Стратегия развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть разработку стратегии региона.
Для этого необходимо обозначить следующие задачи:
o Рассмотреть теоретический аспект стратегии региона;
o Дать характеристику этапам разработки стратегического плана развития региона;
o Рассмотреть этапы разработки стратегии развития региона на примере Стратегии развития Казани до 2015 года.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы стратегии развития региона 5
2. Этапы разработки стратегического плана развития региона 11
3. Этапы разработки стратегия развития региона на примере
Стратегии развития Казани до 2015 года 21
Заключение 31
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 97.docx

— 76.61 Кб (Скачать документ)

   Развитие  экономики и системы образования  позволит усилить потенциал региона  и тем самым обеспечить ресурсы  для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного  развития региона во всех его аспектах. Таким образом стратегическая система  целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах[15, 234].

   Система показателей развития региона - это  комплексная количественная модель, характеризующая состояние региона  и позволяющая судить об относительном  уровне его развития. Поэтому такая  модель должна либо быть построена  на основе общих показателей, используемых для характеристик уровня развития региона либо государства, либо позволять  переходить к таким показателям. Модель можно описать как конфигуратор состояния региона по четырём  аспектам видения.

   Наличие связей между показателями развития региона и возможность определения  стратегической значимости каждого  показателя позволяют говорить о  сбалансированности такой системы.

   Этап 3. Определение текущего состояния  региона

   При определении текущего состояния  региона необходимо рассматривать  его сильные стороны (свойства региона, определяющие стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии).

   Определение текущего состояния региона требует  анализа трёх объектов (состояние  социума; состояние материальных систем и подсистем; текущая стратегия  региона) в четырёх аспектах его  деятельности: научно-техническом, социальном аспекте развития общества, развития экономики и экологии.

   Анализ  каждого объекта по каждому аспекту  должен проводиться с позиции  выявления сильных и слабых сторон. Так, одно и то же свойство объекта  в различных условиях может определять как сильную сторону, так и  слабую.

                 Таблица 2.2

Аспект-анализ состояния региона 

Аспект

 

Наука и  технологии Социальная  сфера и организация регионального  управления Общество Экология  и экономика
Объект  анализа
 
 
 
 
 
 
 
Социум
Структура социума  в данном аспекте (учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты). Степень вовлечённости  населения в области науки, доля специалистов и экспертов в населении  региона, наличие рационализаторского  духа и его проявлений, стремлений к получению образования и  развитию Состав населения, его обеспеченность, социальная защищённость, степень удовлетворённости условиями  жизни. Степень самоуправления региона (соотносят ли люди со своим волеизъявлением  то, что предпринимают выборные органы управления). Исторически сложившийся  менталитет населения (базовые ценности, доминирующий образ жизни). Общее  развитие среднестатического индивида, структура общества по уровням развития, степень осознания человеком  себя как части социума. Смысл  существования данной общности и  система её приоритетов Кадровый потенциал  региона (трудовые ресурсы, профпригодность  населения, здоровье населения, уровень  безработицы), уровень предпринимательской  активности
 
Материальные  системы (организации, в том числе  властные)
НИИ, КБ, информационные базы ноу-хау (патентные бюро), биржи  новаций, библиотеки. Образовательные, специальные учреждения и университеты Состав и  структура организаций социальной защиты и соцобеспечения. Состав, структура  и функции системы регионального управления, различных агентств, функциональных подразделений Состав объектов культуры и активного отдыха, их состояние и степень соответствия современным требованиям и уровню развития цивилизации; формальные и неформальные общественные и политические организации Природно-ресурсный  потенциал. Структура промышленности, сферы услуг, торговли и предпринимательства
Стратегия региона (на момент анализа) Инновационная и научная региональные политики, программы, проекты и мероприятия Социальная  политика, программы, проекты и мероприятия Политика, программы, проекты общественного развития, мероприятия Экологическая и экономическая политика, а также  проекты, программы и мероприятия
 

