Стратегии рыночного поведения фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:09, реферат

Описание

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Главным этапом реформ собственности в России явилась приватизация, направленная, прежде всего, на массовое разгосударствление российской экономики и создание конкурентной среды, обеспечивающей условия для демонополизации народного хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

реферат по алисе.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ.

     Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  рынок (в широком значении) - такая  организация в обществе, при которой  фирмы, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как  эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.

       Рынок подсистема общей системы  товарного хозяйства, представляет  собой сферу товарно-денежного  обращения, товарооборота, выявляющую  и устанавливающую общественно  необходимые затраты труда на  производство товаров и услуг. В сфере товарно-денежного обращения происходят еще два очень важных социально-экономических процесса. Во-первых, здесь продолжается перераспределение прибавочного, а иногда и необходимого продукта, созданного товаропроизводителями. В силу действия не только объективных, но и субъективных, случайных причин на рынке довольно часто совершаются неэквивалентные, спекулятивные сделки купли-продажи. Поэтому одни чрезмерно обогащаются, другие теряют свои заработанные доходы. Во-вторых, в результате акта купли-продажи товара меняются субъекты собственности. Когда товар продан, у него появляется новый хозяин, который согласно законам рынка (закрепленным, как правило, юридическими нормами) по своему усмотрению пользуется и распоряжается приобретенной вещью или другими благами.

       Реформы отношений собственности  являются важнейшим элементом  перехода к рыночной экономике.  Главным этапом реформ собственности  в России явилась приватизация, направленная, прежде всего, на  массовое разгосударствление российской  экономики и создание конкурентной среды, обеспечивающей условия для демонополизации народного хозяйства.

       К настоящему времени приватизация  в России в основном выполнила  первую важнейшую из возложенных  на нее задач разгосударствление  российской экономики. К такому выводу в частности пришли исследователи из Института экономики переходного периода. Однако, другая задача не менее важная, связанная с демонополизацией народного хозяйства, по-прежнему, весьма актуальна.

       Конечно, той степени монопольной  экономической власти государства сейчас не существует, но на смену ей пришла власть так называемых естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в жизненно важных отраслях народного хозяйства. Хотя существуют и противоположные точки зрения. Так некоторые исследователи, полагают, что выводы о высокой степени монополизации российской экономики сильно преувеличены. По их мнению, оценку монополизации экономики необходимо проводить не по отраслевому, а по продуктовому принципу. А проведенные ими исследования степени эластичности товаров и услуг российских монополий, говорят о том, что лишь десятая часть этих товаров и услуг обладает эластичностью большей единицы. Это говорит о том, что российские монополии не способны извлечь сколь либо ощутимой прибыли от манипулирования ценой на свои товары и услуги.

       Тем не менее, вопрос об экономической  эффективности функционирования  российских монополий, и связанный  с ним вопрос об их реформировании  и регулировании по-прежнему остается  открытым.

     Целью данной работы является рассмотрение стратегий рыночного поведения фирмы.

     1.  Рынок. Сущность, функции, структура  рынка, место и  роль фирмы на  нем.

     1.1. Понятие рынка.

     Можно дать несколько определений рынка.

         Рынок – это обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

         Рынок – это механизм взаимодействия  покупателей и продавцов,  иными словами, отношение спроса и предложения.

         Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами,  связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

         Рынок  рассматривают  как  совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного  производства  и обращения.  В книге Ф. Котлера  рынок  характеризуется  как  совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В  книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм,  который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

         Интересно высказались о рынке  американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой  разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические  решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения,  какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей   –   что и как производить; владельцы факторов  производства  –  кому и как эти товары продавать.

         Рынок является фундаментом для  понимания ключевых путей   экономического развития и путей повышения эффективности на микро-  и  макроуровне.  Его сущность отражает совокупность отношений товарного    обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом.  Вполне  обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет  собой определенную систему экономических отношений между продавцами  и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические   отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как  цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

     1.2. Сущность рынка.

