Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:26, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа экономической литературы определить сущность стратегии предприятия, ее типы и их значение, а так же рассмотреть стратегию на примере предприятия ОАО «ДЭП № 114» . Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
раскрыть сущность стратегии предприятия и ее типы
изучить выбор разработку стратегии предприятия, достоинства и недостатки стратегии
познакомиться с историей и структурой ОАО «ДЭП №114»
рассмотреть стратегию ОАО « ДЭП №114»
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
Сущность стратегии предприятия.
5
1.1.
Понятие и типы стратегии предприятия
5
1.2.
Содержание стратегии
14
1.3
Разработка стратегии
16
1.3.1.
Шаги определения стратегии предприятия
16
1.3.2.
Выбор стратегии
19
1.3.4
Трудности и специфика разработки стратегии в России
22
2.
ОАО «Дорожно-эксплуатационное предприятие №114» (ОАО «ДЭП №114»).
24
2.1
Характеристика предприятия
24
2.2
Оценка действующей стратегии предприятия
28
2.3
Оценка и анализ макросреды предприятия.
30
2.4
Обследование сильных и слабых сторон предприятия
31
2.5
Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия.
34
Заключение
40
Список используемой литературы
1.3.2 Выбор стратегии
Выбор стратегии предприятия осуществляется руководством на основе анализа внешней и внутренней среды (SWOТ-анализа), а также характера и сущности реализуемых стратегий.
При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут продолжать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой стороны открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.
Проведя анализ внешней среды,
руководство переходит к
1) маркетинг
2) финансы (бухгалтерский учет)
3) производство
4) персонал
5) организационная культура и имидж организации.
В результате руководство выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства и те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.
Анализ внешней и внутренней среды может проводиться с помощью SWOT - анализа. На основе SWOT-анализа строится SWOT-матрица, в которой сопоставляются сильные стороны и слабые стороны с возможностями и угрозами. (Рисунок 4)
Сильные стороны 1 2 3 |
Слабые стороны 1 2 3 |
||
Возможности
1 2 3 |
Поле «сильные стороны и возможности» («СИВ») |
Поле «слабые стороны и возможности» («СЛВ») |
|
Угрозы
1 2 3 |
Поле «сильные стороны и угрозы» («СИУ») |
Поле «слабые стороны и угрозы»(«СЛУ») |
|
Рисунок 4 - SWOT-матрица
Таким образом, можно выявить проблемы предприятия, и для их устранения выбрать соответствующую стратегию.
Сильные стороны отрасли и сильные стороны организации зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста. Ведущие сильные предприятия должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемые их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для предприятия отраслях, обладающих большими задатками для роста.
Слабые предприятия должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстро растущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приводит желаемому состоянию, предприятие должно реализовать одну из стратегий сокращения.
А. Томпсон и А. Стрикланд предложили следующую матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка на продукцию и конкурентной позиции предприятия (рисунок 5).
Быстрый рост рынка
II квадрат стратегий
1.пересмотр стратегий
Концентрации
2.горизонтальная интеграция
4.ликвидация
Слабая конкуренция
III квадрат стратегий
1. сокращение расходов
2. диверсификация
3. сокращение
4. ликвидация отрасли
Малый рост рынка
Рисунок 5 - Матрица Томпсона и Стрикланда
Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии, в конечном счете, подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению предприятием своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии.
1.3.3 Трудности и специфика разработки стратегии в России.
Крайний дефицит достоверной рыночной информации делает доступной в лучшем случае оценку на качественном уровне. В самом деле, категория “доля рынка” предполагает, как минимум, знание общего объема рынка (хотя бы регионального) по заданному виду продукта. Для современной экономики с огромным теневым сектором, получение такой информации из доступных официальных источников невозможно, а проведение собственными силами полевых исследований потребует непомерных затрат. Данные об объеме рынка ближайших конкурентов также чрезвычайно труднодоступны, даже если предположить, что эти конкуренты достаточно точно определены и осведомлены.
