Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 15:24, курсовая работа
Стратегическое управление - сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.
Введение
1. Стратегия фирмы
1.1.Типы стратегий бизнеса
1.1.1. Области выработки стратегии
1.1.2. Эталонные стратегии развития
2.Выработка стратегии фирмы
2.1. Шаги определения стратегии
2.2. Выбор стратегии
3.Выполнение стратегии
3.1. Стадии выполнения стратегии
3.2. Области проведения стратегических изменений
3.3. Проблемы проведения стратегических изменений
3.4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии
Заключение
Список использованной литературы
- мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации;
- формализованные положения о философии и смысле существования организации.
Каждый
из вышеперечисленных десяти
факторов формирования организационной
культуры требует использования определенных
приемов, позволяющих добиться
успеха при сознательном формировании
и изменении организационной культуры.
На стадии выполнения стратегии
значительные усилия направляются
на то, чтобы привести организационную
культуру в соответствие с выбранной
стратегией. Однако если организационная
структура относительно легко может
быть подвергнута изменениям, то они
представляют собой очень сложную, а иногда
и невыполнимую задачу. Поэтому
на стадии определения стратегии
необходимо, по возможности, максимально
учитывать то, какие трудности
с изменением организационной культуры
могут возникнуть при
выполнении стратегии, и стараться,
если это возможно, выбирать
такую стратегию, которая не потребует
проведения заведомо невыполнимых действий
по изменению организационной культуры.
3.3. Проблемы
проведения стратегических
Выполнение
стратегии предполагает
Проведение
стратегических изменений в
• вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление может встретить планируемое изменение;
• уменьшить, до возможного минимума, это сопротивление (потенциальное и реальное);
• установить статус-кво нового состояния.
Носителями сопротивления так же, как и носителями изменений, являются люди. В принципе, люди не боятся изменений, они боятся быть измененными.
Люди боятся того, что изменения в организации затронут их работу, их
положение в организации, т.е. сложившийся статус-кво. Поэтому они стремятся помешать изменениям с тем, чтобы не попасть в новую, не совсем ясную для них ситуацию, в которой им придется многое делать не так, как они уже привыкли делать, и заниматься не тем, чем они занимались ранее.
Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов:
1)принятие или
непринятие изменения;
2) открытая или
скрытая демонстрация отношения к изменению
(рис. 3).
“СТОРОННИК” |
“ПРОТИВНИК” |
“ПАССИВНЫЙ СТОРОННИК” |
“ОПАСНЫЙ ЭЛЕМЕНТ” |
Открытое
Проявление
отношения
к изменению
Скрытое
Отношение
к изменению
Рис. 3. Матрица
«изменение—сопротивление»
Руководство организации на основе бесед, интервью, анкетирования и других
форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции на
изменения будет наблюдаться в организации, кто из сотрудников организации займет позицию сторонников изменений, а кто окажется в одном из трех
оставшихся положений. Особую актуальность такого рода прогнозы имеют в
больших организациях и в организациях, существовавших без изменений довольно длительный промежуток времени, так как в этих организациях сопротивление изменению может быть довольно сильным и широко распространенным.
Уменьшению сопротивления изменениям, принадлежит ключевая роль в
осуществлении изменения. Анализ потенциально возможных сил сопротивления позволяет вскрыть тех отдельных членов организации или те группы в организации, которые будут оказывать сопротивление изменению, и уяснить мотивы неприятия изменения. Для того чтобы уменьшить потенциально возможное сопротивление, полезно провести объединение людей в творческие группы, которые будут способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди сотрудников организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости проведения изменения для решения стоящих перед организацией задач.
Успех проведения изменения зависит от того, как руководство будет его
осуществлять. Менеджеры должны помнить, что, проводя изменения, им следует демонстрировать высокий уровень уверенности в его правоте и необходимости и стараться быть, по возможности, последовательными в реализации программы изменения. В то же время они должны всегда помнить, что по мере проведения изменения, позиция людей может меняться. Поэтому им не следует обращать внимание на небольшое сопротивление изменению и нормально относиться к людям, которые вначале сопротивлялись изменению, а потом это сопротивление прекратили.
Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранять
сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять гибкость. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в очень специфических ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень важных изменений. В большинстве случаев считается более приемлемым стиль, при котором руководство уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону тех, кто изначально противился изменению. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов привлекаются многие члены организации [1, c.12].
При разрешении конфликтов, которые могут возникать в организации во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства. Наиболее ярко выраженными стилями являются следующие:
• конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на
настойчивости, утверждении своих прав, исходящий из того, что разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного;
• стиль самоустранения, проявляющийся в том, что руководство
демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;
• стиль компромисса,
• стиль приспособления, выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии предлагаемых им решений;
• стиль сотрудничества, характеризующийся
тем, что руководство
Невозможно однозначно утверждать, что какой-то из названных стилей более
приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то менее. Все зависит от
ситуации, от того, какое проводится изменение, какие решаются задачи и
какие силы оказывают сопротивление. Важно также учитывать то, какой
характер носит конфликт. Совершенно неверно считать, что конфликты всегда имеют только негативный, разрушительный характер. Любой конфликт заключает в себе как негативное, так и позитивное начала. Если преобладает негативное начало, то конфликт носит разрушительный характер, и в этом случае применим любой стиль, который в состоянии эффективно предотвратить разрушительные последствия конфликта. Если же конфликт приводит к позитивным результатам таким, как например, выведение людей из безразличного состояния, создание новых коммуникационных каналов или повышение уровня осведомленности членов организации о происходящих в ней процессах, то важно использовать такой стиль разрешения конфликтов, возникающих в связи с изменениями, который способствовал бы возникновению, как можно более широкого спектра положительных результатов проведения изменения.
Проведение
изменения должно завершаться
установлением нового статус-кво в организации.
Очень важно не только устранить сопротивление
изменению, но и добиться того, чтобы
новое положение дел в организации не
просто оказалось формально установленным,
а было принято членами организации
и стало реальностью. Поэтому руководство
не должно заблуждаться и путать реальность
с формально установленными новыми структурами
или нормами отношений. Если действия
по проведению изменения не
привели к возникновению нового
устойчивого статус-кво, то, значит, изменение
нельзя считать завершенным и следует
продолжать работу по его проведению до
тех пор, пока по-настоящему в организации
не произойдет замена старого положения
на новое.
3.4. Мобилизация
потенциала для выполнения
Наряду со стратегическими изменениями и созданием в организации
необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству организации на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация ресурсов организации и ее человеческого потенциала для осуществления стратегии. По поводу стратегии использования человеческого потенциала необходимо сделать два самых общих замечания. Во-первых, важнейшим условием осуществления стратегии является преданность членов организации тому делу, которое ведет организация, в частности делу осуществления стратегии, реализуемой организацией. Развить чувство приверженности достаточно сложно. На стадии выполнения стратегии руководству следует делать все возможное, чтобы у членов организации выработалось как можно более устойчивое восприятие стратегии организации, как своего личного дела. Во-вторых, успех осуществления стратегии во многом зависит от того, насколько членам организации присуще стремление к достижению на своем рабочем месте наилучших результатов. Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии.
Процесс мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм
использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией. Это делается для того, чтобы высшее руководство привело характер и направленность деятельности функциональных подразделений в соответствие с задачами реализации стратегии. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри организации, должны быть доведены новые задачи. Важно также устранить сопротивление с их стороны, возникающее в связи с проведением изменения, и убедить их в необходимости эффективного участия в осуществлении стратегии и проведения для этого соответствующей подготовительной работы и изменений.
Основой деятельности по мобилизации ресурсов является распределение
ресурсов организации по отдельным составляющим стратегии. Важнейшим условием эффективного использования ресурсов и соответственно эффективного осуществления стратегии является их правильное распределение во времени. Так как внешняя среда динамична и возможности, на которые ориентирована стратегия, не вечны, отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент может привести к тому, что организация потерпит крах с реализацией своей стратегии, даже если она была очень, хорошо разработана. Поэтому, для того чтобы избежать провала при реализации стратегии на старте выполнения, руководство должно организовать правильное распределение финансовых ресурсов организации — такое распределение, при котором всегда в нужный момент имелись бы необходимые денежные средства.
Информация о работе Стратегия, как ключевая составляющая стратегического управления организацией