Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:03, реферат
Напомним, что стратегический маркетинг — это разработка нормативов конкурентоспособности организации и выпускаемых ею товаров на основе исследования стратегических потребностей, ценностей, товаров и рынков. Стратегический маркетинг является первой стадией жизненного цикла объектов и первой общей функцией управления (менеджмента).
Качество работ по стратегическому маркетингу является приоритетным фактором повышения (снижения) эффективности функционирования и развития объектов
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА 3
ВНЕШНЯЯ СРЕДА СИСТЕМЫ 5
ЦЕЛЕВАЯ ПОДСИСТЕМА 5
ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА 6
УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА 11
УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА 26
Список использованной литературы 31
* Барташев Л.В. Организация и экономика технической подготовки производства — М.: Высшая школа, 1972. С. 54.
Придание объекту модного,
красивого внешнего вида, строгих
лаконичных очертаний, подчеркнутого
выделения вертикальной или горизонтальной
компоновки, соблюдение эстетических
пропорций и пр. обычно не только
не противоречит предъявляемым к
объекту техническим и
В основе эстетических требований лежат условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых являются: соответствие форм проектируемой конструкции ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации; гармоничное сочетание формы изделия и технологического содержания выполняемой им работы; выражение характерного для изделия его основного свойства (тяжеловесность, мощность, легкость, динамичность, быстроходность и пр.); соблюдение гармоничности размерных пропорций.
Последнее условие рациональной компоновки сводится к соблюдению так называемого "золотого сечения", при котором соотношение длин линейных отрезков подчиняется правилу:
Немаловажное значение при конструировании рабочих машин имеет и рациональное использование цвета для создания зрительного фона, яркость которого по сравнению с обрабатываемым предметом не должна отличаться больше чем на 20%.
В настоящее время используются
рекомендации по цветовой отделке разных
частей машин и оборудования, например,
неподвижные части
Работы, связанные с эстетикой конструирования, ведут художники-конструкторы (дизайнеры) и скульпторы, которые совместно с конструкторами строят специальные модели (в натуральную величину или уменьшенные), используя разные материалы. Моделирование позволяет отработать компоновку, пропорции, цветовую гамму, удобство расположения органов управления.
Рациональная архитектурная форма объекта, его композиционная стройность и выразительность цветового оформления, разумно сочетаясь с его техническими параметрами, обеспечивает те качества, которые требуют потребители.
7. Показатели стандартизации и совместимости товара (объекта).
Стандартизация
* Сборник нормативно-
К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:
а) коэффициент стандартизации объекта
где Нст — количество типоразмеров (наименований) составных частей объекта, выпускаемых по государственным, республиканским стандартам, стандартам фирмы (предприятия), кроме стандартных крепежных изделий;
Н — общее количество
типоразмеров составных частей объекта
(без стандартных крепежных
6) коэффициент межпроектной
в) коэффициент повторяемости составных частей объекта
где n — общее количество составных частей объекта (без стандартных крепежных изделий), шт.
Кроме перечисленных показателей, также рассчитываются и анализируются коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и др. Оптимальный уровень унификации определяется на основе экономических расчетов, учитывающих затраты по стадиям жизненного цикла объекта (табл. 5.8).
Таблица 5.8
Источники экономического эффекта и возможные потери от унификации объектов по стадиям их жизненного цикла
Стадия жизненного цикла объекта |
Источники экономического эффекта |
Возможные потери |
1 |
2 |
3 |
Стратегический маркетинг и НИОКР |
Сокращение затрат и сроков выполнения НИОКР и экспериментальных работ. Сокращение затрат на изготовление опытных образцов и макетов, на их испытания и доводку |
Увеличение объема работ на поиск необходимой информации. Увеличение затрат на составление типовых технологических процессов. Заимствование устаревших технических решений |
Освоение и производство
|
Сокращение затрат на разработку технологии изготовления серийного объекта, на разработку и изготовление оснастки и инструмента, на складские помещения путем пересмотра номенклатуры объектов. Сокращение условно-постоянной части накладных расходов. Сокращение потребности в основных средствах, производственных запасах. Высвобождение производственных площадей и мощностей. Повышение фондоотдачи. Высвобождение производственных рабочих |
Дополнительные капитальные вложения на новое оборудование, оснастку и инструмент при увеличении серийности производства. Повышение мощности технологического оборудования при сокращении параметрического ряда. Увеличение затрат на складские помещения за счет увеличения габаритов объекта. Рост норм расхода материалов
|
Подготовка к функционированию у потребителя
|
Сокращение затрат на транспортирование и хранение объектов, на изготовление, содержание и ремонт необходимого количества тары. Сокращение потребности в запасах объектов (за счет сокращения типоразмеров) и складских помещений. Сокращение потерь при улучшении условий хранения объектов |
Сужение круга потребителей. Увеличение затрат на транспортирование объекта и складские помещения вследствие увеличения массы и габаритов объекта
|
Эксплуатация и ремонты
|
Сокращение затрат в результате улучшения показателей качества объекта в связи с уменьшением номенклатуры и объема запасных частей. Сокращение затрат на проверки испытуемого после ремонта объекта. Применение экономичных методов ремонта |
Неполное использование паспортных данных унифицированных объектов. Увеличение затрат на эксплуатацию при увеличении массы объекта. Увеличение кос венных расходов
|
Таким образом, оптимальный уровень унификации определяется на основе расчета производственных и эксплуатационных затрат (рис. 5.9).
