Стратегия развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть разработку стратегии региона.
Для этого необходимо обозначить следующие задачи:
o Рассмотреть теоретический аспект стратегии региона;
o Дать характеристику этапам разработки стратегического плана развития региона;
o Рассмотреть этапы разработки стратегии развития региона на примере Стратегии развития Казани до 2015 года.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы стратегии развития региона 5
2. Этапы разработки стратегического плана развития региона 11
3. Этапы разработки стратегия развития региона на примере
Стратегии развития Казани до 2015 года 21
Заключение 31
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 97.docx

— 76.61 Кб (Скачать документ)

   Содержание

   Введение                    3

  1. Теоретические основы стратегии развития региона            5
  2. Этапы разработки стратегического плана развития региона         11
  3. Этапы разработки стратегия развития региона на примере

     Стратегии  развития Казани до 2015 года                          21

   Заключение                 31

   Список  использованных источников             33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Формирование  рыночных отношений обусловило необходимость  развития новых форм долгосрочного  взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное  функционирование. Это обусловлено, прежде всего, не равномерностью этого  процесса и слабостью воспроизводственной  базы регионов. Однако экономическая  самостоятельность, которой обладают эти субъекты (предприятия, органы государственного управления, население) затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах. Это позволяет говорить о необходимости становления  путей комплексного и долгосрочного  воздействия на эти процессы в  регионах. Поиск путей такого воздействия  подразумевает исследование формирования стратегии регионального развития. Одна из существенных проблем стратегического  управления на региональном уровне состоит  в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются разные субъекты, которые принимают решения  самостоятельно, исходя из своих собственных  целей и интересов. В числе  таких субъектов федеральные  органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и  др.

     Стратегия регионального развития не может  предписывать этим субъектам, что они  должны делать. В то же время может  помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии  обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые  возможности для реализации их интересов  и целей. Для этого стратегия  должна ответить на вопрос о том, в  чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции  региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.

     Можно сказать, что период фактического отсутствия осмысленной региональной политики завершается, и деятельность органов государственной власти и общественности переходит к этапу осмысления и формирования стратегии развития регионов в новых условиях на основе имеющегося опыта и обновляющейся методологической и методической базы.

     Цель данной работы – рассмотреть разработку стратегии региона.

     Для этого необходимо обозначить следующие  задачи:

    • Рассмотреть теоретический аспект стратегии региона;
    • Дать характеристику этапам разработки стратегического плана развития региона;
    • Рассмотреть этапы разработки стратегии развития региона на примере Стратегии развития Казани до 2015 года.

     Структура данной работы отражена в содержании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы стратегии развития региона

     В России вплоть до конца 1990-х годов  отсутствовало понимание необходимости проведения целенаправленной политики по управлению развитием регионов. Федерация занималась вопросами макроэкономических показателей, таких, как денежная масса, курс рубля, доля расходов федерального бюджета в ВРП. В этом горизонте управления линии развития отдельных регионов не просматривались.

     Последние три года растет интерес к региональным стратегиям на уровне субъектов Федерации. Отчасти это обусловлено установлением  федеральных требований по отношению  к документам регионального развития (стандарт долгосрочных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ утвержден  приказом Министра регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 года[2].

     Для региональной власти стратегии представляют важный инструмент управления. Значимость стратегии для регионов сильно возрастает по мере того, как растет степень  неопределенности во внешних условиях. Для того чтобы иметь позицию по отношению к себе, к своему будущему, к возможным событиям необходимо видение, выходящее за пределы текущей ситуации.

     Разработка  региональной стратегии, во-первых, позволяет  осуществить инвентаризацию пока еще  не реализованных проектов и не используемых ресурсов территории, во-вторых, позволяет мыслить масштабами всего региона (или макрорегиона), готовя «карту» для размещения локальных решений, вырабатывая критерии оценки стратегий отдельных муниципальных образований, бизнеса. Немаловажный аспект подготовки «стратегии» - заявление государственного отношения к региону, публичное позиционирование государственной власти в отношении важных для территории проблем[22].

     Последние годы стратегическое планирование в  регионах развивается еще и потому, что у регионов появились ресурсы, позволяющие им оторваться от текущей  экономической ситуации. Региональная власть может не только бороться с  проблемами социально-экономического развития территории, но и выполнять  роль проектировщика. Первоначально большая часть региональных стратегий была связана с ростом инвестиций в регионы: возник вопрос, в какие сектора экономики в первую очередь направлять инвестиции, как для этого использовать ресурсы территории. В стратегиях основное внимание уделялось использованию инструментов инвестиционного характера – строительство индустриальных, технологических парков, оптимизация использования земельных ресурсов, инфраструктурное обустройство территории и пр.

