Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса стратегического планирования на предприятии и разработка стратегии развития ООО «Центр - Сервис».
Исходя из поставленной цели работы, нужно выделить несколько задач, которые необходимо решить, чтобы достичь этой цели:
проанализировать сущность и значение стратегического планирования для предприятия;
проанализировать существующее стратегическое планирование на исследуемом предприятии;
разработать стратегию развития предприятия на рынке.
Введение 2
Глава 1.Теоретические особенности и этапы стратегического планирования 4
1.1. Понятие, цели и задачи стратегического менеджмента 4
1.2. Понятие стратегии и ее назначение 8
1.3.Особенности стратегического планирования на предприятии 11
Глава 2.Анализ этапов стратегического планирования на предприятии ООО «Центр - Сервис» 18
2.1.Характеристика объекта исследования 18
2.2.Система стратегического планирования на предприятии 21
2.3.Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на предприятии 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.
Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Определение стратегии дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов организации с учётом приемлемого уровня риска.
Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется, объединяясь с другими организационными функциями. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.
В современных условиях
хозяйствования при постоянно нарастающей
нестабильности внешней окружающей
деловой среды предприятия выну
Целью данной работы является изучение процесса стратегического планирования на предприятии и разработка стратегии развития ООО «Центр - Сервис».
Исходя из поставленной цели работы, нужно выделить несколько задач, которые необходимо решить, чтобы достичь этой цели:
Объект исследования - ООО «Центр - Сервис».
Предмет исследования стратегическое планирование на предприятии.
Данная работа выполнена
на основе анализа научной литературы,
монографий, информационных источников
в области стратегического
Современная организация
представлена открытой системой, которая
функционирует с внешней
Стратегический менеджмент — это стратегическое управление организацией, которое упирается на человеческий фактор как основу развития предприятия, что в свою очередь ориентирует производственные процессы на потребности потребителя, в итоге позволяет производить готовый продукт, ориентированный на потребителя.
Стратегия - это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.
Многие авторы по – разному трактуют понятие стратегический менеджмент, но у всех понятий одна основа.
Например, А. Роувом с соавторами предложил такую трактовку: «стратегический менеджмент является процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой»1.
Д. Шендел, и К. Хаттен,
рассматривают стратегический менеджмент:
«как процесс определения и
У. Глука и Л. Джауха выдвинули свое понятие стратегического менеджмента и определяют его как: «направление в теории принятия решений, которое направлено на развитие эффективной стратегии для оказания содействия в достижении корпоративных целей».
Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента: анализ положения организации в конкурентной среде; выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации; имплементация — процесс реализации, осуществления выбранной стратегии3.
Виханский О. С. в своей
трактовке стратегического
Но лучше всего раскрыть суть стратегического менеджмента удастся через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы4.
Кроме того, более глубокое
понимание природы
Таблица 1 - Сравнение стратегического и оперативного менеджмента
Признаки |
Стратегический менеджмент |
Оперативный менеджмент |
1 |
2 |
3 |
Иерархические ступени
|
В основном на уровне высшего руководства |
Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления |
Неопределенность |
Существенно выше |
Меньше |
Вид проблем |
Большинство проблем не структурировано |
Относительно хорошо структурированы |
Временной горизонт |
Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты |
Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты |
Потребная информация |
В первую очередь из внешней среды |
В первую очередь из самого предприятия |
Альтернативы планов |
Спектр альтернатив в принципе широк |
Спектр ограничен |
Охват |
Концентрация на отдельных важных позициях |
Охватывает все функциональные области и интегрирует их |
Степень детализации |
Невысокая |
Относительно большая |
Основные контролируемые величины |
Потенциалы успеха (например, рост доли рынка) |
Прибыль, рентабельность, ликвидность |
Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент. Заниматься стратегическим менеджментом следует на высокой профессиональной основе, используя весь наработанный мировой практикой опыт, без всяких серьезных поправок на российские условия.
Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления - школами стратегического менеджмента5.
