Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:26, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа экономической литературы определить сущность стратегии предприятия, ее типы и их значение, а так же рассмотреть стратегию на примере предприятия ОАО «ДЭП № 114» . Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
раскрыть сущность стратегии предприятия и ее типы
изучить выбор разработку стратегии предприятия, достоинства и недостатки стратегии
познакомиться с историей и структурой ОАО «ДЭП №114»
рассмотреть стратегию ОАО « ДЭП №114»
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
Сущность стратегии предприятия.
5
1.1.
Понятие и типы стратегии предприятия
5
1.2.
Содержание стратегии
14
1.3
Разработка стратегии
16
1.3.1.
Шаги определения стратегии предприятия
16
1.3.2.
Выбор стратегии
19
1.3.4
Трудности и специфика разработки стратегии в России
22
2.
ОАО «Дорожно-эксплуатационное предприятие №114» (ОАО «ДЭП №114»).
24
2.1
Характеристика предприятия
24
2.2
Оценка действующей стратегии предприятия
28
2.3
Оценка и анализ макросреды предприятия.
30
2.4
Обследование сильных и слабых сторон предприятия
31
2.5
Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия.
34
Заключение
40
Список используемой литературы
Взаимосвязь и подчиненность органов управления ОАО «ДЭП №114» изображена в структурной схеме органов управления предприятия (приложение №3).
Управление – общее руководство хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия. Организация работы всех структурных подразделений. Обеспечение и расстановка квалифицированных кадров предприятия.
Отдел по учету имущества – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации.
Планово-производственный отдел – осуществляет работу по экономическому планированию на предприятии, разрабатывает проекты текущих планов предприятия по всем видам деятельности, в соответствии с заказами и заключенными договорами. Осуществляет контроль и учет за выполнением плановых заданий подразделений предприятия. Проводит анализ и составляет отчетность по производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия.
Основное производство – организует работы по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и сооружений на них.
Служба содержания и эксплуатации автодорог - выполняет работы по обеспечению бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта по автодорогам района.
Асфальтобетонный завод – выполняет работы по приготовлению асфальтобетонных смесей для выполнения работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог.
Группа лабораторного контроля – осуществляет контроль качества поступающих дорожно-строительных материалов. Осуществляет постоянный контроль качества производства работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог, контролирует соблюдение технологии производства работ.
Отдел по охране труда и технике безопасности - осуществляет контроль соблюдения на предприятии и в его подразделениях правил охраны труда. Изучает условия труда на рабочих местах, вносит предложения о внедрении и применении необходимых средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Разрабатывает мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
Отдел оперативной связи, координации перевозок, ремонта машин и механизмов – обеспечивает оперативный контроль над ходом производства, ритмичную и бесперебойную работу всех видов транспорта и механизмов. Ведет учет автотранспорта и механизмов, организует его ремонт о техническое обслуживание.
2.2 Оценка действующей стратегии предприятия
Важнейшим аспектом активности является качество реализуемой стратегии. Качественная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы.
Действующие стратегии нельзя оценить каким-либо одним обобщенным показателем, поскольку они затрагивают многие стороны деятельности организации.
В основу этого метода положен такой темп развития предприятия, при котором прибыль растет гораздо более быстрыми темпами, чем все показатели предприятия.
Итак, имеем нормативный ряд:
Тзр<Тс/с<Тмз<Ттп< Тп,
где Тзр- темпы роста заработной платы
Тс/с - темпы роста себестоимости
Тмз - темпы роста материальных затрат
Ттп - темпы роста товарной продукции
Тп - темпы роста прибыли
Заметим, что этот нормативный ряд составлен для стадии роста в жизненном цикле товара, а нам придется изменить этот ряд в соответствии с текущей стадией ЖЦТ.
Для оценки возможности использования стратегии для достижения конечной цели предприятия необходимо рассмотреть следующие технико-экономические показатели ОАО «ДЭП №114» (табл. 1).
Таблица 1
Технико-экономические показатели ОАО «ДЭП №114»
Годы |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
Полная себестоимость, тыс.руб. |
Балансовая прибыль, тыс.руб. |
||
2006 |
46050 |
10469.2 |
43855 |
2195 |
||
2007 |
38920 |
11848.7 |
36650 |
2270 |
||
В таблице 2 представлены темпы
изменения технико-
Таблица 2
Темпы изменения технико-
Периоды |
Темпы роста |
|||||
Выручка о реализации продукции |
Фонд заработной платы |
Полная себестоимость |
Балансовая прибыль |
|||
2007/2006 |
84,5 |
113,2 |
83,6 |
103,4 |
||
Приведем нормативный ряд показателей в соответствие со стадией жизненного цикла товара.
Построим график жизненного цикла предприятия за 2 года (рис. 6).
Рис. 6. График жизненного цикла предприятия
Итак, предприятия находится в стадии зрелости.
Расчеты показали, что в наибольшей степени фактическая структура показателей развития предприятия соответствовала эталонной структуре в 2006 г., что говорит о правильном выборе и реализации стратегии и ориентиров развития предприятия.
Значительное снижение показателей в 2007 г. связано, прежде всего, с резким ростом себестоимости продукции. Для исправления ситуации необходимо предпринять все возможные меры для снижения себестоимости и увеличения объемов реализации продукции, чтобы увеличить объем прибыли предприятия.
