Стратегическое планирование и его роль в достижении целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить основные понятия, преимущества и недостатки стратегического планирования, сравнить основные компоненты стратегического планирования в достижении целей организации.
Для того чтобы раскрыть данную тему необходимо рассмотреть:
1. Сущность стратегического планирования.
2. Проанализировать роль стратегического планирования в достижения цели организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность стратегического планирования
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия.
1.2. Роль, методы и функция стратегического планирования.
1.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования.
ГЛАВА 2. Анализ роли стратегического планирования в достижения цели организации.
2.1. Анализ целей организации.
2.2.Основные компоненты стратегического планирования в достижении целей организации.
3 Основные проблемы стратегического управления в России на примере малых торговых предприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая стратег менеджмент.docx

— 73.75 Кб (Скачать документ)
 
 

     Стратегическое  планирование и его роль в достижении целей организации». 

           СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ   

     ГЛАВА 1 Сущность стратегического планирования

           1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия.

           1.2. Роль, методы и функция стратегического планирования. 

           1.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования.

       ГЛАВА 2. Анализ роли стратегического планирования в достижения цели   организации.

            2.1. Анализ целей организации.

            2.2.Основные компоненты стратегического планирования в достижении целей организации.

3 Основные проблемы стратегического управления в России на примере малых торговых предприятий 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования организаций особое место занимает планирование - способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование.

       Стратегическое  планирование  обеспечивает   основу  для  всех управленческих  решений,  функции   организации,    мотивации   и   контроля ориентированы  на  выработку  стратегических  планов.   Динамичный   процесс стратегического  планирования   является   тем   зонтиком,    под    которым укрываются   все   управленческие   функции,   не   используя   преимущества стратегического планирования,  организации в целом и отдельные  люди   будут лишены  четкого   способа   оценки   цели   и   направления   корпоративного предприятия.  Процесс  стратегического  планирования   обеспечивает   основу для  управления членами  организации.   Проецируя  все  выше  написанное  на реалии обстановки  в  нашей  стране,   можно  отметить,  что  стратегическое планирование становится все  более  актуальным для  российских  предприятий, которые   вступают  в  жесткую  конкуренцию  как  между  собой   так   и   с иностранными корпорациями.

     Цель курсовой работы: изучить основные понятия, преимущества и недостатки стратегического планирования, сравнить основные компоненты стратегического планирования в достижении целей организации.

     Для того чтобы раскрыть данную тему необходимо рассмотреть:

    1. Сущность стратегического планирования.
    2. Проанализировать роль стратегического планирования в достижения цели   организации.

        ГЛАВА 1. Сущность стратегического планирования.    

      

     1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия.

 

     Понятие «стратегия» вошло в число  управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя». В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

     По  своему существу стратегия есть набор  правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы.

     1. Правила, используемые при оценке  результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют  ориентиром, а количественное содержание — заданием.        

     2. Правила, по которым складываются  отношения фирмы с ее внешней  средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется стратегией бизнеса.

     3. Правила, по которым устанавливаются  отношения и процедуры внутри  организации. Их нередко называют организационной концепцией.

     4. Правила, по которым фирма ведет  свою повседневную деятельность, называемые  основными оперативными приемами.

          Стратегии имеют несколько отличительных  черт.

     1. Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

     2. Сформулированная стратегия должна  быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

     3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

     4. В ходе формулирования стратегии  нельзя предвидеть все возможности,  которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

     5. Как только в процессе поиска  открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

     6. Поскольку для отбора проектов  применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры — это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

     7. Наконец, стратегия и ориентиры  взаимозаменяемы как в отдельные  моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой — станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры. Короче говоря, стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.

     Термин  «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др.

     Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.   
 
 

           1.2. .Роль, методы и функции стратегического планирования     

     В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и  возможных сроков их решения план может иметь различные формы. В соответствии с этим планирование подразделяют на:

     долгосрочное, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет и  предусматривающее формирование перспективных  целей предприятия, направленных на наилучшее использование его  ресурсов, на основе долгосрочных прогнозов;

     среднесрочное, сроком от одного года до пяти лет. Среднесрочные  планы по сравнению с долгосрочными  более подробны, содержат большое  число количественных показателей, и в них делается упор на распределение  ресурсов. Объектами такого планирования являются производственные мощности предприятия, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, научные исследования и разработки и т. д.;

     краткосрочное, или текущее, - рассчитано на срок до одного года.

     В последние годы особенно возросла роль стратегического планирования, целью  которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных  изменений во внешней среде.

     Благодаря стратегическому планированию предприятие  может с необходимой точностью  оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразделению  конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

     Стратегическое  планирование принципиально отличается от других видов планирования, так  как оно использует не традиционный подход «из прошлого в будущее», а предполагает направление анализа  и принятие управленческих решений  «из будущего в настоящее». Это  и вызывает основные трудности: как  планировать «от базы», знают  все, а вот как выстраивать  план своих текущих действий, основываясь  на представлениях о будущем бизнеса, знают немногие.

     Стратегическое  планирование пришло на смену долгосрочному  планированию и заняло лидирующее место  в планирующей деятельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению  с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объемным, включая  в себя наряду с основными элементами внутренней среды организации внешние  аспекты: социальные факторы, вкусы  и потребности покупателей, действия конкурентов и т. д. Главное отличие  стратегического планирования от долгосрочного - в его вариативности, разработке альтернативных версий развития будущего предприятия.

     В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Сегодня  наряду с формальными, количественными  методами стратегическое планирование использует творческий, интуитивный  подход.

     Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с  помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании используются следующие  методы разработки планов:

     экспертный  метод, основанный на использовании  косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

Информация о работе Стратегическое планирование и его роль в достижении целей организации