     Несколько лет назад регионы столкнулись с тем, что даже при появлении денежных ресурсов и наличии свободных территорий, налаженном инфраструктурном обеспечении, человеческий потенциал оказался недостаточным для обеспечения крупных инвестиционных проектов развития. Многие регионы столкнулись не только с дефицитом квалификаций, но и с физическим недостатком трудового ресурса. В региональных стратегиях появились существенные разделы, посвященные рынку труда, реформе профессионального образования, работе с человеческим капиталом. Необходимость связи стратегий с системой пространственного планирования обусловила актуальность раздела, посвященного пространственному развитию, который призван определить, через какие точки регионы попадают в глобализующиеся рынки, как они вступают в глобализацию со своими соседями, каковы их преимущества по сравнению с другими регионами Российской Федерации и зарубежья в той или иной деятельности[8, с.420].

     Стратегия развития региона – это стратегия, которая направлена, прежде всего, на обеспечение социально-экономического развития с учетом государственной политики Российской Федерации и основана на понимании важнейших проблем развития, оценки рисков и ресурсного потенциала региона[1].

     Стратегический  план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное  описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:

     • постановку целей развития региона;

     • определение путей достижения поставленных целей;

     • анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь  успехов;

     • разработку методов организации  движения по избранным направлениям;

     • обоснование рациональных способов использования ресурсов.

     Стратегический  план социально-экономического развития региона — это индиктивный  документ, который позволяет администрации  региона и региональному сообществу действовать совместно. Это —  документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов  процесса регионального развития, включая  экономических агентов и участников политического процесса. Это —  не директива сверху, направленная от региональной администрации к  предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.

     Такой план предусматривает взвешенные и  согласованные действия всех субъектов  по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания  партнерских отношений, механизм определения  и осуществления эффективных  стратегических действий во всех сферах жизни региона[21].

     К основным характеристикам стратегического  плана социально-экономического развития региона относятся:

     • выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего  на создание лучших условий жизни  людей;

     • краткие идеи и принципы, которые  ориентируют производителей товаров  и услуг, инвесторов, администрацию  и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

     • партнерское взаимодействие всех региональных сил.

     Составляющей  стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый  к нему план действий администрации  по реализации намеченных мероприятий.

     Одна  из существенных проблем стратегического  управления на региональном уровне состоит  в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются разные субъекты, которые принимают решения  самостоятельно, исходя из своих собственных  целей и интересов. В числе  таких субъектов федеральные  органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и  др.[5,с.312].

     Стратегия регионального развития не может  предписывать этим субъектам, что они  должны делать. В то же время может  помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии  обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые  возможности для реализации их интересов  и целей. Для этого стратегия  должна ответить на вопрос о том, в  чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции  региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.

     Разработка  стратегии развития региона требует  ответа на вопрос о том, чем и как  задается ее целостность. На уровне муниципального образования ответ на этот вопрос более очевиден: задается пространственной представленностью населенного  пункта: город, поселок и т.д. Эта  очевидность исчезает уже в том  случае, когда муниципальным образованием оказывается район, а на уровне области  ситуация становится еще сложнее. Не столь очевидной оказывается  и связь между деятельностью, которую осуществляют разные субъекты, значимые для развития региона, и  их привязанностью к территории. В  муниципалитетах люди и производственные мощности предприятий расположены  самым непосредственным образом. Область  же в этом плане оказывается реальностью  виртуальной. Ставя вопрос о субъектах  формирования приоритетов и горизонтов развития на муниципальном уровне, можно просто указывать на тех, кто  может быть в этом заинтересован  и кого нужно вовлекать в обсуждение приоритетов и путей развития. На региональном уровне субъектов гораздо  больше, а отчетливость их привязанности  к территории не столь отчетлива.

     Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона  во многом определится тем, насколько  полноценно в эту работу удастся  вовлечь тех, кто объективно заинтересован  в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники  и предприниматели, органы муниципальной  и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров  и взаимодействий. Часть из них  вполне может быть переориентирована  на конструктивное обсуждение приоритетов  и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что  она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих  ориентиров, т.е. выступает как организатор[7,504].

     Другим  важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных  с разными горизонтами и направлениями  развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая  профессионального анализа и  необходимая для превращения  стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия  в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему  действий, оставляют у людей впечатление  пустоты или создают впечатление  лукавства и политического манипулирования[12, 179].

Информация о работе Стратегия развития региона