Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основные понятия, преимущества и недостатки стратегического планирования, сравнить основные компоненты стратегического планирования в достижении целей организации.
Для того чтобы раскрыть данную тему необходимо рассмотреть:
1. Сущность стратегического планирования.
2. Проанализировать роль стратегического планирования в достижения цели организации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность стратегического планирования
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия.
1.2. Роль, методы и функция стратегического планирования.
1.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования.
ГЛАВА 2. Анализ роли стратегического планирования в достижения цели организации.
2.1. Анализ целей организации.
2.2.Основные компоненты стратегического планирования в достижении целей организации.
3 Основные проблемы стратегического управления в России на примере малых торговых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
метод
социально-экономического анализа, заключающийся
во всестороннем изучении социально-экономической
действительности, познания внутренних
связей и зависимостей явлений с
целью определения
метод
прямых инженерно-экономических
экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.
Методологические
подходы стратегического
Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:
принцип
единства централизма и
принцип единства и комплексности прогнозов, программ и планов. Он направлен на координацию и сведение в единое целое планов структурных подразделений и филиалов, разработанных на основе общей стратегии организации;
принцип
проверки выполнения программ и планов.
Проверка выполнения намеченных целей
осуществляется для выявления ошибок,
допущенных в процессе стратегического
планирования; для учета возможностей,
не учтенных ранее или вновь возникших;
для определения возникших в
ходе выполнения планов новых потребностей
и привлечения необходимых
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 1). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
Рис. 1 Функциональная структура стратегического планирования
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование
распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства.
Поэтому
эффективное распределение
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в
широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
4.
Организационные изменения. Эта деятельность
предусматривает формирование организации,
которая обеспечивает слаженную работу
персонала управления, развитие мышления
менеджеров, учет прошлого опыта стратегического
планирования. В конечном счете, данная
функция проявляется в проведении различных
организационных преобразований на предприятии:
перераспределение функций управления,
полномочий и ответственности работников
аппарата управления; создания системы
стимулирования, способствующей достижению
цели стратегического плана и т. п. Важно,
чтобы эти организационные изменения
проводились не как реакция предприятия
на сложившуюся ситуацию, что характерно
для ситуационного управления, а были
результатом организационного стратегического
предвидения.
1.3. Преимущества и недостатки
стратегического планирования.
Основное преимущество
стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.
В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением. Особенности стратегического планирования:
• должно дополняться текущим;
• стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно;
• годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
• большинство западных
Наряду с явными
Недостатки и ограниченные
1. Стратегическое планирование
2. Стратегическое планирование
3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.
4. Негативные последствия ошибок
стратегического планирования,
5. Стратегическое планирование
должно быть дополнено механизмами
реализации стратегического плана, т.е.
эффект может дать не планирование,
а стратегическое управление,
ядром которого является
стратегическое планирование. А это предполагает,
в первую очередь, создание на предприятии
организационной культуры, позволяющей
реализовать стратегию, систем
мотивации труда, гибкой организации
управления и т.п. Поэтому
создание подсистемы стратегического
планирования на конкретном предприятии
следует начинать с наведения порядка
в системе управления, с повышения
общей культуры управления,
укрепления исполнительской
дисциплины, совершенствования обработки
данных и т.п. В этом отношении
стратегическое планирование — не панацея
от всех управленческих болезней,
а всего лишь одно из средств.
Глава
2. Анализ роли стратегического
планирования в достижения
цели организации.
2.1. Анализ целей организации.
Цель организации
— это конечное состояние или желаемый
результат, которого стремится достичь
трудовой коллектив. Чем больше целей
ставит перед собой организация, тем она
более сложна их) структуре и управляемости.
Цели всегда формируются на основе прогнозов.
Чем более отдаленный период времени рассматривается,
тем менее точен прогноз, тем в более общей
форме ставятся цели. Однако цели должны
быть конкретными и преодолимыми, быть
достижимыми, а также взаимно поддерживать
друг друга (быть согласованными между
собой).
Цели являются
исходным пунктом планирования, они лежат
в основе построения организационных
структур, на целях базируется система
мотивации, наконец, цели — это точка отсчета
в процессе контроля, оценки результатов
труда. Достижение целей осуществляется
через функции управления.
В зависимости от временного интервала,
необходимого для реализации цели, цели
подразделяются на стратегические (перспективные)
и оперативные (тактические, краткосрочные);
по комплексности их постановки — на комплексные
и частные; по уровню обоснования
— на научно обоснованные и эмпирические
(опытные); по степени определенности —
на планируемые и прогнозируемые.
Существенное значение
имеет деление целей на промежуточные
и конечные, что обусловлено необходимостью
учета конкретных, специфических условий
становления, развития и завершения деятельности
организации.
Цели организации на всех уровнях управления
формируются исходя из предпочтений руководства.
На них оказывают влияние системы ценностей
и установок, которыми руководствуются
высшие менеджеры. Так, в сфере производства
в качестве целей могут фигурировать такие,
как повышение качества продукции, повышение
эффективности управления персоналом
– повышение уровня заинтересованности
работников в результатах труда; в области
финансов — рациональное расходование
финансовых ресурсов; в делопроизводстве
— оперативное прохождение документов,
и т. д. Количество целей и задач организации
настолько значительно, что без комплексного,
системного подхода к определению их состава
и взаимосвязей не может обойтись ни одна
организация, - независимо от размеров.
На практике для этого используется построение
целевой модели в виде древовидного графа
— дерева целей:
Информация о работе Стратегическое планирование и его роль в достижении целей организации