       Этап 4. Определение состояния внешней  среды региона

     Состояние внешней среды региона представляет множество факторов, условно разделяемых  на возможности и угрозы, среди  которых состояние управляющей  надсистемы (государство нормативно регулирует деятельность региона), а  также систему, управляемую волеизъявлением  населения. В этой связи можно  говорить о взаимно регулируемых категориях. Регион опосредованно принимает  участие в управлении государством в целом и способен в некоторой  части воздействовать на политико-экономическую  ситуацию, государство же, со своей  стороны, нормативно определяет приоритеты этого влияния или, иначе, стратегию  государственного развития. Оттого значительную роль приобретает политическая позиция  региона при решении вопросов государственного масштаба, уровень  его притязаний на суверенность выбора направлений своего развития. Поэтому  в число аспектов анализа включены как существующие тенденции развития окружения, так и предпочтительные для реализации стратегического  плана развития региона 

  1. Микроокружение
  • Субъекты государства (например, субъекты Федерации: области, округа, автономные образования, крупные предприятия)
  • Экономико-политические объединения низшего порядка (например, конфедерации
  1. Макроокружение
  • Экономико-политические объединения (например, союзы или блоки государств)
  • Система мирового экономико-политического устройства

     Этап 5. Определение критериев оценки  и ограничений

   Если  показатель - это количественная модель состояния, то критерий - не обязательно  количественная категория. Например, критерий преемственности альтернативы - это  правило выбора, согласно которому решение должно обеспечивать требуемую  эффективность операции. Иными словами, критерий - это оценочная модель сопоставления альтернатив, позволяющая  осуществить выбор.

   В основу системы критериев может  быть положена система показателей  развития региона. При сравнении  альтернатив эксперты выносят суждения, исходя из которых, принимается окончательное  решение.

   Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:

  1. оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;

      2. выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях

    • адаптации к новой системе связей
    • и взаимозависимостей;
  1. выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

   Эти направления классифицируются в  зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа  сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов  специализации регионального хозяйственного комплекса.

  1. Стратегия развития Казани до 2015 года

   Рассмотрим  стратегию развития города Казани на всех этапах разработки стратегии.

   Для начала дадим характеристику городу.

   Казань  – один из старейших и крупнейших городов Восточной Европы и России, имеющий почти тысячелетнюю историю. Город находится на левобережье  Волги. Казань имеет исключительно  выгодное геополитическое положение - практически в центре экономически развитого Поволжья, между индустриальными  регионами Центрального и Уральского экономических районов. Город выгодно  расположен по отношению к важным сырьевым и сельскохозяйственным регионам России.

   Казань  имеет благоприятное транспортно-географическое положение; находясь на пересечении  авиалиний, железнодорожных, автомобильных, речных стратегических магистралей  общероссийского значения, город  может стать крупным логистическим  центром. Речные пути позволяют достичь  важнейших северных и южных морей  России[23].

   Казань  имеет достаточно сложную экологическую  ситуацию, которая несколько хуже, чем у ряда крупных городов  России.

   Теперь  рассмотрим стратегию по этапам. После этапа актуализации потребности в разработке стратегии, необходимо перейти к формулированию миссии города, что является одной из центральных проблем разработки его стратегии. Принятие миссии города основной частью его жителей – путь к эффективной коммуникации властей, бизнеса и общества. При наличии стратегии развития, миссия становится важным звеном механизма вовлечения городского сообщества в совместную деятельность по выполнению положений стратегии. Понимание им миссии позволяет достичь более высокого уровня интеграции активной части жителей города в рамках реализации задач его развития.

   Разработка  миссии Казани осуществлялась как в  рамках работы группы экспертов –  разработчиков стратегии развития, так и на основе открытых обсуждений общественностью города, в частности, на городских семинарах, общегородской конференции, посвященных разработке Стратегии.

