Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа
Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования позволяет заключить, что необходимость развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся процессы развития предприятия потребовали координации усилий множества участников этих процессов и задания определенного направления приложения усилий. Для того чтобы развитие предприятий проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на предприятиях и в организациях ….…..…………………………………………… ……… 5
1.1 Стратегический подход в управлении и планировании …………….. 5
1.2 Портфельный анализ в разработке стратегии предприятия ……..…. 11
2. Современное состояние производства в ОАО «Газпром» ............ 20
2.1 Структура управления организацией ……………………….…….. 23
2.2 Анализ факторов внутренней среды ……………………………..…27
3. Направления стратегического менеджмента ОАО «Газпром» .........43
3.1 Миссия и цели организации ………………………………………….43
3.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром» ………………... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………48
Список использованной литературы ……………………………………49
Тем не менее, какими бы ни были существующие барьеры, Газпром с каждым годом улучшает положение на мировом энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на европейском и мировом рынках углеводородного сырья, что позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном из лидеров мировой энергетики.
Акционеры
Уставный
капитал ОАО «Газпром»
Таблица 1. Структура акционерного капитала18.
«Внешние» акционеры | Доля акционеров | |
2009 | 2010 | |
Доля, контролируемая Российской Федерацией | 50,002 | 50,002 |
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом | 38,373 | 38,373 |
ОАО «Роснефтегаз» | 10,740 | 10,740 |
ОАО «Росгазификация» | 0,889 | 0,889 |
Владельцы АДР | 13,200 | 21,020 |
Прочие зарегистрированные лица | 36,798 | 28,978 |
Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок19.
Более подробно можно выделить следующие основные цели Газпрома:
1. Наращивание объемов добычи газа.
Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. м3, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2009 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. м3. В 2010 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. м3, что также превышает объем его добычи.
На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Добыча природного газа в 2010 году, по оперативной информации, составила 508,6 млрд. м3.
Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
2. Своевременная поставка газа российским и зарубежным потребителям20.
Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2009 году поставку 316,3 млрд. м3 газа в 79750 населенных пунктов России.
Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2009 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. м3, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. м3.
3. Диверсификация маршрутов и укрепление энергетической безопасности Европы.
В 2008 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.
В этом же году начато строительство газопровода «Северный поток», который позволит значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок.
В 2009 году Газпром и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток», который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от российского берега до болгарского.
Ведется подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток». В июле 2010 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2009 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro.
4. Диверсификация рынков и продуктов.
Газпром реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. В 2008 году Газпром осуществил первые поставки СПГ в США, в 2009 году – в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение Газпрома в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки21.
Развитие нефтяного бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.
Одним из профильных направлений диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2010 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов.
3.2
Оценка конкурентоспособности
ОАО «Газпром» при
помощи SWOT –АНАЛИЗА
Потенциальные внутренние сильные стороны | Потенциальные внутренние слабые стороны |
1. Эффективное
управление (минимизация расходов,
процесс интенсификации |
1. Необходимость развития сбытовой сети |
2. Большие запасы газа на территории России | 2. Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений |
3. Диверсификация
маршрутов и повышение |
3. Недостаточное финансирование
проектов, направленных на |
4. Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы | 4. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа; |
5. Лидирующее
место по темпу роста рыночной
капитализации среди |
5. Стоимость акций Газпрома все-таки остается заниженной в цене |
6. Большие
затраты на НИОКР; 95 % используемых
технологий соответствуют |
6. Проблема модернизации
действующей системы |
7. Развитие
производства и морской |
7. Невозможность
обеспечения растущего с |
8. Соблюдение
всех требований Конвенций |
8. Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа |
9. Лучшие
рекламные компании, спонсорская
и благотворительная |
9. Большие затраты
на рекламу, спонсорство и |
10. Жесткость в отстаивании корпоративных интересов | |
11. суммарная
экономия топливно- |
|
Потенциальные
внешние возможности |
Потенциальные внешние угрозы |
1. Сохранение
достигнутых позиций на |
1. Проводимая на
государственном уровне |
2. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР) | 2. Сохранение транзитных рисков |
3. Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям | 3. Ставка на закупки
среднеазиатского газа вместо
инвестиций в добывающие |
4. Признанный лидер рынка | 4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ |
5. Возможности
расширения ассортимента |
5. Выход на рынок
иностранных конкурентов с |
6. Контроль над всеми конкурентами внутри России | 6. Организация имеет серьезных конкурентов в лице стран, обладающих большими запасами газа |
7. Независимость в выборе поставщика газа | 7. Ослабление позиций
Газпрома на рынке Средней
Азии за счет усиления |
8. Лидирующее место в сфере распределения газа | 8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС |
9. Резкий рост мировой потребности в энергетических ресурсах | 9. Снижение уровня
обеспеченности мировой |
10. Заинтересованность государства в развитии газовой промышленности на территории страны | 10. Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами |
11. Отсутствие
политического элемента в |
11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам |
12. Вертикально интегрированная компания |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что на стратегию развития организации, ее положение на рынке и конкурентоспособность оказывают большое внимание как внутренние факторы, так и внешние. Тем более, при изучении такой крупной организации как Газпром необходимо комплексно подойти к изменениям на предприятии и его окружающей среды.
Сегодня Газпром - крупнейшая газовая компания в мире, на основе эффективности ее управления во многом зависит социально-экономическое развитие России. Поэтому важно, вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией.
Анализ структуры и деятельности Газпрома показал, что компания обладает большим потенциалом не только энергетических, но и человеческих, финансовых и информационных ресурсов. Однако, как показал учет факторов, влияющих на ее развитие, основными проблемами на данный момент можно назвать усиление конкурентоспособности со стороны стран-поставщиков газа (Каспийский регион, Центральная и Средняя Азия и Ближний Восток), а также установка государством внутренних регулируемых тарифов на газ, в результате чего компания имеет низкую прибыль и нехватку средств на развитие собственных добывающих проектов и модернизацию оборудования.
Методы стратегического управления, существующие в организации, способствуют эффективному достижению целей Газпрома, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам.
В
качестве возможных путей дальнейшего
совершенствования системы
Список
использованной литературы
Интернет – ресурсы:
Книги и журналы:
Размещено на http://www.allbest.ru/
Информация о работе Стратегическое планирование на примере "Газпром""