Стратегия развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть разработку стратегии региона.
Для этого необходимо обозначить следующие задачи:
o Рассмотреть теоретический аспект стратегии региона;
o Дать характеристику этапам разработки стратегического плана развития региона;
o Рассмотреть этапы разработки стратегии развития региона на примере Стратегии развития Казани до 2015 года.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы стратегии развития региона 5
2. Этапы разработки стратегического плана развития региона 11
3. Этапы разработки стратегия развития региона на примере
Стратегии развития Казани до 2015 года 21
Заключение 31
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 97.docx

— 76.61 Кб (Скачать документ)

     Вызовы  подсистеме "Городская среда"

  • Искусственная среда
  • Высокий уровень изношенности всех основных элементов производственной и социальной инфраструктуры, базовых систем коммуникаций.
  • Отсутствие масштабной системы инвестирования и кредитования развития инфраструктуры.
  • Ухудшение транспортной ситуации, особенно в центральных районах.
  • Пространственная сегрегация населения.
  • Низкое качество управления жилищно-коммунальной сферой.
  • Переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг.
  • Слабые экономические стимулы для привлечения капитала в ЖКХ.

   Анализ  конкурентных преимуществ  и недостатков  Казани (SWOT-анализ)

   Анализ  сочетаний внешних и внутренних факторов

  1. Благоприятные внешние условия и сильные внутренние факторы.

   Казань  имеет выгодное геополитическое  и экономико-географическое положение, возможности которых используются недостаточно. Это касается, в первую очередь, слабого использования  потенциала развития Казани как центра мирного, культурного и экономического сотрудничества Востока и Запада, недостаточного использования выгод  наличия крупных транспортных путей  и транспортного узла.

   Внешнее условие возрастания значения качественного  профессионального образования  сочетается в Казани с такими сильными сторонами как высокий интеллектуальный и культурный потенциал, наличие  университетов при недостаточно развитой системе профессиональной подготовки и среднего специального образования. Это позволяет проводить  стратегию укрепления функций образовательного центра.

   Внешний фактор наличия крупной татарской  диаспоры в сочетании с внутренними  качествами и опытом поддержания  связей в рамках деятельности международных  организаций и растущего культурного  обмена становится предпосылкой для  развития функций города как центра татарской диаспоры, модели взаимообогащающего контакта культур.

  1. Благоприятные внешние условия и слабые внутренние факторы.

   Использованию наметившихся позитивных внешних факторов общего экономического роста в России в Казани препятствуют относительно малоблагоприятный предпринимательский  климат и отсутствие ясной инвестиционной политики[25].

   Объективно  благоприятные внешние условия  выхода на ряд зарубежных рынков сочетаются с развитой производственной базой  и высокой долей предприятий, выпускающих наукоемкую высокотехнологичную  продукцию. Вместе с тем, налицо недостаточное  использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования  технологической базы, что приводит к незначительному экспорту продукции  основных отраслей производства.

   Внешний фактор роста спроса на туристические  и рекреационные услуги города не оказывает должного действия на развитие экономики в связи с недостаточным  уровнем развития сферы туризма  и сервиса.

   Внешняя среда города формирует благоприятную  ситуацию, характеризующуюся проведением  реформы системы ЖКХ в России и открытием новых возможностей участия в международных программах. Эти обстоятельства в сочетании  с положительными внутренними факторами, связанными с активной реконструкцией города, значительными земельными ресурсами  в его собственности, наличием системы  кадастровой оценки позволяют заложить основы эффективной стратегии развития городской среды, улучшения условий  проживания населения, наращивания  объемов государственного и частного инвестирования развития инфраструктуры и ЖКХ.

  1. Неблагоприятные внешние условия и слабые внутренние факторы.

   Характерно  неблагоприятное сочетание ухудшения  основных параметров демографической  ситуации, как в стране, так и  в городе.

   Слабое  развитие гражданского общества в стране сочетается с низкой социальной активностью  населения Казани, что должно быть компенсировано специальными усилиями в рамках стратегии формирования полноценного местного самоуправления.

   Значительная  зависимость отраслей специализации  города от государственной поддержки  при проводимой в Республике Татарстан  политике по формированию относительной  экономической закрытости приводят к перспективам ослабления конкурентных позиций города с последующим  ростом социальной напряженности.

   Благоприятное природное окружение города оказывается  нейтрализовано слабостью внутренней экологической политики - растущие темпы загрязнения среды ведут  к прогрессирующему ухудшению ее состояния. Загрязнение особо велико в отдельных зонах и районах  города, что в основном является результатом недостатков планировки и управления движением автотранспорта. Негативное влияние внешних факторов проявляется, в основном, в угрозах  водной среде города, связанных с повышенной опасностью ее загрязнения в условиях зарегулированности стока р. Волги. Оно усиливается наличием большой площади водных массивов, проблемами развития системы водоснабжения города.

   На  следующем этапе разработки стратегии  необходимо сделать сравнительный анализ конкурентных позиций Казани в России.

   Города России были ранжированы по значениям каждого из отобранных показателей - чем меньше ранг, тем выше конкурентоспособность города по некоторому оценочному показателю. Для каждого города был определен средний ранг по каждой из подсистем. На основании математико-статистических методов по значениям ранговой оценки все города были разделены на три группы - соответственно с высокими, средними и низкими значениями ранговой оценки. Затем рассчитана интегральная характеристика конкурентоспособности[20].

