Стратегическое планирование коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:07, реферат

Описание

В настоящее время предпринимательская деятельность предстает перед нами в суровом и жестком виде. Под благородными поступками в сфере бизнеса часто лежит цель получения прибыли и увеличения денег. Обладая достаточным денежным капиталом, предприниматели стараются вложить их в такие условия, которые принесут их увеличение и избегают зон, где могут возникнуть серьезные риски. Но с другой стороны для увеличения прибыли предприниматель использует свои ресурсы в различных проектах, где риск полностью устранить не удается. В этом случае коммерсант может получить все или совсем ничего. Для уменьшения рисковых ситуаций необходимо рационально и творчески подходить к своей деятельности - формулировать и совершенствовать стратегическое планирование коммерческой деятельности. Любое предприятие, от малого до большого, должно заниматься стратегическим планирование, несмотря на слишком быстрое изменение рыночной ситуации, т. к. правильность принятия текущих, оперативных решений будет зависеть от долгосрочного планирования предприятия. Стратегическое планирование является основой любого другого планирования и деятельности предприятия вообще.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Основные элементы стратегического планирования……………………. 4
1.1. Модель стратегического планирования……………………………… 6
1.2. Формирование стратегических целей фирмы………………………. 10
2. Базисные стратегии развития организации и выбор типа стратегии…… 12
Заключение……………………………………………………………………. 19
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

стратегтч план.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….     3 

1. Основные  элементы стратегического планирования…………………….     4

     1.1. Модель стратегического планирования………………………………    6

     1.2. Формирование стратегических целей фирмы……………………….    10

2. Базисные стратегии развития организации и выбор типа стратегии……   12

Заключение…………………………………………………………………….    19

Список  литературы…………………………………………………………...    21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В настоящее  время предпринимательская деятельность предстает перед нами в суровом и жестком виде. Под благородными поступками в сфере бизнеса часто лежит цель получения прибыли и увеличения денег. Обладая достаточным денежным капиталом, предприниматели стараются вложить их в такие условия, которые принесут их увеличение и избегают зон, где могут возникнуть серьезные риски. Но с другой стороны для увеличения прибыли предприниматель использует свои ресурсы в различных проектах, где риск полностью устранить не удается. В этом случае коммерсант может получить все или совсем ничего. Для уменьшения рисковых ситуаций необходимо рационально и творчески подходить к своей деятельности - формулировать и совершенствовать стратегическое планирование коммерческой деятельности. Любое предприятие, от малого до большого, должно заниматься стратегическим планирование, несмотря на слишком быстрое изменение рыночной ситуации, т. к. правильность принятия текущих, оперативных решений будет зависеть от долгосрочного планирования предприятия. Стратегическое планирование является основой любого другого планирования и деятельности предприятия вообще.

Можно сделать  вывод о том, что тема работы «Стратегическое планирование коммерческой деятельности» была и будет актуальной, пока существует коммерческая деятельность.  
 
 
 
 

1. Основные  элементы стратегического планирования

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что  стратегическое планирование представляет собой единственным способом формирования прогнозирования будущих проблем  и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решений. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия не правильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Стратегическое планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

Динамичный  процесс стратегического планирования коммерческой деятельности предприятия  является той основой, под которой  укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организация в целом будет лишена четкого способа оценки цели.

Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Согласно  Питеру Лоранжу, процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации  в достаточной степени. Точнее он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования коммерческой деятельности предприятия: 

1. Распределение ресурсов 

Данный  процесс включает в себя распределение  ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. 

2. Адаптация  к внешней среде 

Адаптацию необходимо рассматривать в широком  смысле слова. Она охватывает все  действия стратегического характера, которые улучшают отношение компании с ее окружением. Компании необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии коммерческой деятельности к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производительных систем, путем взаимодействия правительством и обществом в целом. 

3. Внутренняя  среда 

Внутренняя  координация включает координацию  стратегической деятельности для отображения  сильных и слабых сторон фирмы  с целью достижения эффективной  интеграции внутренних операций. 

4. Организационное  стратегическое предвидение 

Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учится на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления коммерческой деятельностью организации. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования. Она также связана с осуществление, объединением и оценкой процесса планирования. 

1.1. Модель  стратегического планирования

Зная  элементы стратегического планирования необходимо рассмотреть модель стратегического  планирования более досконально. Слово  «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение целей. Существует несколько определений термина стратегии современных специалистов в области коммерческой деятельности - это:

- Способ  действия; новые правила принятия решений и установок, направляющие процессы развития организации; средство достижения результата; инструмент, который может помочь в условиях нестабильности. (И. Ансфон И.)

- Рассчитанная  на перспективу система мер,  обеспечивающая достижение конкретных, намеченных компанией мер. (И. Н. Герчикова )

- Абстрактно-нормативное  выражение пути достижения новой  абстрактной цели совокупными  усилиями представителей организации;  нормативное представление о  способе существования предприятия  в соответствии с его миссией  и перспективными целями (макроцелями) (О. С. Анисимов );

- Формулировка  миссии организации, ее намерений  и целей, политики, программы и  методов их достижения (Г. Снейнер  и Дж. Майер);

- Унифицированный,  интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении цели фирмы (У. Глюк);

- Модель (образец поведения) в потоке  будущих действий или решений  (Г. Минцберг и А. Макхью).

