Стратегическое планирование на примере "Газпром""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание

Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования позволяет заключить, что необходимость развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся процессы развития предприятия потребовали координации усилий множества участников этих процессов и задания определенного направления приложения усилий. Для того чтобы развитие предприятий проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на предприятиях и в организациях ….…..…………………………………………… ……… 5
1.1 Стратегический подход в управлении и планировании …………….. 5
1.2 Портфельный анализ в разработке стратегии предприятия ……..…. 11


2. Современное состояние производства в ОАО «Газпром» ............ 20

2.1 Структура управления организацией ……………………….…….. 23

2.2 Анализ факторов внутренней среды ……………………………..…27
3. Направления стратегического менеджмента ОАО «Газпром» .........43
3.1 Миссия и цели организации ………………………………………….43

3.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром» ………………... 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………48

Список использованной литературы ……………………………………49

Работа состоит из  1 файл

курсовая котляров.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

     Тем не менее, какими бы ни были существующие барьеры, Газпром с каждым годом  улучшает положение на мировом энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на европейском  и мировом рынках углеводородного сырья, что позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном из лидеров мировой энергетики.

     Акционеры

     Уставный  капитал ОАО «Газпром» составляет 118 367 564 500 руб. и разделен на 23 673 512 900 обыкновенных именных акций номинальной  стоимостью 5 руб. каждая. Общее количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров ОАО «Газпром», на 29 декабря 2007 г. составило 49 047 (снижение за год на 4,4 %), в том числе количество номинальных держателей – 12. 

     Таблица 1. Структура акционерного капитала18.

«Внешние» акционеры Доля  акционеров
2009 2010
Доля, контролируемая Российской Федерацией 50,002 50,002
Федеральное агентство по управлению федеральным  имуществом 38,373 38,373
ОАО «Роснефтегаз» 10,740 10,740
ОАО «Росгазификация» 0,889 0,889
Владельцы АДР 13,200 21,020
Прочие  зарегистрированные лица 36,798 28,978

     3. Направления стратегического менеджмента ОАО «Газпром»

     3.1 Миссия и цели организации

 

     Газпром видит свою миссию в максимально  эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

     Стратегической  целью организации, ее структурных  подразделений и функциональных подсистем является становление  ОАО «Газпром» как лидера среди  глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок19.

     Более подробно можно выделить следующие основные цели Газпрома:

     1. Наращивание объемов добычи газа.

     Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. м3, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2009 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. м3. В 2010 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. м3, что также превышает объем его добычи.

     На  Газпром приходится около 20% мировой  и около 85% российской добычи газа. Добыча природного газа в 2010 году, по оперативной информации, составила 508,6 млрд. м3.

     Приоритетным  направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова  Ямал, Арктического шельфа, Восточной  Сибири и Дальнего Востока.

     2. Своевременная поставка газа российским и зарубежным потребителям20.

     Газпрому  принадлежит крупнейшая в мире система  транспортировки газа – Единая система  газоснабжения России. Ее протяженность  составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2009 году поставку 316,3 млрд. м3 газа в 79750 населенных пунктов России.

     Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2009 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. м3, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. м3.

     3. Диверсификация маршрутов и укрепление энергетической безопасности Европы.

     В 2008 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.

     В этом же году начато строительство  газопровода «Северный поток», который  позволит значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок.

     В 2009 году Газпром и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток», который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от российского берега до болгарского.

     Ведется подготовка к реализации проекта  освоения Штокмановского месторождения  на шельфе Баренцева моря, которое  станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через  «Северный поток». В июле 2010 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2009 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro.

     4. Диверсификация рынков и продуктов.

     Газпром реализует поэтапную стратегию  наращивания своего присутствия  на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять  географию деятельности компании. В 2008 году Газпром осуществил первые поставки СПГ в США, в 2009 году – в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение Газпрома в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки21.

     Развитие  нефтяного бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

     Одним из профильных направлений диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2010 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов.

