Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:09, реферат
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Главным этапом реформ собственности в России явилась приватизация, направленная, прежде всего, на массовое разгосударствление российской экономики и создание конкурентной среды, обеспечивающей условия для демонополизации народного хозяйства.
Рассмотрим
различные стратегии рыночного поведения.
2.1.
Стратегия рыночного
поведения фирмы в условиях
совершенной конкуренции.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все силы соперничества как между продавцами, так и между покупателями.
В чем же проявляется соперничество? Среди производителей оно проявляется в предложении новых товаров, улучшении качества уже выпускаемых, мерах по продвижению их на рынок и т.п. Среди потребителей соперничество может выражаться в стремлении получить новые скидки, в поисках более выгодных поставщиков и т.д.
Различие соперничества и конкуренции возникло лишь с появлением и развитием теории строения рынка. В современном понимании термин "соперничество" относится к действительному поведению, тогда как термин "конкуренция" относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.
Совершенная конкуренция - такая организация рынка, при которой каждое предприятие может продавать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает. А на уровень цен не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Рынок совершенной конкуренции - это рынок, где удовлетворяются условия совершенной конкуренции.
Модель
совершенной конкуренции основана на
ряде допущений относительно организации
рынка.
1.
Рынок состоит из многих
2.
Малость и множественность.
Доля
каждой фирмы на рынке отрасли
незначительна, так что ни одна из
них не способна сколько-нибудь существенно
влиять на цену продукта. На конкурентном
рынке фирма, руководствуясь текущей ценой,
выступает как "прайс-тейкер". Поэтому
в условиях совершенной конкуренции кривая
спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна,
т.е. абсолютно эластична.
В
случае увеличения объема производства
отдельной фирмой, выступающей на
рынке, общий отраслевой выпуск изменяется
незначительно и влияния на рыночную
цену товара не оказывает. Общая выручка
предприятия TR изменяется пропорционально
изменению выпуска продукции, средняя
и предельная выручка от ее реализации
равны и совпадают с ценой (P = AR = MR). Малость
субъектов рынка предполагает и их множественность,
т.е. наличие на рынке большого числа мелких
продавцов и покупателей. Малость и множественность
субъектов рынка предполагают отсутствие
(формальных и неформальных) соглашений
(сговора) между ними с целью обретения
монопольных преимуществ на рынке.
3.
Отсутствуют входные барьеры
для вступления в отрасль
4.
Полная информированность всех
участников рынка. Информация
о ценах, технологии и
5.
Субъекты рынка действуют
Итак,
совершенная конкуренция
В
условиях совершенной конкуренции
предприятие является ценополучателем.
Оно может максимизировать свою прибыль
лишь приспособив объем выпуска к условиям
товарного рынка, с одной стороны, или
к обусловленным технологией собственным
затратам - с другой, но оно не может оказать
влияние на цену продукции.
В
краткосрочном периоде постоянные издержки
не оказывают влияния на объем предложения.
Конкурентная фирма, производя продукцию,
максимизирует прибыль только в том случае,
если цена, по крайней мере, не ниже средних
переменных издержек. В противном случае
фирма может уменьшить свои потери за
счет временного прекращения производства.
В краткосрочный период времени кривая
предложения конкурентной фирмы совпадает
с восходящей частью кривой предельных
издержек, лежащей выше точки минимума
средних переменных издержек.
Объем
предложенной рынку продукции по каждой
цене представляет собой сумму объемов
продукции всех фирм на рынке. В краткосрочном
периоде число фирм и их постоянные факторы
представляют собой постоянные величины,
вся продукция производится уже существующими
фирмами. Число фирм, имеющихся на рынке
в краткосрочном периоде фиксировано,
но число функционирующих фирм возрастает,
как правило, по мере роста цен на продукцию,
так как в этом случае фирмы, ранее закрытые
в силу убыточности или получения лишь
нормальной экономической прибыли, открывают
и начинают наращивать свое производство.
Новые фирмы в краткосрочном периоде не
имеют времени на строительство фабрик
и организацию производства, так что вся
продукция производится уже действующими
фирмами.
Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения всех фирм при каждой возможной цене, т.е. представляет сумму по горизонтали индивидуальных кривых предельных издержек всех фирм, работающих на рынке. При этом для каждой фирмы сохраняется условие P = MC. Индивидуальная фирма может получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости. На цену в этом случае оказывают влияние ни один отдельно взятый продавец, а все продавцы вместе взятые.
Детерминантами
рыночного предложения являются:
При совершенной конкуренции фирмы не могут оказывать влияния на цены продаваемого товара. Однако, в долгосрочном периоде они имеют большую гибкость в расширении своих операций и перераспределении своих ресурсов в другие отрасли по сравнению с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.
В длительном периоде всякое предприятие имеет возможность выбора производственной мощности, а значит и большую, чем в коротком периоде возможность изменить объем выпуска. Благодаря же свободе входа в отрасль и выхода из нее, меняется число фирм, ищущих максимум прибыли на данном рынке. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы. Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки, наоборот, усилят уход из данной в более прибыльную отрасль.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство: MR = MC = AC = P
MR - предельный доход
MC - предельные издержки
AC
- средние издержки
В
отрасли с совершенной
В
экономике совершенной
Совершенная
конкуренция как структура
1. Совершенная конкуренция исходит из платежеспособных возможностей, обусловленных неравномерностью распределения доходов, что создает равенство возможностей, но не равенство результатов.
2. Совершенная конкуренция в силу большого количества фирм не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса, особенно фундаментальных исследований.
3. Совершенная конкуренция, как правило, не учитывает разнообразия потребительских запросов, так как одним из ее условий является стандартизация продукции, а, наоборот, ее дифференциация связана с повышением издержек на ее производство, что снижает конкурентоспособность фирмы в совершенной рыночной структуре.
4. Кроме того, совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ.
Ограниченность
совершенной конкуренции
2.2. Стратегия рыночного поведения фирмы в условиях абсолютной монополии.
Хотя
теоретическая концепция
Рассмотрим классификацию рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией.
Один
из видов несовершенной
Монополия спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией.
Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
В реальной экономике развитых стран чистая монополия - такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Вместе с тем и монополиями и свободно конкурирующими фирмами движут одни и те же мотивы. И те и другие стремятся к максимизации прибыли.