Стратегическое планирование коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:07, реферат

Описание

В настоящее время предпринимательская деятельность предстает перед нами в суровом и жестком виде. Под благородными поступками в сфере бизнеса часто лежит цель получения прибыли и увеличения денег. Обладая достаточным денежным капиталом, предприниматели стараются вложить их в такие условия, которые принесут их увеличение и избегают зон, где могут возникнуть серьезные риски. Но с другой стороны для увеличения прибыли предприниматель использует свои ресурсы в различных проектах, где риск полностью устранить не удается. В этом случае коммерсант может получить все или совсем ничего. Для уменьшения рисковых ситуаций необходимо рационально и творчески подходить к своей деятельности - формулировать и совершенствовать стратегическое планирование коммерческой деятельности. Любое предприятие, от малого до большого, должно заниматься стратегическим планирование, несмотря на слишком быстрое изменение рыночной ситуации, т. к. правильность принятия текущих, оперативных решений будет зависеть от долгосрочного планирования предприятия. Стратегическое планирование является основой любого другого планирования и деятельности предприятия вообще.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Основные элементы стратегического планирования……………………. 4
1.1. Модель стратегического планирования……………………………… 6
1.2. Формирование стратегических целей фирмы………………………. 10
2. Базисные стратегии развития организации и выбор типа стратегии…… 12
Заключение……………………………………………………………………. 19
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

стратегтч план.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Для того чтобы определить стратегию поведения  организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим планированием в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении

2. Базисные  стратегии развития организации и выбор типа стратегии

Так как  стратегия выступает не только в  качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой, поэтому необходимо уделять внимание не только внутренней, но и внешней среде. В последствии стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа портфельная (корпоративная); конкурентная (или бизнес-стратегия) и функциональная.

Выделяются  соответственно и три уровня стратегических решений:

1. Корпоративные  (портфельные) решения касаются  деятельности предприятия в целом.  Исторически бизнес был однопродуктовым,  затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений.

2. Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.

3. Функциональные  решения принимаются в интересах  отделов и служб предприятия.  Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и  т.д. Их цель - рациональное распределение  ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции. Считается, что независимое формирование функциональных стратегий - «неподнятая целина» менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности.

 Контроль  осуществляется коммерческим директором  путем просмотра различных сводок и документов отчета.

Корпоративная стратегия на предприятиях с одним  видом деятельности будет совпадать  с бизнес стратегией. В свою очередь  иерархическая структура управления предполагает, что корпоративная  стратегия состоит из ряда бизнес - и функциональных стратегий. Кроме того, стратегия высшего иерархического уровня выступает в качестве целей на более низком уровне. Стратегическое планирование рассматривает окружение как совокупность трех сред: макроокружение, непосредственное окружение и внутренняя среда.

Макроокружение  создает общие условия, в которых  действует предприятие, определяя  для него и других предприятий  границы допустимого и недопустимого. Подобно тому, как атмосфера по разному действует на человека, так  и макроокружение в разной степени влияет на организации в зависимости от уровня ее «здоровья».

 При  анализе экономических факторов  рассматривают темпы инфляции (дефляции), налоговую ставку, международный  платежный баланс, уровень занятости  населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий.

 При  анализе политических факторов  следует следить за соглашениями  по тарифам и торговле между  странами, протекционистской таможенной  политикой, направленной против  третьих стран, нормативными актами  местных органов власти и центрального правительства, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.

 Руководство  организации обязано постоянно  следить за технологической внешней  средой, чтобы не упустить момент  появления в ней изменений,  которые представляют угрозу  самому существованию организации.

Это особенно важно потому, что изменения в  технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции.

 Социальные  факторы внешней среды включают  изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания  и нравы. В условиях экономической  нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, организация как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.

В нашей  стране целый ряд факторов социальной среды приобрел особое значение. К ним относятся обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок, изменение общественных ценностей.