   При разработке подходов к определению  миссии выявилось, что суть исторических задач Казани в максимальной степени  выражает понимание ее как центра мирного взаимодействия, единения, взаимного развития евразийских  культур[20].

   Предварительный этап обсуждения позволил дать первоначальное определение миссии, в котором  Казань характеризовалась как исторически  созданный путь мирного, творческого  и активного диалога евразийских  народов и культур на основе бережного  сохранения и развития богатства  их традиций.

   Итоговые  обсуждения в рамках дискуссий общественности города привнесли:

  • Определение миссии от лица горожан.
  • Обращение к будущим поколениям.

   В итоге предложен проект миссии города Казани следующего содержания:

“Мы, жители Казани, опираясь на исторический опыт мирного диалога народов, основанный на бережном сохранении и развитии их культур и традиций, хотим передать будущим поколениям уютный и процветающий город равных возможностей.

Для этого  Мы, осознавая свое единство в ответственности  за будущее и признавая высшей ценностью справедливость:

  • сделаем власть ответственной, открытой и подотчетной;
  • будем уважать и ценить инициативу каждого;
  • сделаем предпринимательство основой нашего процветания;
  • сделаем образование потребностью каждого горожанина;
  • будем добрыми соседями;
  • сделаем чистыми и благоустроенными наши подъезды и дворы;
  • сделаем город удобным для всех поколений”.

   Содержание  предложенной миссии, с одной стороны, характеризует главные цели существования  Казани, ее значение как города. С  другой стороны, значительная часть  положений предложенной миссии, особенно обращение к будущим поколениям, во многом определяет главную задачу развития города и является системообразующей основой Стратегии развития Казани до 2015 г. Миссия позволяет дать законченные формулировки главной цели, системы целей, мер по их реализации, заложить базу анализа основных подсистем города.

   Все положения миссии в целом направлены на образ города как процветающего, уютного и равных возможностей, т.е. выражают единство развитых общественных институтов, динамичной, эффективной  экономики, а также чистой, комфортной среды обитания жителей. Все эти  ориентиры развития городского сообщества являются основными элементами качества жизни, поэтому главной стратегической целью развития города до 2015 г. выбрано  постоянное повышение качества жизни  населения

     На  следующем этапе необходимо рассмотреть  основные вызовы развитию Казани на период до 2015 г.

     Стратегия должна учитывать вызовы развитию, которые наиболее вероятны в планируемый  период. Под вызовом понимается осознаваемое вероятное перспективное состояние  внешней и внутренней среды города, которое порождает серьезные  осложнения или новые возможности  в развитии и требует упреждающей  реакции в планируемом периоде. Систематизация вызовов является основой  анализа конкурентных преимуществ  и недостатков города (SWOT-анализа). Если не рассматривать глобальные вызовы, то к числу основных прогнозируемых вызовов развитию Казани можно отнести  следующие[20]:

    Вызовы  городской системе в целом 

  • Недостаточное использование выгод геополитического положения.
  • Слабое позиционирование города в России и мире.
  • Возможность изменения административно-территориального деления страны.
  • Конкурентная борьба городов и регионов за лидерство в Приволжском Федеральном округе.
  • Развитие системы местного самоуправления.

         Вызовы  подсистеме "Население"

  • Неразвитость гражданского общества.
  • Резкое социальное расслоение населения.
  • Старение населения. Увеличение демографической нагрузки.
  • Снижение рождаемости.
  • Низкая продолжительность жизни.
  • Значительный разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин.

           Вызовы подсистеме "Экономика" 

  • Недостаточный уровень интегрированности в экономическую систему России. Относительная закрытость экономики региона.
  • Неблагоприятный инвестиционный климат.
  • Отсутствие равных условий для конкуренции.
  • Незначительный экспортный потенциал имеющихся производственных отраслей (за исключением вертолетостроения и химических производств).

Информация о работе Стратегия развития региона