Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:52, курсовая работа
Курсовая работа на тему «Стратегическое управление организацией» сделана применительно к Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Дума автономного округа).
Сведения для анализа ситуации взяты из различных источников: постановлений Правительства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Аннотация
3
Введение
4
1.
Анализ внешней среды и организационного контекста
5
1.1.
Выбор стратегической зоны
10
2.
Построение стратегии организации
14
2.1.
Миссия организации
16
2.2.
Определение конкурентных преимуществ организации
18
2.3.
Определение стратегических альтернатив и критерии выбора стратегии
21
2.4.
Реализация стратегии
23
Заключение
27
Список используемой литературы
Суммарная оценка указывает на степень реакции организации на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
Конечно, в сфере предлагаемых услуг, Дума автономного округа будет иметь наибольшую суммарную оценку, поэтому принимать стратегически важные решения только по этой таблице не следует. А вот, оценить собственные временные рейтинговые возможности и их изменения, при сохранении весов исследуемых факторов - можно, что позволит вовремя выявить изменившиеся угрозы и/или возможности и принять соответствующие меры.
Выбор стратегической зоны
Выбор приемлемой для организации стратегической зоны лучше всего определить, используя Бостонскую матрицу (рис. 1.2), в основе которой лежит модель жизненного цикла товара (услуг). Товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар – «проблема»), рост (товар – «звезда»), зрелость (товар – «дойная корова») и спад (товар – «собака»). При этом денежные потоки и прибыль предприятия также меняются: отрицательная прибыль сменяется ее ростом и затем постепенным снижением. Бостонская матрица концентрируется на положительных и отрицательных денежных потоках.
Ассортимент выпускаемой предприятием продукции или услуг анализируется и определяется, к какой позиции данной матрицы можно отнести каждый вид продукции предприятия. Для этого бизнес-единицы (товар) предприятия классифицируются по показателям относительной доли рынка (ОДР) и темпов роста отраслевого рынка.
Вторая переменная – темп роста отраслевого рынка (ТРР) основана на прогнозах продаж продукции отрасли и связана с анализом жизненного цикла отрасли.
3 1 2 |
«Проблема»
|
«Дойная корова» |
«Собака» |
Темпы НИОКР
роста
рынка
Рис. 1.2 Матрица роста/доли рынка Бостонской консультативной группы:
1 – новатор; 2 – последователь; 3 – неудача; 4 – посредственность.
В основе матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ) лежат две гипотезы:
Первая гипотеза основана на эффекте опыта и предполагает, что существенная доля рынка означает наличие конкурентного преимущества, связанного с уровнем издержек производства. Из этой гипотезы следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже товаров по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
Вторая гипотеза основана на модели жизненного цикла товара и предполагает, что присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для обновления и расширения производства, проведение интенсивной рекламы и т.д.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков с разными стратегическими целями и финансовыми потребностями (рис. 1.2).
Каждая бизнес-единица или
Таблица 1.4. Предсказания и рекомендации Бостонской матрицы
Вид стратегической единицы бизнеса (товара) |
Прибыль |
Денежные потоки |
Возможные стратегии |
«Проблема» |
Низкая, растущая, нестабильная |
Отрицательные |
Анализ: сможет ли бизнес подняться до уровня «звезды» |
«Звезда» |
Высокая, стабильная, растущая |
Примерно нулевые |
Инвестиции для роста |
«Дойная корова» |
Высокая, стабильная |
Положительные, стабильные |
Поддержание прибыльности инвестиций в другие сферы экономики |
«Собака» |
Низкая, нестабильная |
Примерно нулевые |
Ликвидация подразделения (товара), «сбор урожая» |
Новые продукты чаще появляются
в растущих отраслях и имеют статус
товара-«проблемы». Такие продукты
могут оказаться очень
Когда темп роста рынка замедляется, товары-«звезды» становятся «дойным коровами». Это товары или бизнес-единицы, занимающие лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста. Их привлекательность заключается в том, что они не требуют больших инвестиций.
Товары-«собаки» - это продуты, которые имеют низкую долю рынка и не имеют возможностей роста, так как находятся в непривлекательных отраслях. Чистые денежные потоки у таких товаров нулевые или отрицательные. От таких товаров надо избавляться.
Таким образом, желаемая последовательность развития продуктов следующая:
«Проблема» - «Звезда» - «Дойная корова» - (и если неизбежно) «Собака».
Построение стратегии организации
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
Для ответа на первый вопрос необходимо четко понимать текущую ситуацию, в которой находится организация, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
Отвечая на первый вопрос, при этом, опираясь на систему градаций стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) Бостонской матрицы, можно уверенно сказать, что Дума автономного округа достаточно успешно заняла позицию в стратегической зоне - «дойная корова».
Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.
Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам в организации и за ее пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала.
Как и любой процесс управления, стратегическое управление обязательно включает этапы анализа, собственно планирования и реализации принятого решения (Рис. 2.1).
На этапе стратегического анализа отслеживаются наиболее важные для будущего организации факторы, называемые стратегическими факторами.
Стратегические факторы – это направления развития внешней среды, которые имеют высокую вероятность реализации в будущем и высокую вероятность влияния на функционирование организации.
Рисунок 2.1 Этапы стратегического менеджмента
Внешняя
среда
Формирование
стратегии Ресурсы
Оценка Организационная
стратегии структура
Выбор Система
Цель анализа стратегических факторов – выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (SWOT – анализ). Хорошо проведенный управленческий анализ, дающий реальную оценку его ресурсов и возможностей, является отправной точкой разработки стратегии организации.
Для сложившейся ситуации на рынке, наиболее приемлемой и эффективной будет стратегия дифференциации. Это позволит организации обособить свои услуги, обеспечить более высокое качество их выполнения.
Миссия организации
Важными базисными элементами
стратегического менеджмента
Миссия – это предназначение организации, ее философия. Миссия помогает определить, чем занимается организация: каковы ее сущность, масштабы, перспективы и направления роста. При этом она фокусирует внимание на потребителе, так как миссия чаще всего определяется с точки зрения интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются организацией. Таким образом, определение миссии тесно связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу организация может принести потребителям, достигая при этом большего успеха?».
Миссия Думы автономного округа определена и выражена в ее функциях (целях), главными из которых являются:
- принятие плана законопроектных работ на очередной год;
- анализ федерального законодательства;
- разработка новых и анализ уже принятых окружных нормативных актов;
- принятия законов, действующих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для стабилизации экономики предприятий и повышения качества жизни населения округа.
Задачи и цели организации налагают определенный «отпечаток» на всю его деятельность, в том числе и на выработку стратегических планов. Дума автономного округа, являясь законодательным органом государственной власти, не вправе самостоятельно переориентировать свои цели (миссию). В этой связи, стратегические задачи организации сводятся к управлению силами и средствами для выполнения поставленных целей.
Миссия имеет большое значение для коммуникации внутри организации (позволяет сотрудникам лучше понять ее деятельность, а руководителям иметь долгосрочные ориентиры) и вне его.
Следующий этап связан с определением общих долгосрочных целей организации. В рамках стратегии дифференциации, выбранной для организации, можно выделить восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.