   Итоговая  сводная оценка конкурентных позиций  г. Казани в сравнении с крупнейшими городами России и Приволжского Федерального округа показывает средний уровень конкурентоспособности города. К той же группе относятся такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск и др. Вместе с тем, сводная оценка конкурентных позиций Казани (значение 10-12) в общем незначительно отличается от оценок городов, входящих в группу лидеров – Москвы, Оренбурга, Перми и пр., которые имеют значения агрегированных рангов, равные 8 – 9. В то же время разрыв с группой аутсайдеров более заметен и превышает 4 балла.

   На  следующем этапе рассмотрим возможные сценарии развития Казани.

   Сценарии  позволяют дать комплексную оценку вероятных перспектив развития Казани на период до 2015 г. Возможные сценарии развития города определяются внешними и внутренними условиями и  факторами (см. 1.3 и 1.4.). Выбор системы  сценариев обуславливается также  объективным наличием инертного  и активного начал городской  системы, перспективами их проявления в развитии Казани в ближайшие  годы.

   Исходя  из отмеченного, наиболее четко определяются три сценария развития города:

    • “Инерционный”.
    • “Динамичный многоцелевой”.
    • “Прагматичный”.

   Инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает сохранение современных тенденций развития, существующих условий и главных особенностей современного состояния городской системы. Он представляет собой их экстраполяцию в перспективу до 2015 г. Предполагается, что городом упущены благоприятные возможности изменения его структурно-функциональной основы в плане решения проблем развития. Таким образом, он будет неадекватен перспективным вызовам. Сохраняются особенности современного действия слабых сторон города и его внешней среды. Реакция города на потенциальные опасности недостаточно эффективна.

   Главным итогом такого сценария развития будет  заметное ухудшение состояния всех основных подсистем города, снижение предпринимательской и инвестиционной активности. Упущенные выгоды геополитического положения приведут к сохранению существующих или сокращению рынков сбыта в зарубежных странах, сокращению транспортных потоков.

   Сценарий  динамичного, многоцелевого  развития. Предполагается, что город, с учетом имеющихся объективных ограничений социально-экономического потенциала, исторического момента и характера динамики внешних условий, в максимальной степени использовал благоприятные возможности для развития общества, экономики и городской среды. Деятельность администрации приводит к тому, что все его подсистемы имеют высокую степень адекватности перспективным вызовам. Недостатки внутренней среды города сводятся к минимуму. Город показывает эффективную реакцию на негативные проявления внешних факторов.

   Сценарий  развития на базе реформирования жилищно-коммунальной сферы (“Прагматичный”). Данный сценарий относится к числу наиболее целесообразных с точки зрения обеспеченности экономическими ресурсами и социальной привлекательности, что делает его максимально прагматичным.

   Предполагается, что развитие жилищной сферы и  реформа ЖКХ станут стимулом динамичного  развития главных подсистем города, включая население, экономику и  городскую среду. ЖКХ как главная  “точка роста” Казани на период до 2015 г. обуславливает комплекс позитивных последствий, сопровождаемых улучшением состояния городской системы  в целом.

   Стратегические  направления развития Казани

  • Развитие общества (образование, здоровье, социальная защита населения)
  • Динамичная экономика

   Перспективы развития производственного сектора  экономики г. Казани будут определяться рядом особенностей и сильных сторон экономики города, включая:

   - многоотраслевой характер промышленности;

   - наличие значительной доли предприятий, способных выпускать наукоемкую высокотехнологичную продукцию;

   - значительный экспортный потенциал производственного комплекса;

   - ориентация на собственные и привлекаемые инвестиций;

   - обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами.

    • Устойчивая городская среда

     - Транспортная ситуация в Казани с каждым годом усложняется. Количество автомобилей с 1993 по 2002г. возросло с 92 до 144 на 1 тыс. жителей и рост парка продолжается. По прогнозам к 2015 году произойдет следующее двукратное увеличение количества автомобилей, и расчетная норма для г. Казани на этот период может быть принята 200-250 автомобилей на 1 тыс. жителей. В то же время, строительство магистралей осуществлено на 46%, транспортных развязок на 26%, путепроводов на 55%, пешеходных переходов на 50% от объемов, предусмотренных генеральным планом 1969г. В результате нагрузка на ряд основных транспортных магистралей превышает 200% от нормативной.

     - Существующая планировочная структура способствует транзиту транспорта через центр. Плотность населения города, плотность мест приложения труда и объектов обслуживания распределены по отношению друг к другу крайне неравномерно.

     - Потенциал центра Казани как места отдыха, размещения бизнеса и объектов обслуживания не используется максимально продуктивно для города, вследствие низкого качества городской среды, за исключением отдельных благоустроенных участков[20].

   Далее стратегический план предполагает разработку непосредственно первоочередных мероприятий  по каждому из стратегических направлений  развития.

   Выводы

   Стратегия состоит из нескольких блоков, в  том числе экономического, политического  и градостроительного. Приоритеты в  документе отданы таким направлениям, как рост показателей экономического развития города, улучшение инвестиционного  климата, дальнейшее развитие рынка  земли и недвижимости, а также  реформирование жилищно-коммунального  хозяйства.

   Стратегия позволяет «увидеть» будущее города с учетом его географического положения, реалий современной экономический и политической жизни, интересов различных социальных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В современных политико-экономических  условиях задачей управления регионом становится обеспечение условий  для концентрации имеющихся ресурсов на направлениях, дающих возможность  субъектам РФ сохранить лидирующие позиции и создать предпосылки  для экономического роста. Каждый регион сегодня должен обосновать перспективы своего развития, что невозможно без использования методов стратегического планирования и управления.

Информация о работе Стратегия развития региона