Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:09, реферат
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Главным этапом реформ собственности в России явилась приватизация, направленная, прежде всего, на массовое разгосударствление российской экономики и создание конкурентной среды, обеспечивающей условия для демонополизации народного хозяйства.
Имеется ряд обстоятельств, делающих возможным существование монополии. Таким общим условием являются барьеры для входа в отрасль, представляющие ограничители, которые предотвращают появление дополнительных продавцов (покупателей) на рынке монопольной прибыли. Барьеры для входа необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти. В качестве основных типов барьеров, поддерживающих монополии, следует отметить следующие:
1. Некоторые барьеры для входа на рынок есть результат правительственных мер, дающих фирмам исключительное право предоставления определенного вида товаров и услуг на рынок (например, услуги связи, транспорта, основные коммунальные услуги и т.д.);
2. Предоставление патентов и авторских прав, обеспечивающих монопольные позиции в целях изобретения новых продуктов и технологических процессов. Однако исключительные права гарантируются на ограниченный период, а образованная таким образом монополия является временной;
3. Монополия может поддерживаться за счет владения конкретного ресурса, необходимого для создания монополизированного продукта;
4. Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного эффектом масштаба. Это может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступные для "новичков" на рынке).
Соответственно этим обстоятельствам можно выделить следующие виды монополий:
1.
Закрытая монополия - монополия,
защищенная юридическими
2.
Естественная монополия - отрасль,
в которой долгосрочные
С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3.
Открытая монополия - монополия,
при которой одна фирма , по
крайней мере, на некоторое время
становится единственным
В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Такая классификация монополии, в частности, изложенная в работе Эд. Дж. Долана и Д.Е. Линдсея "Рынок: микроэкономическая модель", является весьма условной. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов.
Монополия в чистом виде явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цены и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, предлагаемое на продажу. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью не обязательно быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является то, что кривая спроса на продукцию фирмы, была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы. В этом случае фирма может повышать или понижать цену путем изменения количества предлагаемого ею продукта. Фирма с монопольной властью по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную.
Монопольная власть - это возможность монополии (продавца) повышать цену на свою продукцию при ограничении своего собственного объема производства.
Сосредоточение
в руках монополии
Выступая в качестве единственного производителя товара, монополист находится в уникальном положении. Если он решает повысить цену продукта, ему приходится бояться конкурентов, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Это не означает, что монополист может назначать любую, сколько угодно высокую цену, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить характеристики рыночного спроса и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса.
Пределом монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса: если монополия установит цену на слишком высоком уровне, то объем продажи может значительно сократиться, что приведет к уменьшению прибыли.
Цены, по которым покупается сырье у немонополизированных производителей, не могут долгое время находиться на монопольно низком уровне, так как не смогут обеспечить воспроизводство этой группы производителей.
В
условиях монополии становится другим
и характер зависимости между
уровнем цен и величиной
Цель монополиста: производить такое количество продукции, чтобы MC = MR, и прекращать производство, когда средние издержки (АС) выше средней выручки (AR) при любом объеме производства. Монополист имеет меньший объем производства при более высокой цене производства (при аналогичной отрасли с совершенной конкуренцией и аналогичной функции издержек).
При прочих равных условиях цены при монополии выше существующих на полностью конкурентном рынке. Социальной ценой монополии являются потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.
Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы. Лернер А.П. в 1934 г. предложил индекс, характеризующий монопольную власть:
I = (P - MC) : P = 1 : E,
где I - лернеровский индекс монопольной власти ;
P - монопольная цена;
MC - предельные издержки;
Е - эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р, а I = О. Чем выше I, тем больше монопольная власть. В силу сложности определения реальных предельных издержек на практике их заменяют средними:
I = (P - АС) : Р
Лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии.
Для характеристики монопольной власти используется и индекс Херфиндаля - Хиршмана (HHI), определяющий степень концентрации рынка.
Индекс рассчитывается на основе удельного веса продукции фирмы в отрасли:
где:
N – количество фирм в отрасли;
S - доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли,
при этом S1 ≥ S2 ≥ : ≥ Sn
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой HHI = 1800. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При этом индекс отражает реальное положение рыночной структуры лишь в том случае, если учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
Господство
многоотраслевой монополии
Подрыв монополией внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции дает ей возможность извлекать монопольную прибыль.
Получение
монопольной прибыли
Несмотря
на достаточную монопольную
Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Всегда существуют условия для проникновения в отрасль новых фирм, если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера). При этом чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем более возможна потенциальная конкуренция.
Конкуренция нововведений (новые технологические процессы производства товаров, совершенствование потребительских свойств товара, появление товаров-субститутов). Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. Угроза конкуренции может возникнуть со стороны небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара и т.п. А потому монополист вынужден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цен.
Конкуренция со стороны товаров-заменителей (субститутов). Отношения взаимозаменяемости товаров могут быть сложными и весьма нетривиальными, так что монополизировать производство всех товаров-субститутов часто оказывается невозможным.
Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. В условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны, все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.
Итак, монополия, возникшая из концентрации производства и незащищенная государственной властью, сталкивается в условиях рыночной экономики со всеми перечисленными формами конкуренции, что весьма ограничивает силу этой монополии.
По другому обстоит дело с монополией в условиях административно-командной системы. Подобный вид монополизма - государственная монополия - складывается под воздействием ряда факторов, в частности, таких как: