Стратегии рыночного поведения фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:09, реферат

Описание

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Главным этапом реформ собственности в России явилась приватизация, направленная, прежде всего, на массовое разгосударствление российской экономики и создание конкурентной среды, обеспечивающей условия для демонополизации народного хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

реферат по алисе.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

     1. Существование государственной собственности на средства производства.

     2. Наличие административно-командной системы управления, что проявляется в директивном планировании, в централизации большой доли дохода, в конечном счете, тормозя научно-технический прогресс.

     3. Концентрация и узкая специализация производства, порождающая жесткую зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

     4.Устойчивый и массовый дефицит, который обостряет конкуренцию потребителей и превращает производителей в монополистов.

     Административная  монополия развивается, как правило, в условиях закрытой экономики, опирается  на монополию внешней торговли, исключая практически конкуренцию с иностранным  производителем.

     В итоге административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.

     2.3. Стратегия рыночного поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции.

     Совершенная конкуренция и чистая монополия  являются двумя крайними формами рыночной структуры. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями, изучение которых, вместе с тем, необходимо для понимания многих проблем промежуточных вариантов. Анализ данных, относящихся к рыночной структуре, используется, в частности, для определения вероятности того, могут ли фирмы на рынке воздействовать на цены продаваемых ими товаров.

     Своеобразным  промежуточным типом несовершенной  конкуренции, наблюдающимся практически  во всех развитых странах, является монополистическая конкуренция.

     Монополистическая конкуренция предполагает наличие  множества фирм, производящих дифференцированную продукцию, возможность появления  новых продавцов по причине относительно свободного входа на рынок.

     Для монополистической конкуренции характерно следующее:

     1. Товар каждой фирмы, продающей его на рынке, не является совершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Различия в качестве товара, его внешнем виде, репутации в эксплуатации и прочих характеристиках делают продукт каждого продавца уникальным, что дает каждому продавцу меру монопольной власти.

     2. Каждый из существующих на рынке относительно большого числа продавцов удовлетворяет небольшую, но и не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм, в общем превосходят 1%, т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж в течение года.

     3. Сговор между фирмами практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику, объемы годовых продаж. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

     На  рынке существуют условия для  свободного входа и выхода. Легко  основываются новые фирмы или  сокращается их число. Выгодная конъюнктура  на рынке с монополистической  конкуренцией привлекает новых продавцов. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, не велик. Однако, вход на рынок не настолько легок, как при совершенной конкуренции, так как новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей товарными марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество перед новыми производителями. Кроме того, достаточно легкое вступление в отрасль не означает отсутствие каких-либо ограничений для вступления в отрасль. Такими ограничениями могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или, как уже отмечалось, торговые марки. Но в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты.

     Таким образом, монополистическая конкуренция  похожа на ситуацию монополии, поскольку  отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар данного вида продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

     Монополистическая конкуренция развивается там, где  необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя  для сбыта своей продукции, т.е. она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, а также в таких секторах экономики, как розничная торговля и сфера услуг.

     Монополистический конкурентный рынок обладает двумя  характеристиками:

    • во-первых, фирмы конкурируют, продавая похожие продукты, которые в то же время не абсолютно взаимозаменяемы;
    • во-вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено - новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если товары перестали пользоваться спросом.

     Модель  монополистической конкуренции  предполагает, что каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не находится в существенной зависимости от действий других. Продукт  каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых конкурентами. Поэтому каждая фирма может, по крайней мере, незначительно поднять цены, не потеряв при этом своих покупателей. Дело в том, что некоторые потребители придают большее значение, чем другие, хорошему стилю и другим рыночным преимуществам, предлагаемым фирмой. В этом случае фирма будет получать прибыль несколько большую. Однако это происходит недолго, так как доходы привлекают новые фирмы. В результате появления на рынке новых фирм происходит следующее:

    • во-первых, спрос на товары ранее существовавших фирм падает, поскольку товары новых фирм, несмотря на то, что они не идентичны продукции существующих фирм, являются их субститутами.
    • во-вторых, приспосабливаясь к новой конкуренции, фирмы, уже действующие на рынке, могут увеличить расходы на рекламу, улучшить свои товары или предпринять другие усилия по возвращению своих потребителей. В результате этих действий средние общие издержки возрастут. Сокращение спроса на продукцию старых фирм или возрастание затрат, или то и др. вместе - будет продолжаться до тех пор пока не останется доходов, привлекающих новые компании. Результатом будет состояние долгосрочного равновесия.

     Монополистическая конкуренция аналогична свободной  конкуренции, но является ли она эффективной  рыночной структурой подобно совершенно конкурентным рынкам?

     По  ряду причин рыночный механизм в отрасли  с монополистической конкуренцией является неэффективным.

