Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:09, реферат
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Главным этапом реформ собственности в России явилась приватизация, направленная, прежде всего, на массовое разгосударствление российской экономики и создание конкурентной среды, обеспечивающей условия для демонополизации народного хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой фирмы, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.
Рынок подсистема общей
Реформы отношений
К настоящему времени
Конечно, той степени
Тем не менее, вопрос об
Целью данной работы является рассмотрение стратегий рыночного поведения фирмы.
1. Рынок. Сущность, функции, структура рынка, место и роль фирмы на нем.
1.1. Понятие рынка.
Можно дать несколько определений рынка.
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это механизм
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.
Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.
Рынок является фундаментом
1.2. Сущность рынка.
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:
Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. Изменение производственной сферы – это ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.
Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.
Хотя обмен занимает третье
место в иерархии сфер
1.3. Функции рынка.
Утвердившиеся в обществе
Функции бывают:
1. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
2. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
3. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
4. Регулирующая – самая важная. Рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
5. Санирующая - Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
6. Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.
1.4. Структура рынка.
1. по объектам рынка:
2. по географическому положению:
3. по механизму функционирования:
4. по степени насыщенности:
5. в соответствии с действующим законодательством:
1.5.
Роль фирмы в
конкурентной борьбе
на рынке.
По мнению известного специалиста по маркетингу Ф.Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть четыре роли. Роль зависит от доли фирмы на рынке:
Лидер (доля на рынке – 40%) ощущает себя уверенно или увереннее других. Однако его пытаются многие догнать, поэтому он часто первым проявляет инициативу в области цен на новые товары, стимулирования спроса.
Претендент на лидерство (доля на рынке – 30%) ощущает себя уверенно, только если атакует первым.
Последователь или Ведомый (доля на рынке – 20%) – эта роль заключается в следовании за лидером на значительном расстоянии, экономя силы и средства.
Окопавшийся в рыночной нише (доля на рынке – 10%) – с этой роли, как правило, начинают новички. Это поиск рыночной «ниши» достаточно удовлетворительных размеров и прибыльности. Удачно для новичка, если он находит нишу с возможностями роста, но не слишком привлекательную для конкурентов, специализируется на определенной деятельности и обретает своего потребителя.
Привлечь потребителя можно
2. Стратегии
рыночного поведения
фирмы.
Стратегии
рыночного поведения — это генеральные
программы действий на длительную перспективу,
выявляющие приоритеты проблем и ресурсов
для достижения основных целей предприятия.
Тактика рыночного
поведения — состоит из мер по реализации
целей товаропроизводителей в короткий
период времени в соответствии с выбранной
стратегией.
Стратегия и тактика рыночного
поведения товаропроизводителя
зависят от целей и
Экстенсивное развитие предполагает,
что предприятие практически не изменяет
ранее поставленных целей, а ставит задачу
увеличить объем продаж и прибыль на своем
сегменте рынка.
Интенсивное развитие
Интегрированное развитие предполагает
обеспечить увеличение доходов на основе
объединения с другими предприятиями
с использованием их опыта и ресурсного
потенциала (консорциумы, ассоциации и
т. п.).
Диверсифицированное развитие означает, что предприятие разрабатывает принципиально новые товары, осваивает новые виды деятельности.