Таблица 2 - Школы стратегического менеджмента
№ п/п |
Название школы |
Процесс формирования стратегии |
1 |
2 |
3 |
1 |
Школа дизайна |
Осмысление |
2 |
Школа планирования |
Формальный процесс |
3 |
Школа позиционирования |
Аналитический процесс |
4 |
Школа предпринимательства |
Предвидение |
5 |
Когнитивная школа |
Ментальный процесс |
6 |
Школа обучения |
Развивающийся процесс |
7 |
Школа власти |
Процесс ведения переговоров |
8 |
Школа организационной культуры |
Коллективный процесс |
9 |
Школа внешней среды |
Реактивный процесс |
10 |
Школа конфигурации |
Процесс трансформации |
Авторы подробно анализируют каждую из выделенных «школ стратегий», используя при этом огромное число литературных источников, что не может не вызывать уважения. Однако тщательное изучение предложенной классификации вызывает ряд сомнений в ее правомерности.
Во-первых, представляется несколько надуманным выделение ряда школ как отдельных, уже сформировавшихся направлений к формированию стратегии развития организации. В этом невольно признаются сами авторы.
Говоря о трудах по когнитивной школе, они прямо заявляют, что эти труды образуют не столько единую научную школу, сколько собрание не связанных между собой исследований.
Во-вторых, в работе присутствует взаимное пересечение постулатов и посылок различных школ стратегий. Так, логический инкрементализм Дж. Квина «нельзя считать полноценным представителем школы обучения, поскольку он одновременно «оседлал» и ее, и директивные школы (особенно школу дизайна), к тому же он еще одной, а может быть, и двумя ногами «стоит» в школе политики».
В-третьих, ни одна из выделенных авторами школ не может описать процесс формирования стратегии развития организации полностью, а обращает внимание лишь на какой-либо важнейший его аспект.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что классификация школ стратегий Г. Минцберга, Б. Альстрэнда и Дж. Лэмпела, представляя определенный научный интерес, является очень сложной для восприятия и достаточно неоднозначной по содержанию. Более того, попытки отечественных исследователей кратко и просто прокомментировать позицию данных авторов еще более запутывают понимание, поскольку существенно обедняют содержание и не раскрывают сути каждой из описываемых школ.
1.2. Понятие стратегии и ее назначение
В основу развития стратегического менеджмента положены труды таких авторов как, К.Эндрюа, И. Ансофф, М. Портер, Г. Минцберг, Дж. Б. Квин, Г. Хамелл и К. Прохолад6. Каждый из этих авторов сделал свой вклад в развитии стратегического менеджмента, цель которого это разработка стратегии.
А. Чандлер в своей работе определил понятие стратегии как определение долгосрочных целей, постановку долгосрочных задач по использованию ресурсов предприятия и их распределения для достижения поставленных изначально целей.
Основу данного определения оставляют долгосрочные цели. Само название говорит о том, что цель должна ставиться конкретно и на долгосрочную перспективу и предприятие должно следовать разработанному плану по ее достижению. Цели ставятся на долгосрочный период и не должны постоянно изменяться, конструктивные постоянные изменения целей может оказаться плачевно для предприятия. Долгосрочная цель – это ориентир для предприятия.
Достижение долгосрочных целей должно поддерживаться ресурсным обеспечением предприятия, ведь стратегия и разработанный план по ее реализации не может быть реализована без бесперебойного обеспечения ее ресурсами: трудовыми, финансовыми, материальными, информационными.
Стратегический процесс должен быть стабильным, а данную стабильность обеспечивает стратегия, план ее реализации и ресурсы.
К. Эндрюс и Р. Кринстенсен, существенно дополняют и развивают определение стратегии А. Чандлера7. Они дополнительно рассматривают сегментацию деловой активности предприятия, то есть, его предпринимательскую деятельность, чем должно и не должно заниматься предприятие.
Информация о работе Стратегическое планирование, его особенности и основные этапы