 Анализ  международных факторов приобрел  большое значение дляотечественных  организаций после отмены государственной  монополии на внешнюю торговлю. Многие крупные и средние организации активно действуют или собираются действовать на международном рынке. Поэтому руководство фирм должно следить за ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. Нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей. С учетом факторов внешней среды стратегия организации, может быть направлена на поиск защиты у правительства против иностранных конкурентов, укрепление внутреннего рынка или на расширение международной активности.

После определения основных факторов макроокружения компании целесообразно провести их анализ. Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, полученная в ходе обсуждения и т.д., а также мнения и заключения экспертов.

Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.

Краеугольным  камнем анализа ситуации в отрасли  и конкуренции в ней является тщательное изучение идущей в отрасли  конкурентной борьбы, определение ее источников и оценка степени воздействия  конкурентных сил.

Этот  шаг анализа особенно важен, так  как невозможно разработать полноценную стратегию без глубокого понимания характера конкуренции в отрасли. М. Портер доказал, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. конкуренты;

2. поставщики;

3. производители  товаров-субститутов;

4. потребители;

5. потенциальные  конкуренты.

Анализ  внешней среды рекомендуется  заканчивать составлением перечня  внешних опасностей и возможностей, с которыми организация сталкивается в этой среде. Для наглядности  и облегчения работы руководителей, планирующих стратегию фирмы, все факторы можно разместить на два столбца: один - факторы возможностей, другой - факторы угроз, расположенные по степени убывания значимости.

Проведя анализ внешней среды и получив  данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ сильных и слабых сторон организации.

После анализа внутренней и внешней  среде можно переходить к определению  вида стратегии. Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в  реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из которых эффективна при определенных условиях:

1. Ограниченный  рост. Эту стратегию применяют  большинство организаций в сложившихся  отраслях со стабильной технологией.  При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия. Если руководство в основном довольно положением фирмы, то очевидно, в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии, так как это самый простой и наименее рискованный путь действия;

2. Рост. Эта стратегия чаще всего применяется  в динамично развивающихся отраслях  с быстро меняющимися технологиями. Для нее характерно установление  ежегодного значительного превышения  уровня развития над уровнем  предыдущего года;

3. Сокращение  или стратегия последнего средства. Для этой стратегии характерно  установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии  сокращения прибегают тогда, когда  показатели деятельности организации  приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции;

4. Комбинированная  стратегия. Эта стратегия представляет  собой любое сочетание рассмотренных  альтернатив - ограниченного роста,  роста и сокращения. Комбинированной  стратегии придерживаются крупные  организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях;

3. Совершенствование  стратегического планирования

Совершенствование стратегического планирования может заключатся в более конкретном подходе к данной концепции. Для начала необходимо четко определить цели тактического, оперативного планирования и базовой стратегии.

В базовой  стратегии ограниченного роста  сформулируем цель - увеличить выпуск продукции и объем продаж. Для достижения поставленных целей спланировать открытие производства больших мощностей, применить агрессивную стратегию маркетинга, захватить рынок путем реализации продукции по ценам ниже, чем у конкурентов. В оперативном планировании необходимо рассчитать годовые увеличения производства с дальнейшим выходом на более крупные рынки. Понижать цены на сырье путем уменьшения себестоимости за счет собственного оборудования и производственных площадей. В тактических решениях необходимо добавить к паспорт - сделкам периодический анализ потенциальных клиентов, с которыми необходимо налаживать деловые хозяйственные связи. Для ускорения процесса продвижения к конечной и последующим целям можно привлечь различного рода инвестиции. В дальнейшей деятельности значительным шагом вперед будет выделение отдела планирования или введение новой должности специалиста по стратегическому планированию, который разрабатывает план работы предприятия, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности завода. В его обязанности входит также определение оптимального объема производства продукции в ассортименте для увеличения прибыли предприятия, определять варианты плана объемов производства с учетом прогноза инфляции, проведенного для данной отрасли Министерством экономики России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Информация о работе Стратегическое планирование коммерческой деятельности