     3.2 Оценка конкурентоспособности  ОАО «Газпром» при помощи SWOT –АНАЛИЗА  

Потенциальные внутренние сильные стороны Потенциальные внутренние слабые стороны
1. Эффективное  управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства) 1. Необходимость развития  сбытовой сети
2. Большие  запасы газа на территории  России 2. Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений
3. Диверсификация  маршрутов и повышение надежности  поставок газа в Европу 3. Недостаточное финансирование  проектов, направленных на диверсификацию  поставок газа
4. Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы 4. Отставание темпов  роста добычи от темпов роста  потребления газа;
5. Лидирующее  место по темпу роста рыночной  капитализации среди европейских  компаний 5. Стоимость акций  Газпрома все-таки остается заниженной в цене
6. Большие  затраты на НИОКР; 95 % используемых  технологий соответствуют современным  требованиям 6. Проблема модернизации  действующей системы магистральных  газопроводов
7. Развитие  производства и морской транспортировки  сжиженного природного газа (СПГ) 7. Невозможность  обеспечения растущего с каждым  годом спроса на энергетические  ресурсы за счет поставок СПГ
8. Соблюдение  всех требований Конвенций Международной  организации труда, ратифицированных  РФ 8. Отток квалифицированных  кадров в другие организации ТЭКа
9. Лучшие  рекламные компании, спонсорская  и благотворительная деятельность 9. Большие затраты  на рекламу, спонсорство и поддержание  имиджа
10. Жесткость  в отстаивании корпоративных  интересов  
11. суммарная  экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)  
   
Потенциальные внешние возможности организации Потенциальные внешние  угрозы
1. Сохранение  достигнутых позиций на европейском  газовом рынке 1. Проводимая на  государственном уровне политика  по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение)
2. Географическая  диверсификация (выход на рынки  Северной Америки и стран АТР) 2. Сохранение транзитных  рисков
3. Газовые  ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям 3. Ставка на закупки  среднеазиатского газа вместо  инвестиций в добывающие проекты;
4. Признанный  лидер рынка 4. Низкая прибыльность  из-за внутренних регулируемых тарифов на газ
5. Возможности  расширения ассортимента продукции 5. Выход на рынок  иностранных конкурентов с более  низкими издержками, связанными  с добычей и экспортом нефти
6. Контроль  над всеми конкурентами внутри  России 6. Организация имеет  серьезных конкурентов в лице стран, обладающих большими запасами газа
7. Независимость  в выборе поставщика газа 7. Ослабление позиций  Газпрома на рынке Средней  Азии за счет усиления поставок  газа Туркменистаном и Узбекистаном  в другие страны
8. Лидирующее место в сфере распределения газа 8. Неурегулированность  многих вопросов в рамках ЕС
9. Резкий  рост мировой потребности в  энергетических ресурсах 9. Снижение уровня  обеспеченности мировой экономики  запасами нефти и газа
10. Заинтересованность  государства в развитии газовой промышленности на территории страны 10. Рост политических  рисков в регионах, наиболее богатых  углеводородами
11. Отсутствие  политического элемента в газовом  ценообразовании на внешнем рынке;  установление рыночных цен 11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам
12. Вертикально  интегрированная компания  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  основе проделанной работы можно  сделать вывод, что на стратегию  развития организации, ее положение  на рынке и конкурентоспособность оказывают большое внимание как внутренние факторы, так и внешние. Тем более, при изучении такой крупной организации как Газпром необходимо комплексно подойти к изменениям на предприятии и его окружающей среды.

     Сегодня Газпром - крупнейшая газовая компания в мире, на основе эффективности ее управления во многом зависит социально-экономическое развитие России. Поэтому важно, вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией.

     Анализ  структуры и деятельности Газпрома показал, что компания обладает большим потенциалом не только энергетических, но и человеческих, финансовых и информационных ресурсов. Однако, как показал учет факторов, влияющих на ее развитие, основными проблемами на данный момент можно назвать усиление конкурентоспособности со стороны стран-поставщиков газа (Каспийский регион, Центральная и Средняя Азия и Ближний Восток), а также установка государством внутренних регулируемых тарифов на газ, в результате чего компания имеет низкую прибыль и нехватку средств на развитие собственных добывающих проектов и модернизацию оборудования.

     Методы  стратегического управления, существующие в организации, способствуют эффективному достижению целей Газпрома, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам.

     В качестве возможных путей дальнейшего  совершенствования системы стратегического управления «Газпром» и повышения его конкурентоспособности считаю ведение систематического анализа деятельности организации и ее среды с целью выявления проблемных зон, разработку генерального плана совершенствования ее структуры, а также последовательную реализацию планируемых перемен.

Список  использованной литературы 

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.gazprom.ru/ - официальный сайт ОАО «Газпром».
  2. http://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг.
  3. http://www.finam.ru/ - финансовый анализ.

Книги и журналы:

  1. Корпоративный журнал «Газпром» - М.: Издание «Газпром», 2008 – 2010г..
  2. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб.: Питер, 2007.
  3. «Газпром сегодня» Описание создания и развития «ОАО Газпром» М.: Издание «Газпром», 2011.
  4. Коротков Э.М., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д. Конкурентные позиции бизнеса. – М.: ИНФРА-М, 2006
  5. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. - М.: Аст, 2005.
  6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент (анализ, планирование, внедрение, контроль). – СПб.: ЮНИТИ, 2010.
  7. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. – М.: Вильямс ИД, 2008.
  8. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Изд. Дом Вильямс, 2009.
  9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Информация о работе Стратегическое планирование на примере "Газпром""