Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 08:02, курсовая работа
Цель данной работы – исследование конфликтных ситуаций в организации и путей их устранения.
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть
1.1 Понятия, сущность конфликта и его структура…………………………..6
1.2 Причины конфликтов………………………………………………………10
1.3 Основные этапы конфликта………………………………………..……....13
1.4 Позитивные и негативные функции конфликта………….. ……………...14
1.5 Методы разрешения конфликтов…………………………………………..18
2. Практическая часть
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………...…………….. 25
2.2 Характеристика выборки и методов исследования ……………………..27
2.3 Результаты исследования ………………………………………………….29
2.4 Сильные и слабые стороны действующей системы профилактики и
разрешения конфликтных ситуаций………………………………………32
3. Рекомендации по профилактике и устранению конфликтных ситуаций в
ОАО “Машиностроительный Завод Имени Калинина”………………….…..36
Заключение ……………………………………………………………………...…38
Библиографический список ……………………………………………………….41
Приложения ………………………………………………………………………..42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГАОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н.ЕЛЬЦИНА
ФАКУЛЬТЕТ
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стратегия
и тактика управления конфликтами в ОАО”МЗИК”
КУРСОВАЯ
РАБОТА
080505
Управление персоналом
Руководитель, доц.,
к.пс.н.
Студент гр. ГОЗ
т 38061д
А.В.Тованченко
Екатеринбург
2010
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть
1.1 Понятия, сущность конфликта и его структура…………………………..6
1.2 Причины конфликтов……………………………………………………
1.3
Основные этапы конфликта………………………………………..……..
1.4 Позитивные и негативные функции конфликта………….. ……………...14
1.5 Методы разрешения конфликтов…………………………………………..18
2. Практическая часть
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………...…………….. 25
2.2 Характеристика выборки и методов исследования ……………………..27
2.3 Результаты исследования ………………………………………………….29
2.4 Сильные и слабые стороны действующей системы профилактики и
разрешения конфликтных ситуаций………………………………………32
3. Рекомендации по профилактике и устранению конфликтных ситуаций в
ОАО “Машиностроительный Завод Имени Калинина”………………….…..36
Заключение
……………………………………………………………………...…
Библиографический список ……………………………………………………….41
Приложения
………………………………………………………………………..
Введение
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес все те, кто в своей практической деятельности связан с обеспечением взаимодействия людей.
К сожалению, этот всё возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Противоречия, конфликты, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.
Конфликты в жизни отдельных сотрудников и организации в целом играют значительную, очень часто негативную роль. Они могут вызывать большой ущерб, непроизводительное расходование сил, ресурсов и д.т. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. Важно направлять конфликтную ситуацию в конструктивное русло. Однако конфликт может быть нужен, необходим для развития организации, помогать решить руководителю различные социальные задачи в организации.
Отсутствие конфликтов в отношениях между людьми или в организациях могут быть признаком безразличия, апатии. Конфликт означает активность, заинтересованность и неравнодушие. Правильно понятый и выявленный конфликт может стимулировать обновление и улучшение человеческих отношений. Рассмотрение и решение проблем редко обходится без конфликтов.
Современным руководителям экономически выгодно уделять особое внимание управлению и профилактике конфликтов, поэтому представляется актуальной разработка проблемы выявления причин конфликтных ситуаций в организации.
Цель данной работы - исследование конфликтных ситуаций в организации и путей их устранения.
В работе решаются следующие задачи:
- дать определение конфликта и конфликтной ситуации;
- раскрыть понятие организационного конфликта и представить его классификацию;
- проанализировать структуру, динамику и функции конфликтов;
- рассмотреть пути устранения конфликтных ситуаций;
- выполнить исследование конфликтных ситуаций в конкретной организации
- предложить рекомендации по устранению конфликтных ситуаций в организации.
Степень
разработанности проблемы. Конфликтология
- наука о закономерностях возникновения,
развития, завершения конфликтов, а также
о принципах, способах и приемах их конструктивного
регулирования. Сегодня исследованием
конфликта занимаются шестнадцать наук:
военные науки, география, искусствоведение,
исторические науки, медицина, педагогика,
политология, правоведение, психология,
социобиология, социология, технические
и физико-математические науки, филология,
философия и экономика. Лидирующее положение
в изучении конфликта сегодня занимают
психология, социология и политология.
В данной работе использовались следующие методики и тесты:
1.Методика диагностики стратегий поведения личности в конфликте К.Томаса (приложение 1).
2.Тест “Предрасположены ли Вы к конфликтам? ” (приложение 2)
3.Основные характеристики собеседников и методы общения с ними
(приложение 3)
1.Теоретическая часть
Понятия, сущность конфликта и его структура.
Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне.
Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.
Социологи, для которых привычнее выделять социальные отношения, больше склонны характеризовать конфликт, прежде всего как предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств.
Для понимания природы конфликта и возникновения конфликтных ситуаций необходимо выяснить его понятия, причины и мотивы.
Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
рис.1. Аспекты конфликта
Рассмотрим данные элементы.
Объект конфликта - это реально существующая объективная причина, из-за которой и разгорается конфликт. Объект конфликта возникает задолго до самого конфликта.
Оппоненты - участники конфликта (соперники, противники, но не обязательно враги). В конфликтах участвуют отдельные лица, но они могут отстаивать как свои личные интересы, так и интересы группы, организации и т. д. Надо отметить, что оппоненты, вступающие в конфликт, обладают различной «силой» (весом), которая определяет возможность победы и называется рангом оппонента.
Оппоненты бывают трех рангов:
- первого - человек, который выступает от собственного имени и преследует в конфликте достижение своих личных целей;
- второго - человек (или группа), который преследует в конфликтах групповую цель;
- третьего - структура, состоящая из нескольких групп, имеющих в данном конфликте общую цель.
Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без определенной напряженности и без столкновения между позициями, представленными в ней, между группировками людей.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента - и конфликт может начаться.
Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. Возникновение причин конфликтов на производстве чаще всего возникает из за таких факторов как:
* неудовлетворенность условиями деятельности;
* нарушение служебной этики;
* нарушение трудового законодательства;
* ограниченность ресурсов;
* различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
* неудовлетворительные коммуникации.
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер.
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.
Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Конфликты
могут быть скрытыми или явными, но в основе
их всегда лежит отсутствие согласия,
обусловленное наличием разнообразных
мнений, взглядов, идей, интересов, точек
зрения. Однако оно не всегда выражается
в форме явного столкновения. Это происходит
только тогда, когда «существующие противоречия,
разногласия нарушают нормальное взаимодействие
людей, препятствуют достижению поставленных
целей». В таком случае люди просто бывают
вынуждены каким-либо образом преодолевать
разногласия, вступать в открытое конфликтное
взаимодействие.
Информация о работе Стратегия и тактика управления конфликтами в ОАО”МЗИК”