Большая часть классических
западных методик – очень относительны
и теоретизированы. Пример: методика
разбиения матрицы БКГ на базовые
квадранты обоснованно вызывает
некоторое непонимание у
Причины, по которым российские предприятия имеют традиционную специфику:
Одна из причин, по которым методы анализа не распространены среди руководителей и даже маркетологов – не знание математического аппарата, который используется. Наследие гигантомании. В советской экономике приоритетным было развитие промышленности (так называемая группа “А”). В результате, в наследие досталась фондоемкая экономика, с отраслевыми и градообразующими монстрами. Огромный масштаб и низкая эффективность производства с одной стороны, и неудовлетворенность потребностей домашних хозяйств в элементарных товарах (пища и одежда) – только одно из последствий такого экономического уклада.
Указанные причины позволяют утверждать, что крайне редкое применение стратегического подхода, матричного, и математических практических инструментов анализа и планирования, обусловлено, в основном, несовершенством информационно-экономического пространства.
2. ОАО «Дорожно-эксплуатационное предприятие №114» (ОАО «ДЭП №114»).
2.1 Характеристика предприятия.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «ДЭП №114», созданное в 1972 году.
Предприятие относится к дорожной отрасли. Сегодня дорожная отрасль является одним из важнейших элементов производственной и социальной инфраструктуры страны. От качества автомобильных дорог зависит здоровье всей экономики. Основу автодорожной сети Краснодарского края составляют 1318,4 км дорог, находящиеся в федеральной собственности и 9527,3 км дорог в собственности Краснодарского края. ОАО «ДЭП №114» обслуживает 225,848 км дорог общего пользования. Финансирование дорог, находящихся в государственной собственности Краснодарского края осуществляется за счет средств краевого бюджета (целевой бюджетный дорожный фонд) и федерального (субсидии из федерального бюджета). Эти средства расходуются на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений, реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
Открытое акционерное общество «Дорожное эксплуатационное предприятие №114» (сокращенное название – ОАО «ДЭП №114»), место нахождения: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Новокубанск.
Общество является юридическим лицом.
Началом существования предприятия является 1972 год. На базе двух дорожных организаций: Армавирского ДЭУ №482 и Новокубанского ПДУ №2314 было создано Новокубанское дорожное ремонтно-строительное управление (сокращенное название – ДРСУ). В 2002 году Новокубанское ДРСУ переименовано в Федеральное государственное учреждение «Дорожное эксплуатационное предприятие №114». В декабре 2005 года ФГУ ДЭП №114 преобразовано в открытое акционерное общество «Дорожное эксплуатационное предприятие №114».
Общая численность ОАО «ДЭП №114» - 116 человек. Из них 22 инженерно-технических работника, 94 работника рабочих профессий.
В своем составе предприятие имеет 6 производственных подразделений (приложение №1):
Участок производства работ выполняет работы по ремонту и рекомендации автомобильных дорог: устройство асфальтобетонных оснований и покрытий дорог; устройство гравийных покрытий дорог; устройство пешеходных дорожек и площадок; работ по обустройству и благоустройству дорог.
Общее руководство, данным участком осуществляет производитель работ. В его подчинении находятся 24 человека разных профессий: машинист укладчика асфальтобетона, асфальтобетонщики, машинисты автогрейдера, машинисты катка, водители автомобиля, трактористы, дорожные рабочие. Непосредственным руководством при выполнении работ на объекте занимается мастер строительных и монтажных работ.
Участки №1, №2, №3 выполняют работы по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Это комплекс осуществляемых в течение всего года работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями, полосой отвода, элементами обстановки дорог; организации и безопасности движения.
В составе каждого участка: дорожные рабочие, трактористы, водители автомобиля. Руководство каждым участком осуществляет мастер дорожный. Всего на содержание автодорог предприятия, задействовано 40 человек рабочих профессий.
Асфальтобетонный завод занимается приготовлением и выпуском асфальтобетонной смеси.
Возглавляет данный участок мастер АБЗ. Под его непосредственным руководством находятся 13 человек: асфальтобетонщики-варильщики, дробильщики, машинисты смесителя асфальтобетона, водитель автомобиля и др.
Участок подсобного производства занимается ремонтом автотранспорта, техники и механизмов.
На этом участке задействовано 18 человек: слесари по ремонту автомобилей, слесари по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, токарь, электорогазосварщики и другие профессии, необходимые для обеспечения бесперебойной работы транспорта и механизмов. Руководят данным участком главный механик и заведующий ремонтно-механическим мастерскими.
Организационная структура ОАО «ДЭП №114» включает в себя 9 отделов (приложение №2):
Информация о работе Стратегии предприятия: сущность, основные типы и их значение