Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основные понятия, преимущества и недостатки стратегического планирования, сравнить основные компоненты стратегического планирования в достижении целей организации.
Для того чтобы раскрыть данную тему необходимо рассмотреть: 
1.	Сущность стратегического планирования.
2.	Проанализировать роль стратегического планирования в достижения цели   организации.
ВВЕДЕНИЕ    
ГЛАВА 1 Сущность стратегического планирования
      1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия.
      1.2. Роль, методы и  функция стратегического планирования.  
       1.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования.
 ГЛАВА 2. Анализ роли стратегического планирования в достижения цели   организации.
       2.1. Анализ целей организации.
       2.2.Основные компоненты стратегического планирования в достижении целей организации.
3	Основные проблемы стратегического управления в России на примере малых торговых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     метод 
социально-экономического анализа, заключающийся 
во всестороннем изучении социально-экономической 
действительности, познания внутренних 
связей и зависимостей явлений с 
целью определения 
     метод 
прямых инженерно-экономических 
экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.
     Методологические 
подходы стратегического 
Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:
     принцип 
единства централизма и 
принцип единства и комплексности прогнозов, программ и планов. Он направлен на координацию и сведение в единое целое планов структурных подразделений и филиалов, разработанных на основе общей стратегии организации;
     принцип 
проверки выполнения программ и планов. 
Проверка выполнения намеченных целей 
осуществляется для выявления ошибок, 
допущенных в процессе стратегического 
планирования; для учета возможностей, 
не учтенных ранее или вновь возникших; 
для определения возникших в 
ходе выполнения планов новых потребностей 
и привлечения необходимых 
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 1). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
Рис. 1 Функциональная структура стратегического планирования
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование
распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства.
     Поэтому 
эффективное распределение 
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в
широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
     4. 
Организационные изменения. Эта деятельность 
предусматривает формирование организации, 
которая обеспечивает слаженную работу 
персонала управления, развитие мышления 
менеджеров, учет прошлого опыта стратегического 
планирования. В конечном счете, данная 
функция проявляется в проведении различных 
организационных преобразований на предприятии: 
перераспределение функций управления, 
полномочий и ответственности работников 
аппарата управления; создания системы 
стимулирования, способствующей достижению 
цели стратегического плана и т. п. Важно, 
чтобы эти организационные изменения 
проводились не как реакция предприятия 
на сложившуюся ситуацию, что характерно 
для ситуационного управления, а были 
результатом организационного стратегического 
предвидения. 
 
 
              
1.3. Преимущества и недостатки 
стратегического планирования. 
         
Основное преимущество 
стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.
В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением. Особенности стратегического планирования:
• должно дополняться текущим;
• стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно;
• годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
         
•  большинство западных 
         
Наряду с явными 
         
Недостатки и ограниченные 
         
1. Стратегическое планирование 
         
2. Стратегическое планирование 
3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.
         
4. Негативные  последствия  ошибок  
стратегического  планирования,
        
5.  Стратегическое  планирование  
должно  быть  дополнено   механизмами 
реализации стратегического плана, т.е. 
эффект может дать не планирование,  
а стратегическое   управление,   
ядром   которого   является    
стратегическое планирование. А это предполагает, 
в первую очередь, создание на  предприятии 
организационной  культуры,  позволяющей   
реализовать   стратегию,   систем 
мотивации труда, гибкой  организации  
управления  и  т.п.  Поэтому  
создание подсистемы стратегического 
планирования на  конкретном  предприятии  
следует начинать с  наведения  порядка  
в  системе  управления,  с  повышения  
общей культуры     управления,     
укрепления     исполнительской      
дисциплины, совершенствования обработки 
данных и т.п. В  этом  отношении  
стратегическое планирование — не панацея 
от всех  управленческих  болезней,  
а  всего  лишь одно из средств. 
     Глава 
2. Анализ роли стратегического 
планирования в достижения 
цели организации. 
2.1. Анализ целей организации.
      
       Цель организации 
— это конечное состояние или желаемый 
результат, которого стремится достичь 
трудовой коллектив. Чем больше целей 
ставит перед собой организация, тем она 
более сложна их) структуре и управляемости. 
Цели всегда формируются на основе прогнозов. 
Чем более отдаленный период времени рассматривается, 
тем менее точен прогноз, тем в более общей 
форме ставятся цели. Однако цели должны 
быть конкретными и преодолимыми, быть 
достижимыми, а также взаимно поддерживать 
друг друга (быть согласованными между 
собой). 
        Цели являются 
исходным пунктом планирования, они лежат 
в основе построения организационных 
структур, на целях базируется система 
мотивации, наконец, цели — это точка отсчета 
в процессе контроля, оценки результатов 
труда. Достижение целей осуществляется 
через функции управления. 
В зависимости от временного интервала, 
необходимого для реализации цели, цели 
подразделяются на стратегические (перспективные) 
и оперативные (тактические, краткосрочные);  
по комплексности их постановки — на комплексные 
и частные; по уровню обоснования 
— на научно обоснованные и эмпирические 
(опытные); по степени определенности — 
на планируемые и прогнозируемые. 
      Существенное значение 
имеет деление целей на промежуточные 
и конечные, что обусловлено необходимостью 
учета конкретных, специфических условий 
становления, развития и завершения деятельности 
организации. 
Цели организации на всех уровнях управления 
формируются исходя из предпочтений руководства. 
На них оказывают влияние системы ценностей 
и установок, которыми руководствуются 
высшие менеджеры. Так, в сфере производства 
в качестве целей могут фигурировать такие, 
как повышение качества продукции, повышение 
эффективности управления персоналом 
– повышение уровня заинтересованности 
работников в результатах труда; в области 
финансов — рациональное расходование 
финансовых ресурсов; в делопроизводстве 
— оперативное прохождение документов, 
и т. д. Количество целей и задач организации 
настолько значительно, что без комплексного, 
системного подхода к определению их состава 
и взаимосвязей не может обойтись ни одна 
организация, - независимо от размеров. 
На практике для этого используется построение 
целевой модели в виде древовидного графа 
— дерева целей:
Информация о работе Стратегическое планирование и его роль в достижении целей организации