передовые фирмы считают, что качество — самое важное стратегическое оружие /16/.

В настоящее время самый  высокий уровень качества достигнут  в Голландии, Швейцарии, Германии и  скандинавских странах, Японии, США.

Германия сохраняет за собой высокие позиции в отношении  качества промышленной продукции (при  недостаточной производительности), а скандинавские страны держат мировое  первенство по качеству оказываемых  услуг. Франция и Англия уделяют  особое внимание как качеству, так  и производительности. Италия, Испания  приближаются к лидерам.

Япония, США делают упор на обеспечение конкурентоспособного качества, требующего не только внедрения  систем управления качеством (Всеобщее руководство качества — ТОМ) на основе стандартов, но и внимания к другим аспектам (стратегическому маркетингу, автоматизации систем менеджмента  и др.).

Философия обеспечения качества Деминга, стратегия непрерывного улучшения  качества Джурана, системы качества по международным стандартам ISO серии 9000, основы сертификации описаны автором /31/.

 

УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА

 

Эта подсистема включает следующие  компоненты:

• управление персоналом в  службе стратегического маркетинга;

• разработка и контроль реализации стратегических управленческих решений.

Рассмотрим коротко эти  компоненты.

 

Принципы управления персоналом

 

Все проблемы, возникающие  в системе управления (менеджмента) любыми объектами, решаются людьми.

Руководитель (менеджер) как  субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию  и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель  как объект управления должен реализовать  управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем  и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к  субъекту и объекту применять  одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими  степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем  выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблемы и  ответственность за ее решение, выше заработная плата руководителя.

Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему  научно-исследовательским сектором) по сравнению с менеджером высшего  звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще  выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору третьей категории, рабочему) — еще проще.

Руководителю в своей  работе приходится решать проблемы из любой сферы: техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а  также в области функций и  методов управления и т.д. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все ранее  рассмотренные принципы управления экономикой и качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.д. Это очень большой  круг принципов, при соблюдении которых  руководителями (менеджерами высшего  и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

Информация о работе Стратегический маркетинг