Из множества  предложенных терминов стратегии можно  сказать:

Стратегия - это нечто, обеспечивающее достижение целей организации. Важно понять необходимость стратегии для любой фирмы, организации. Именно на основе хорошо подготовленной стратегии организуется стабильность коммерческой деятельности любого предприятия.

Для понимания  сущности стратегии необходимо отличать ее от тактики. Тактика - конкретные планы действий.

Стратегия - выражение пути достижения целей.

Главное преимущество стратегического планирования заключается в том, что оно  ставит под сомнение историческую логику развития. В стратегическом планировании будущее рассматривается вариативно как в позитивном, так и в негативном развитии событий. Поэтому в стратегическом планировании ключевое место отводится анализу перспектив фирмы, внешних и внутренних факторов, выяснению тех опасностей и возможностей, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Кроме того, стратегическое планирование ориентированно на изменение масштабов производства, номенклатуры производства. В стратегическом планировании горизонт ограничен не временем, а темпами развития компании и отрасли в целом.

Стратегического планирования развития фирмы по Р. Эшби:

1.Становление  фирмы                                                                                       Здесь фирма находится на стадии формирования организационной структуры и коллектива сотрудников. Существенной характеристикой становления является динамичность структуры деятельности и состава работников. 

2.Функционирование  фирмы 

Воспроизводящая деятельность в рамках зафиксированной  и неизменной нормой с системой обеспечивающих звеньев. 

3. Развитие  фирмы 

Перестройка деятельности в условиях достижимости прежних макроцелей путем качественного  изменения механизмов деятельности. 

4. Кризис  фирмы 

Распад  деятельности, предопределенный сочетанием двух факторов: созревшими объективными предпосылками к изменению деятельности предприятия (проблематизация функционирования) и игнорированием этих предпосылок управленческим звеном.

Развитие (Внедрение стратегии) возможно только на стадии функционирующей деятельности: в случае, когда деятельность находится на стадии становления, еще отсутствует «статическое состояние» состояние деятельности, которое только и можно изменить. А на стадии развития уже можно вести речь о полноценной стратегии. Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании является выбор целей организации. Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается миссией. Миссия - это краткое описание бизнеса фирмы, которое по возможности должно включать в себя четкие формулировки основной общей цели фирмы и причину ее существования.

Понятие миссии определяет статус компании и  позволяет наметить направления  и ориентиры для определения  целей и стратегий на разных организационных  уровнях. В процессе формулирования миссии фирмы определяются:

- Задачи  фирмы с точки зрения ее  основных услуг или изделий

- Внешняя  среда по отношению к фирме,  которая влияет на ее рабочие  принципы

- Культура  фирмы - каков рабочий климат  на фирме

Некоторые руководителя не заботятся о выборе и формировании миссии своей организации, считая эти элементы очевидными. Безусловно, спросив какого-либо мелкого предпринимателя, в чем миссия его предприятия, большинство ответит: «Получать прибыль». Это важная цель, но не единственная, поскольку прибыль позволяет решать только внутренние проблемы организации. Однако, являясь открытой системой, организация может выжить лишь в том случае, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Именно от окружающей среды зависит общая цель организации, поэтому фирма должна следить за средой в которой она функционирует. А выбор такой узкой миссии, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решений. В результате ключевые факторы могут быть не учтены и последующие решения окажутся малоэффективными для фирмы. Существует два важных момента:

1. Формулировка миссии не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия - это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры организации, важные с точки зрения обеспечения долговременных конкурентных позиций;                                      2. Миссия не должна приобретать окаменелые раз и навсегда установленные формы. Вместе с ростом и изменением потребностей, по мере открывающихся новых возможностей организации могут пересматривать миссию.

1.2. Формирование стратегических целей фирмы.                                           

Для определения  детального направления деятельности фирмы выявляют ее долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные цели. Долгосрочные цели - это более конкретное и детальное описание предполагаемого развития фирмы в той или иной сфере ее деятельности. Устанавливаются обычно на срок от 5 до 10 лет. Среднесрочные цели - устанавливаются на срок одного до двух лет. Краткосрочные цели - это конкретизация долгосрочных целей с ориентацией на описание результатов деятельности в ближайшем будущем. Устанавливаются на срок в пределах года. Часто может возникнуть такая ситуация, что для достижения долгосрочных целей, принимаемые действия противоположны действиям, необходимым для скорейшего достижения краткосрочных целей. Поэтому стратегия должна содержать правила разрешения конфликта краткосрочных и долгосрочных целей и поиска баланса между ними.

Финансовые  цели, по мнению большинства авторов, являются приоритетными. Котлер предлагает начинать процесс разработки организационных целей с установления финансовых целей, из которых выводятся соответствующие стратегические цели. Рекомендуется такой порядок действий:

1) Определить желаемый уровень чистой прибыли и рассчитать размер продаж, необходимый для достижения этого результата;

2) С  учетом ожидаемого глобального  спроса рассчитать требуемую  долю рынка и другие стратегические  показатели.

Следующим этапом разработки стратегии является анализ внутренней и внешней среды предприятия. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого, функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического планирования состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Стратегическое планирование коммерческой деятельности