Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть разработку стратегии региона.
Для этого необходимо обозначить следующие задачи:
o Рассмотреть теоретический аспект стратегии региона;
o Дать характеристику этапам разработки стратегического плана развития региона;
o Рассмотреть этапы разработки стратегии развития региона на примере Стратегии развития Казани до 2015 года.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегии развития региона 5
2. Этапы разработки стратегического плана развития региона 11
3. Этапы разработки стратегия развития региона на примере
Стратегии развития Казани до 2015 года 21
Заключение 31
Список использованных источников
Вызовы подсистеме "Городская среда"
Анализ конкурентных преимуществ и недостатков Казани (SWOT-анализ)
Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов
Казань
имеет выгодное геополитическое
и экономико-географическое положение,
возможности которых
Внешнее
условие возрастания значения качественного
профессионального образования
сочетается в Казани с такими сильными
сторонами как высокий
Внешний
фактор наличия крупной татарской
диаспоры в сочетании с внутренними
качествами и опытом поддержания
связей в рамках деятельности международных
организаций и растущего
Использованию
наметившихся позитивных внешних факторов
общего экономического роста в России
в Казани препятствуют относительно
малоблагоприятный
Объективно благоприятные внешние условия выхода на ряд зарубежных рынков сочетаются с развитой производственной базой и высокой долей предприятий, выпускающих наукоемкую высокотехнологичную продукцию. Вместе с тем, налицо недостаточное использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования технологической базы, что приводит к незначительному экспорту продукции основных отраслей производства.
Внешний
фактор роста спроса на туристические
и рекреационные услуги города не
оказывает должного действия на развитие
экономики в связи с
Внешняя
среда города формирует благоприятную
ситуацию, характеризующуюся проведением
реформы системы ЖКХ в России
и открытием новых возможностей
участия в международных
Характерно
неблагоприятное сочетание
Слабое развитие гражданского общества в стране сочетается с низкой социальной активностью населения Казани, что должно быть компенсировано специальными усилиями в рамках стратегии формирования полноценного местного самоуправления.
Значительная зависимость отраслей специализации города от государственной поддержки при проводимой в Республике Татарстан политике по формированию относительной экономической закрытости приводят к перспективам ослабления конкурентных позиций города с последующим ростом социальной напряженности.
Благоприятное
природное окружение города оказывается
нейтрализовано слабостью внутренней
экологической политики - растущие
темпы загрязнения среды ведут
к прогрессирующему ухудшению ее
состояния. Загрязнение особо велико
в отдельных зонах и районах
города, что в основном является
результатом недостатков
На следующем этапе разработки стратегии необходимо сделать сравнительный анализ конкурентных позиций Казани в России.
Города России были ранжированы по значениям каждого из отобранных показателей - чем меньше ранг, тем выше конкурентоспособность города по некоторому оценочному показателю. Для каждого города был определен средний ранг по каждой из подсистем. На основании математико-статистических методов по значениям ранговой оценки все города были разделены на три группы - соответственно с высокими, средними и низкими значениями ранговой оценки. Затем рассчитана интегральная характеристика конкурентоспособности[20].
Итоговая сводная оценка конкурентных позиций г. Казани в сравнении с крупнейшими городами России и Приволжского Федерального округа показывает средний уровень конкурентоспособности города. К той же группе относятся такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск и др. Вместе с тем, сводная оценка конкурентных позиций Казани (значение 10-12) в общем незначительно отличается от оценок городов, входящих в группу лидеров – Москвы, Оренбурга, Перми и пр., которые имеют значения агрегированных рангов, равные 8 – 9. В то же время разрыв с группой аутсайдеров более заметен и превышает 4 балла.
На следующем этапе рассмотрим возможные сценарии развития Казани.