Анализ рис. 5.9 показывает, что с повышением уровня унификации затраты в сфере производства снижаются, а в сфере эксплуатации, наоборот, — увеличиваются, так как приходится применять один и тот же унифицированный объект в разных условиях, иногда с его недогрузкой. Поэтому оптимальный уровень унификации (Км.у.опт) определяется на основе суммарных затрат (Зс). Этот подход приемлем для изделий крупносерийного и массового производства, для которого доля затрат в сфере производства незначительна, уровень унификации определяется по единому критерию — величине суммарного полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его жизненный цикл.
Рис. 5.9. Зависимость затрат в сферах производства (3п) и эксплуатации (Зэ) объекта от коэффициента межпроектной унификации составных частей объекта (Км.у)
Почему и как изменяются затраты при повышении уровня унификации? Рассмотрим пример (табл. 5.9).
После унификации вместо болтовых соединений диаметром 3 мм в количестве 500 шт. стали применять болтовые соединения диаметром 4 мм, вместо 5-мм (300 шт.) — 6-мм, а вместо 8-мм (500 шт.) — 10-мм. После унификации программы выпуска изделий увеличились в 2—4 раза. Какой эффект от такой унификации? Вдвое сократилось количество типоразмеров режущего и мерительного инструмента, сократился объем оборотных средств и площадь складских помещений, снизилась трудоемкость изготовления за счет фактора масштаба. Какие потери от унификации? Масса унифицированных изделий примерно в два раза больше неунифицированных, так как вместо, например, 500 болтовых соединений диаметром 3 мм применили 4-мм соединения и т.д. Поэтому нужно все считать по конкретным данным.
Таблица 5.9
Пример унификации болтовых соединений
Представляет интерес анализ влияния унификации на производственные экономические показатели (рис. 5.10 и 5.11).
Рис. 5.10. Зависимость между Туд — удельной трудоемкостью (отношение трудоемкости к важнейшему параметру) изготовления объекта (Туд) и уровнем его унификации
Рис. 5.11.
Зависимость между уровнем
Для изделий одного из соединений
По результатам исследования
влияния уровня унификации объекта
на отдельные технико-
8. Патентно-правовые показатели товара.
Патентно-правовой уровень
промышленного изделия
* Сборник нормативно-
Официальным документом, свидетельствующим о патентной защите и патентной чистоте изделия, является патентный формуляр, выполняемый в соответствии с ГОСТ 2.110—68.
Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии (в том числе и созданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.
Показатель патентной
чистоты характеризует
Товар обладает патентной чистотой в отношении данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.
При определении показателя патентной чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, выданные в Российской Федерации или CCCР, а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта.
Для вновь разрабатываемых товаров это требование можно выполнить, обеспечив им патентную чистоту в отношении стран, занимающих ведущее положение в мире в данной области.
9. Показатели качества сервиса товара.
Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретными требованиями потребителей.
10. Наличие сертификата соответствия и знака соответствия на товар (см. п. 6.6).
Передовые фирмы считают, что качество — самое важное стратегическое оружие /16/.
В настоящее время самый высокий уровень качества достигнут в Голландии, Швейцарии, Германии и скандинавских странах, Японии, США.
Германия сохраняет за
собой высокие позиции в
Япония, США делают упор на
обеспечение
Философия обеспечения качества Деминга, стратегия непрерывного улучшения качества Джурана, системы качества по международным стандартам ISO серии 9000, основы сертификации описаны автором /31/.
Эта подсистема включает следующие компоненты:
• управление персоналом в службе стратегического маркетинга;
• разработка и контроль реализации стратегических управленческих решений.
Рассмотрим коротко эти компоненты.
Принципы управления персоналом
Все проблемы, возникающие в системе управления (менеджмента) любыми объектами, решаются людьми.
Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.
Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблемы и ответственность за ее решение, выше заработная плата руководителя.
Менеджеру низшего звена
(например, мастеру цеха, заведующему
научно-исследовательским
Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы: техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления и т.д. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все ранее рассмотренные принципы управления экономикой и качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.