2.3 Оценка и анализ макросреды предприятия
Рассмотрим анализ макроокружения ОАО «ДЭП № 114». Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, а также мнения и заключения экспертов.
Внешние факторы влияют на предприятие больше, чем соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Сюда также относится платежеспособность населения, общая ситуация в стране и т.д.
Качественная характеристика макросреды предприятия требует подробного описания 5 основных сфер: политической, экономической, технологической, социально-демографической и экологической.
Наибольшее влияние на
предприятие оказывают
Анализ внешней среды позволяет выявить критические факторы и установить угрозы и возможности.
К угрозам следует отнести дефицит государственного бюджета, сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи. Финансовое положение ОАО «ДЭП № 114» напрямую зависит от экономической ситуации в Краснодарском крае. При небольшом поступлении средств из бюджета и жесткой налоговой политике фирма теряет значительную часть прибыли. Поэтому экономическая и политическая стабильность в крае является залогом успешного существования фирмы.
К возможностям можно отнести применение новых технологий, производство использование новых видов более качественного сырья и материалов, а также техники.
2.4. Обследование сильных и слабых сторон предприятия
Выявив относительные преимущества организации в конкуренции, составляют перечень ее сильных и слабых сторон. Этот перечень для разных организаций специфичен и определяется ее особенностями, факторами внутренней среды. Результаты анализа факторов, позволяющих составить комплексное представление о внутренней среде ОАО «ДЭП № 114» и о ее слабых и сильных сторонах, отражены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ внутренней среды
Аспект среды |
Сильные стороны предприятия |
Слабые стороны предприятия |
|
1. Производство |
- покупка нового более совершенного оборудования |
- использование морально устаревшего оборудования |
|
2. Финансы |
- Высокая скорость оборота
денежных средств, активов, |
- Низкая платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия |
|
3. Кадры |
- низкая текучесть кадров,
что обусловлено - средний возраст персонала около 30 лет, благодаря чему создается потенциал для повышения квалификации персонала. - применение сдельной системы оплаты труда, при которой работник прямо заинтересован в результатах своей деятельности. - активное взаимодействие руководства предприятия и рядовых сотрудников, что позволяет совместно решать актуальные производственные задачи |
- отсутствие четкой программы обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров.
- отсутствие специальных мест отдыха для рабочих. |
|
Аспект среды |
Сильные стороны предприятия |
Слабые стороны предприятия |
|
4. Руководство |
- высокий уровень квалификации и наличие большого опыта работы управленческого персонала. - компактная и гибкая структура управления предприятием |
- нерациональная структура управления предприятием. |
|
5. Инновации |
-введение нового |
- отсутствие собственных разработок на предприятии в области технологий производства |
|
6. Маркетинг |
-существование долговременных заказчиков: *Управление авто дорог Краснодарского края; *Новокубанское городское поселение; *Советское сельское поселение и многие другие, и поставщиков: *ЗАО «ДСУ-4» г. Армавир; * «Лабинскнерудкомплект» г. Лабинск; *ОАО «Славянское ДРСУ» *Курганинская битумная база.
|
- слабое развитие комплекса маркетинга на предприятии. - существуют сезонные колебания спроса. |
|
Под сильными сторонами организации
понимают все, что обеспечивает ей преимущества
над конкурентами. Слабые стороны
организации - это то, что не позволяет
ей достичь преимуществ над
2.5. Разработка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия
Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, как и то, какие возможности могут открыться для нее. Поэтому в стратегическом анализе особый упор необходимо делать на то, - какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.
Возможность - это тот фактор из внешней среды и среды непосредственного окружения, который может повлиять положительно на предприятие (внутренние сильные стороны тоже могут дать направление поиска возможностей).
Угроза - тот фактор одной из указанных выше сред, который может повлиять на предприятие отрицательно в будущем (слабые внутренние стороны предприятия могут указать на вероятные угрозы в будущем).
Для того чтобы определить направление деятельности предприятия в области реализации возможностей и предотвращения угроз необходимо найти точки их соприкосновения в деятельности предприятия.
Для сведения итогов анализа среды предприятия и выработки стратегических альтернатив его развития рекомендуется применять метод SWOT (сокращенно с англ. - силы, слабости, возможности, угрозы). Данный подход является широко признанным в качестве аналитического инструмента для планирования и разработки стратегии.
Методология SWOT анализа заключается в последовательном установлении цепочек связей между силами, слабостями, угрозами и возможностями и формировании на их основе стратегических альтернатив.
Для проведения SWOT- анализа необходимо, прежде всего, оценить возможности и угрозы с точки зрения вероятности их реализации и степени влияния на организацию. Для этих целей были построены матрицы возможностей и угроз, в которых представлены наиболее важные с моей точки зрения возможности и угрозы (рис. 7 и 8).
Вероятность использования возможности |
Влияние реализации возможностей на деятельность предприятия |
|||
сильное |
умеренное |
малое |
||
Высокая |
Снижение налогового бремени на предприятия |
|||
Средняя |
Покупка современного, но более дешевого оборудования |
|||
Низкая |
||||
Информация о работе Стратегии предприятия: сущность, основные типы и их значение