Сценарии
позволяют дать комплексную оценку
вероятных перспектив развития Казани
на период до 2015 г. Возможные сценарии
развития города определяются внешними
и внутренними условиями и
факторами (см. 1.3 и 1.4.). Выбор системы
сценариев обуславливается
Исходя из отмеченного, наиболее четко определяются три сценария развития города:
Инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает сохранение современных тенденций развития, существующих условий и главных особенностей современного состояния городской системы. Он представляет собой их экстраполяцию в перспективу до 2015 г. Предполагается, что городом упущены благоприятные возможности изменения его структурно-функциональной основы в плане решения проблем развития. Таким образом, он будет неадекватен перспективным вызовам. Сохраняются особенности современного действия слабых сторон города и его внешней среды. Реакция города на потенциальные опасности недостаточно эффективна.
Главным
итогом такого сценария развития будет
заметное ухудшение состояния всех
основных подсистем города, снижение
предпринимательской и
Сценарий динамичного, многоцелевого развития. Предполагается, что город, с учетом имеющихся объективных ограничений социально-экономического потенциала, исторического момента и характера динамики внешних условий, в максимальной степени использовал благоприятные возможности для развития общества, экономики и городской среды. Деятельность администрации приводит к тому, что все его подсистемы имеют высокую степень адекватности перспективным вызовам. Недостатки внутренней среды города сводятся к минимуму. Город показывает эффективную реакцию на негативные проявления внешних факторов.
Сценарий развития на базе реформирования жилищно-коммунальной сферы (“Прагматичный”). Данный сценарий относится к числу наиболее целесообразных с точки зрения обеспеченности экономическими ресурсами и социальной привлекательности, что делает его максимально прагматичным.
Предполагается, что развитие жилищной сферы и реформа ЖКХ станут стимулом динамичного развития главных подсистем города, включая население, экономику и городскую среду. ЖКХ как главная “точка роста” Казани на период до 2015 г. обуславливает комплекс позитивных последствий, сопровождаемых улучшением состояния городской системы в целом.
Стратегические направления развития Казани
Перспективы развития производственного сектора экономики г. Казани будут определяться рядом особенностей и сильных сторон экономики города, включая:
- многоотраслевой характер промышленности;
- наличие значительной доли предприятий, способных выпускать наукоемкую высокотехнологичную продукцию;
- значительный экспортный потенциал производственного комплекса;
- ориентация на собственные и привлекаемые инвестиций;
- обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами.
- Транспортная ситуация в Казани с каждым годом усложняется. Количество автомобилей с 1993 по 2002г. возросло с 92 до 144 на 1 тыс. жителей и рост парка продолжается. По прогнозам к 2015 году произойдет следующее двукратное увеличение количества автомобилей, и расчетная норма для г. Казани на этот период может быть принята 200-250 автомобилей на 1 тыс. жителей. В то же время, строительство магистралей осуществлено на 46%, транспортных развязок на 26%, путепроводов на 55%, пешеходных переходов на 50% от объемов, предусмотренных генеральным планом 1969г. В результате нагрузка на ряд основных транспортных магистралей превышает 200% от нормативной.
- Существующая планировочная структура способствует транзиту транспорта через центр. Плотность населения города, плотность мест приложения труда и объектов обслуживания распределены по отношению друг к другу крайне неравномерно.
- Потенциал центра Казани как места отдыха, размещения бизнеса и объектов обслуживания не используется максимально продуктивно для города, вследствие низкого качества городской среды, за исключением отдельных благоустроенных участков[20].
Далее стратегический план предполагает разработку непосредственно первоочередных мероприятий по каждому из стратегических направлений развития.
Выводы
Стратегия состоит из нескольких блоков, в том числе экономического, политического и градостроительного. Приоритеты в документе отданы таким направлениям, как рост показателей экономического развития города, улучшение инвестиционного климата, дальнейшее развитие рынка земли и недвижимости, а также реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Стратегия
позволяет «увидеть» будущее города
с учетом его географического положения,
реалий современной экономический и политической
жизни, интересов различных социальных
групп.
Заключение
В
современных политико-