     Углубленное понимание категории  «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре  сферы экономической деятельности:

    • Производство.
    • Распределение.
    • Обмен.
    • Потребление.

         Хотя конечная, естественная цель  экономической жизни – это  потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает  товарную массу. Изменение производственной сферы – это ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

         Однако между производством и  потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система,  определяющая, кому достанутся непосредственные результаты    производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль  в формировании социальных отношений между людьми, в определении  материального положения различных слоев общества.

         Но распределение – это не  только следствие производства. От  того,  как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

         Хотя обмен занимает третье  место в иерархии сфер экономики,  он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на  производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка.  Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе  общественного  хозяйства, а поэтому и развитие  рынка  как совокупности  отношений  товарного  обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

     1.3. Функции рынка.

       Утвердившиеся в обществе рыночные  отношения оказывают   огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд  существенных функций.

     Функции бывают:

         1. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

         2. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

         3. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.   

         4. Регулирующая – самая важная. Рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

         5. Санирующая - Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

         6. Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

     1.4. Структура рынка.

     1. по объектам рынка:

    • рынок товаров и услуг
    • рынок капиталов
    • рынок труда
    • финансовый рынок
    • рынок информации

     2. по географическому положению:

    • местный
    • региональный
    • национальный
    • мировой

     3. по механизму функционирования:

    • рынок свободной конкуренции
    • монополизированный рынок
    • регулируемый рынок

     4. по степени насыщенности:

    • равновесный рынок
    • дефицитный рынок
    • избыточный рынок
 

     5. в соответствии с действующим законодательством:

    • легальный рынок
    • нелегальный рынок
 

     1.5. Роль фирмы в  конкурентной борьбе  на рынке. 

     По  мнению известного специалиста по маркетингу Ф.Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть четыре роли. Роль зависит от доли фирмы на рынке:

       Лидер (доля на рынке – 40%) ощущает себя уверенно или увереннее других. Однако его пытаются многие догнать, поэтому он часто первым проявляет инициативу в области цен на новые товары, стимулирования спроса.

       Претендент на лидерство (доля на рынке – 30%) ощущает себя уверенно, только если атакует первым.

       Последователь или Ведомый (доля на рынке – 20%) – эта роль заключается в следовании за лидером на значительном расстоянии, экономя силы и средства.

       Окопавшийся в рыночной нише (доля на рынке – 10%) – с этой роли, как правило, начинают новички. Это поиск рыночной «ниши» достаточно удовлетворительных размеров и прибыльности. Удачно для новичка, если он находит нишу с возможностями роста, но не слишком привлекательную для конкурентов, специализируется на определенной деятельности и обретает своего потребителя.

       Привлечь потребителя можно только  предложением товара, который имеет  преимущества по сравнению с  товарами – соперниками по  удовлетворению нужд потребителя. 
 
 
 

     2. Стратегии рыночного поведения фирмы. 

     Стратегии рыночного поведения — это генеральные программы действий на длительную перспективу, выявляющие приоритеты проблем и ресурсов для достижения основных целей предприятия. 

       Тактика рыночного поведения — состоит из мер по реализации целей товаропроизводителей в короткий период времени в соответствии с выбранной стратегией. 

       Стратегия и тактика рыночного  поведения товаропроизводителя  зависят от целей и направлений  развития предприятия (фирмы): экстенсивного, интенсивного, интегрированного, диверсифицированного. 

       Экстенсивное развитие предполагает, что предприятие практически не изменяет ранее поставленных целей, а ставит задачу увеличить объем продаж и прибыль на своем сегменте рынка. 

       Интенсивное развитие предопределено  тем, что экстенсивный путь  исчерпал себя, и нужно выходить  на новые рынки либо разрабатывать  модификации существующего товара. 

       Интегрированное развитие предполагает обеспечить увеличение доходов на основе объединения с другими предприятиями с использованием их опыта и ресурсного потенциала (консорциумы, ассоциации и т. п.). 

     Диверсифицированное развитие означает, что предприятие разрабатывает принципиально новые товары, осваивает новые виды деятельности.

Информация о работе Стратегии рыночного поведения фирмы