    • Во-первых, в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена рынка монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство.
 
 
    • Во-вторых, фирмы на рынке монополистической  конкуренции имеют резервные  производственные мощности, т.е. не полностью используют свои производственные мощности, поскольку постоянно меняется конъюнктура.
 

     

     Подобная  неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. И вместе с тем, вряд ли следует относить монополистическую  конкуренцию к социально нежелательным экономическим явлениям, которые следует регулировать правительству. Поскольку, во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монополистическая власть невелика. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. А так как спрос на товары фирм достаточно эластичен, то и их резервные мощности будут также невелики. Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет важного преимущества, которое обеспечивает монополистическая конкуренция, - широкого ассортимента товаров. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и марок. Польза от разнообразия товаров может быть большой и легко перевесить издержки от нерентабельности и неэффективности. 

     Вместе  с тем следует отметить, что  существует и обратная точка зрения, согласно которой монополистическая  конкуренция вряд ли является "эффективно конкурентной", поскольку не приводит к совершенно эффективному распределению  ресурсов, так как создает "слишком" большое разнообразие товаров, относящихся к одной группе, растут затраты на рекламу товаров и т.п. 

     В целом же следует отметить, что  подобно монополии и в отличие  от совершенной конкуренции, монополистическая  конкуренция, как правило, не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов. И вместе с тем в отличие от каждой из крайних моделей конкуренции, монополистическая конкуренция широко распространена в современной экономике. 

     2.4. Стратегия рыночного поведения фирмы в условиях олигополии.

     Еще одним видом рыночной структуры, занимающим промежуточное место  между идеальными моделями монополии  и совершенной конкуренции, является олигополия.

     Допущения, на которых базируется вычленение олигополии как особого строения рынка, немногочисленны и более реалистичны, чем в моделях совершенной конкуренции и монополии:

     1. В условиях олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной. В случае однородности продукции речь идет о классической или однородной олигополии, а во втором - о неоднородной или дифференцированной олигополии.

     2. Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество покупателей. Это значит, что последние на олигополистическом рынке являются ценополучателями. Поведение же продавцов характеризуется возможностью влиять на рыночные цены.

     3. Возможности входа на рынок варьируются в широких пределах: от полностью блокированного входа (как в модели монополии) до совершенно свободного (как в моделях совершенной конкуренции). Возможность регулировать вход, а также необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников, формирует стратегическое поведение олигополистов.

     Олигополия - это рыночная структура, состоящая  из небольшого числа фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них  имеют большие размеры относительно размеров рынка, т.е. некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция в этом случае может быть как однородной, так и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.

     Итак, при олигополии большая часть  продаж совершается несколькими  фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

     Таким образом, в качестве характерных черт олигополии следует отметить:

     1. Немногочисленность фирм в отрасли,  господство которых основывается  на процессе концентрации производства. Различают классическую (жесткую)  олигополию, когда на рынке господствует 3 - 4 фирмы, и мягкую олигополию, когда основную долю продукции выпускают 6 - 8 фирм. Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов используется ряд различных показателей. Наиболее известным является, как уже отмечалось, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Данный индекс дает базу для следующей классификации слияний:

     Если HHI < 1000, то рынок характеризуется  как неконцентрированный. В данном случае правительством допускается  дальнейшее слияние фирм.

     Если 1000 < HHI < 1800, то рынок оценивается  как умеренно концентрированный, при  ННI 1400 он оценивается как "угрожающе немногочисленный".

     Если  ННI > 1800, то рынок оценивается высококонцентрированным  или "немногочисленным". В этом случае, как правило, дальнейшее слияние  не допустимо при увеличении HHI на 100 пунктов.

     Кроме данной классификации существует и такая, которая предложена У.Шепардом. В зависимости от совокупной рыночной доли четырех ведущих фирм-продавцов олигополистические рынки рассматриваются как плотная, или компактная, олигополия и неплотная, или просторная, олигополия.

     В первом случае, четыре ведущих фирмы отрасли занимают 60% рынка и более, а потому сговор олигополистов вполне осуществим. Данная рыночная структура, наряду с чистой монополией, является, по мнению У.Шепарда, неэффективной конкуренцией. При неполной олигополии четыре ведущих предприятия отрасли занимают до 40% рынка, сговор в этом случае практически невозможен, а сама рыночная структура, как и монополистическая и совершенная конкуренция, является эффективной.

     2. Второй характерной чертой олигополии  являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Барьеры связаны, в частности, с эффектом масштаба, выступающим важнейшей причиной широкого распространения и длительного сохранения монополистических структур. Кроме того, монополистическая концентрация может порождаться патентной монополией, монополией контроля за редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т.д.

Информация о работе Стратегии рыночного поведения фирмы