Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа
Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования позволяет заключить, что необходимость развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся процессы развития предприятия потребовали координации усилий множества участников этих процессов и задания определенного направления приложения усилий. Для того чтобы развитие предприятий проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на предприятиях и в организациях ….…..…………………………………………… ……… 5
1.1 Стратегический подход в управлении и планировании …………….. 5
1.2 Портфельный анализ в разработке стратегии предприятия ……..…. 11
2. Современное состояние производства в ОАО «Газпром» ............ 20
2.1 Структура управления организацией ……………………….…….. 23
2.2 Анализ факторов внутренней среды ……………………………..…27
3. Направления стратегического менеджмента ОАО «Газпром» .........43
3.1 Миссия и цели организации ………………………………………….43
3.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром» ………………... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………48
Список использованной литературы ……………………………………49
Основной целью маркетинга Группы Газпром является повышение реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии.
По следующим направлениям в 2010 году реализовано8:
Россия – 307,0 млрд. м3 газа;
Дальнее зарубежье – 168,5 млрд. м3 газа;
СНГ и Балтия – 100,9 млрд. м3 газа.
Общий объем продаж газа Газпромом в 2010 г. составил 576,4 млрд. м3.
Позиция Газпрома во взаимодействии с государственными органами в области выработки стратегии развития российского газового рынка заключается в сокращении регулируемого и соответствующем расширении нерегулируемого секторов с формированием трехсекторной структуры оптового рынка.
Приоритетами стратегии развития внутреннего рынка газа являются:
-
переход от регулирования
- формирование сектора торговли газом по договорным ценам, определяемым с использованием формулы цены. Данный сектор c 2011 г. должен стать основным по объемам реализации газа. В соответствии с решением Правительства России планируется поэтапно довести внутренние цены на газ до уровня, обеспечивающего равную доходность от поставок газа на внешний и внутренний рынки (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин);
-
расширение электронной и
В Российской Федерации Газпром занимает лидирующее место в сфере распределения газа.
В собственности и обслуживании дочерних газораспределительных организаций (ГРО) Группы находится 527,7 тыс. км распределительных газопроводов, в собственности и обслуживании зависимых ГРО – 16,9 тыс. км. Дочерние ГРО Группы обеспечивают транспортировку по распределительным газопроводам 206,9 млрд. м3 природного газа в год, зависимые – 14,7 млрд. м3.
Газификация
новых областей гарантирует выполнение
задач по обеспечению надежности
поставок российским потребителям и
в условиях либерализации газового
рынка предоставляет
Маркетинговая стратегия ОАО «Газпром» на внешних рынках предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:
Структура продаж газа Группы Газпром в страны дальнего зарубежья в 2010 г., млрд. м39: Германия – 34,5; Турция – 23,4; Италия – 22,0; Великобритания – 15,2; Франция – 10,1; Венгрия – 7,5; Чехия – 7,2; Польша – 7,0; Словакия – 6,2; Нидерланды – 5,5; Австрия – 5,4; Финляндия – 4,7; Румыния – 4,5; Бельгия – 4,3; Греция – 3,1; Болгария – 2,8; Сербия – 2,1; Хорватия – 1,1; Словения – 0,6; Швейцария – 0,4; Босния и Герцеговина – 0,3; Македония – 0,1; прочие продажи – 0,5.
На европейском рынке основными целями Газпрома является сохранение лидирующих позиций, обеспечение надежного газоснабжения, а также получение доступа к конечным потребителям.
Достижение этих целей планируется посредством развития отношений с традиционными покупателями на основе долгосрочных контрактов, использования новых форм торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж, а также разменных операций и разовых сделок. С целью укрепления позиций на европейском рынке природного газа, повышения надежности и гибкости поставок Газпром намерен во всё большей степени использовать мощности подземного хранения газа в Европе и расширять участие в акционерном капитале компаний, специализирующихся на продажах газа, а также электроэнергии конечным потребителям.
«Газпром»
стремится к осуществлению
С целью обеспечения возможности маневра при определении этапов освоения месторождений в новых газодобывающих регионах на территории России Газпром стремится развивать сотрудничество в сфере освоения запасов газа, модернизации и развития ГТС в центрально-азиатских странах. Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям.
Структура продаж газа Группы Газпром в страны СНГ и Балтии в 2010 г., млрд. м310: Украина – 59,2; Беларусь – 20,6; Казахстан – 10,0; Литва – 3,4; Молдова – 2,7; Армения – 1,9; Грузия – 1,2; Латвия – 1,0; Эстония – 0,9.
Маркетинг
СПГ. Одним из приоритетных направлений
развития продаж на зарубежных рынках
является постепенное развитие производства
и морской транспортировки
Для
опережающего выхода на рынок СПГ
используются возможности вхождения
в уже действующие СПГ-проекты.
В 2009 г. Газпром вошел в проект
«СахалинB2». На следующем этапе реализации
стратегии планируется
Разнообразие и качество ассортимента. Помимо основных видов деятельности Газпром реализует на рынке большое количество продуктов нефтепереработки (масло, мазут и пр.), обладающие высоким уровнем качества, что повышает их конкурентоспособность и расширяет возможности выхода на международные рынки.
Анализ производства (операций)
Газпром не имеет возможности продавать свою продукцию по более сниженным ценам, так как основной уровень цен на внутреннем рынке (прежде всего на газ) определяет Правительство РФ. Снижение цен будет означать резкое снижение прибыльности, которая на данный момент имеет не самые лучшие показатели.
Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации как один из показателей прогноза социально-экономического развития России на трехлетний период. В целях поэтапного достижения равной доходности реализации газа на внешний и внутренний рынки в указанном прогнозе предусмотрены следующие параметры изменения цен на газ в расчете на год: на 25 % – в 2011 г., на 19,7 % – в 2012 г., на 27,7 % – в 2013 г. Вместе с тем, уровень цен на газ в 2011 г. даже при такой ускоренной индексации только на 66 % будет возмещать потребности в инвестициях, необходимых для обеспечения поставки газа на внутренний рынок11.
На
внешнем рынке политический элемент
в газовом ценообразовании
Газ,
который использует компания для
осуществления своей
На данный момент Группа Газпром способна удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы (в 2010 году реализовано 576,4 млрд. м3 газа), однако в долгосрочной перспективе европейским потребителям потребуются дополнительные объемы топлива. Нельзя рассчитывать, что поставки сжиженного природного газа смогут в полной мере обеспечить поставку этих объемов, ведь речь идет как минимум о 100 млрд. м3 газа, приходящегося только на европейский регион. Рост спроса может быть удовлетворен лишь в том случае, если Газпром будет наращивать производственную мощность от 600 млрд. м3 газа в год – только тогда можно будет говорить о Газпроме, как о надежном и стабильном поставщике природного горючего.
Персонал организации
Членами правления, высшего руководства, Газпрома являются ведущие специалисты в области нефте-, газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием.
Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.
В
организации существует система
непрерывного фирменного профессионального
образования персонала ОАО «
Для
реализации Программы премирования
руководящих работников ОАО «Газпром»
акциями компании в 2010 г. была проведена
подготовительная работа по приобретению
ОАО «Газпром» собственных
Газпром в своей деятельности соблюдает все требования Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией. Руководствуясь этими требованиями, Газпром соблюдает международные стандарты по вопросам свободы ассоциаций, заключения коллективных договоров, заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда, запрета детского и принудительного труда и др.
Особое внимание стоит уделить существующей на предприятии единой системе вознаграждения, основной целью которой является рост производительности трудящихся и достижение цели организации. Система предполагает введение базовой единой тарифной сетки с указанием 19 разрядов рабочих и специалистов, а также тарифных коэффициентов от 1,0 до 7,35, учитывающие не только знания и опыт человека, но и его деловые качества.
В
последнее время ОАО «Газпром»
позиционирует себя как социально
ориентированная компания, однако остается
еще ряд очень серьезных
Газпром проводит ряд мер, направленных на привлечение рядовых работников к участию в управлении. Это позволяет добиться значительных результатов, поскольку любая миссия организации должна быть подкреплена желаниями и интересами трудящихся.
Корпоративная культура и имидж организации
На предприятии существует кодекс корпоративного поведения, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «Газпром» от 28 июня 2002 года. Она предполагает следующие основные принципы12:
1.
Общество принимает на себя
обязательство развивать
Информация о работе Стратегическое планирование на примере "Газпром""