Стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 06:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления современной организацией.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику стратегического управления в организации.
2. Рассмотреть технологию стратегического управления в менеджменте.
3. Проанализировать систему стратегического управления на примере турфирмы «Лотос».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Общая характеристика стратегического управления в организации
1.1 Сущность стратегического управления в организации…………..6
1.2 Классификация стратегий предприятия в организации…………9
1.3 Функции и принципы стратегического управления в организации………………………………………………………………………12
Глава 2 Технология стратегического управления в менеджменте
2.1 Методы и технология стратегического менеджмента в организации……………………………………………………………………..15
2.2 Система стратегического управления в организации…………….20
2.3 Методика принятия стратегических управленческих решений…………………………………………………………………………..22
Глава 3 Стратегическое управление на примере организации «Лотос»
3.1 Общая характеристика организации «Лотос»……………………27
3.2 Анализ системы стратегического управления в организации «Лотос»………………………………………………………………………….29
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления в организации «Лотос»………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 80.29 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

    Глава 1 Общая характеристика стратегического управления в организации

    1. Сущность стратегического управления в организации…………..6

1.2     Классификация стратегий предприятия в организации…………9

          1.3 Функции и принципы стратегического управления в     организации………………………………………………………………………12

    Глава 2 Технология стратегического управления в менеджменте

           2.1  Методы и технология стратегического менеджмента в    организации……………………………………………………………………..15

           2.2 Система стратегического управления в организации…………….20

           2.3 Методика принятия стратегических управленческих   решений…………………………………………………………………………..22

    Глава 3 Стратегическое управление на примере организации «Лотос»

           3.1 Общая характеристика организации «Лотос»……………………27

           3.2 Анализ системы стратегического управления в организации «Лотос»………………………………………………………………………….29

           3.3 Рекомендации по совершенствованию системы стратегического                     управления в   организации «Лотос»………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………...38

 

 

Введение.

 

     Стратегическое управление в организации для российской экономики — новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

До перехода на рыночную экономику в определенных организациях и предприятиях применялись современные  по тому времени системы целевого управления (комплексные системы  управления качеством продукции  и др.), в рамках которых осуществлялось оперативное управление различными видами и областями деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие  субъекты оказались вне стратегического  управления.

Стратегическое управление — это подсистема менеджмента  организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролю стратегии организации.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем  самым создать возможность своевременной  ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в  ее внешней среде: на рынках товаров  и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

 

 

Формирование стратегии  – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента  обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального  характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех  пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия  с внешней рыночной средой.

Оказаться без стратегического  управления — значит, подвергнуть  риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

 Цель работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления современной организацией.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Дать характеристику стратегического управления в организации.
  2. Рассмотреть технологию стратегического управления в менеджменте.

3. Проанализировать систему стратегического управления на примере турфирмы «Лотос».

 

 

 

 

Глава 1 Общая характеристика стратегического управления в организации

 

    1. Сущность стратегического управления в организации

    

     Становление  стратегического менеджмента как  самостоятельной  области исследования  и управленческой практики прошло  в четыре этапа:

     1.Бюджетирование  и контроль. Представление  о  стабильной среде организации,  как внутренней, так и внешней:  существующие условия деятельности  фирмы (технологии, конкуренция,  степень доступности ресурсов, уровень  квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся.  Они являются  важнейшими  методами  управления, однако в настоящее  время более точно определена  область их успешного применения.

     2.Долгосрочное  планирование. Он  основывается на  выявлении  текущих изменений  определенных экономических показателей  деятельности организации и экстраполяции  выявленных тенденций  в будущее.

     3.Стратегическое  планирование. Этот подход основывается  на выявлении трендов не только  экономического развития  корпорации, но и среды ее существования.  Нестабильность среды  при  этом  рассматривается как решающий  фактор планирования.

    4.Стратегический  менеджмент. Подобно стратегическому  планированию, стратегический менеджмент  основывается на изучении изменений  во внешней среде организации.  Предполагает  установление ясно  определенных целей и разработку  путей их достижения на основе  использования сильных сторон  организации[5, ст. 48].

Сущность стратегического  управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:

  1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
  3. Каким способом достичь желаемого результата?

Для решения первого вопроса  необходима информационная основа с  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность для стратегического  управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  данного этапа являются имеющиеся  или доступные ресурсы, система  управления, организационная структура  и персонал, который будет реализовывать  данную стратегию.

Важно отметить что, стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение  адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды.

 В научной и методической  литературе представлено достаточное  количество вариантов определений  стратегического менеджмента, которые  акцентируют внимание на тех  или иных аспектах этого сложного  управленческого процесса. Однако  они все сводятся  к одному  из трех подходов:

  • анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;
  • цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
  • деятельностный  подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

      Таким образом, стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое:

  • осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ;
  • ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
  • опирается на человеческий потенциал, как основу организации.

Система стратегического  управления, получившая развитие на современном  этапе, предусматривает:

- выделение ресурсов корпорации  под стратегические цели независимо  от фактической структуры управления  производственно хозяйственной  деятельностью;

- создание центров руководства  каждой стратегической целью;

- оценку и стимулирование  производственных подразделений  и их руководителей по степени  достижения стратегических целей.

Это в совокупности позволяет  организации выживать и развиваться, достигая своей цели в долгосрочной перспективе.

Объектами стратегического  управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и  функциональные зоны организации.

Предметом стратегического  управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Стержнем стратегического  управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных  конкретных предпринимательских, организационных  и трудовых стратегий. Стратегия - это  заранее спланированная реакция  организации на изменение внешней  среды, линия ее поведения, выбранная  для достижения желаемого результата.

     Таким образом,  можно определить, что стратегическое  управление – это такое управление  организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как  основу организации, ориентирует  производственную деятельность  на запросы потребителей, осуществляет  гибкое регулирование и своевременные  изменения в организации,  отвечающие  вызову со стороны  окружения   и позволяющие добиваться конкурентных  преимуществ, что в результате  позволяет организации выживать  и достигать своей цели в  долгосрочной перспективе.

 

 

1.2 Классификация  стратегий предприятия в организации

 

 

     Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

     Стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. 
     В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели. Такая концепция включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Обычно стратегия  разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия. 
     Вместе с тем, как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

     В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:

  1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
  2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
  3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
  4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Информация о работе Стратегическое управление