Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть разработку стратегии региона.
Для этого необходимо обозначить следующие задачи:
o Рассмотреть теоретический аспект стратегии региона;
o Дать характеристику этапам разработки стратегического плана развития региона;
o Рассмотреть этапы разработки стратегии развития региона на примере Стратегии развития Казани до 2015 года.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегии развития региона 5
2. Этапы разработки стратегического плана развития региона 11
3. Этапы разработки стратегия развития региона на примере
Стратегии развития Казани до 2015 года 21
Заключение 31
Список использованных источников
Многочисленные
исследования показывают, что благосостояние
регионов зависит от уровня производительности
расположенных на их территории корпораций.
Уровень производительности зависит
от способности предприятий
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что стратегия развития региона представляет собой систему обоснованных целей, направлений, путей и способов долгосрочного динамичного социально-экономического развития региона, а также систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.
Стратегия
позволяет преобразовать
2. Этапы разработки стратегического плана развития региона
Рассмотрим шесть этапов разработки стратегического плана развития, реализация которых позволяет собрать требуемую для принятия решения информацию о состоянии региона, его окружения, сформировать стратегическую систему целей, систему критериев и ограничений, а также систему показателей регионального развития[4, с.95] (табл.2.1).
Этапы разработки
стратегического плана развития
региона
Этап разработки стратегии | Результат этапа/форма представления | |
Этап 1. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона | ||
1.
Актуализация потребности в |
Постановление
главы администрации о | |
2.
Определение и детализация |
Философия развития региона (видение, миссия), цели региона. Детализированная модель системы целей и система показателей развития региона | |
3.
Определение текущего
|
Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы) | |
4.
Определение состояния внешней
среды региона
|
Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды | |
5.
Определение критериев оценки
и ограничений
|
Система критериев и ограничений | |
Этап 2. Разработка плана стратегического развития региона | ||
1. Формирование
коллекции эталонных |
Множество
эталонных стратегий и | |
2. Разработка оригинальных альтернатив | Множество оригинальных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем | |
3. Выбор стратегии развития региона и первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем | Концепция стратегии развития региона (в том числе философия развития региона) и перечень первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем | |
4. Формирование
стратегического плана |
Стратегический
план развития региона включающий:
концепцию стратегического | |
5. Корректировка
и детализация системы |
Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии
Актуализация потребности в разработке стратегического плана развития региона может быть как инициативной (внутрирегиональной, как инициатива администрации или иных региональных субъектов целеполагания), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы).
И в том, и в другом случае результатом этапа должно быть решение главы администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана.
Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы показателей развития региона.
Определение видения региона как объекта стратегического планирования. На рисунке 2.1 представлено видение региона в четырёх аспектах.
Все
четыре аспекта видения должны быть
взаимосвязаны. Например, «эковидение»
региона как средоточия туристических
услуг и глобального
То
же касается и «техновидения» - оно
обязательно должно включать видение
системы образования как
Общее видение |
Техновидение | Социовидение | Хомовидение | Эковидение |
Аспект
науки и
техники: научный потенциал региона, система научно-исследовательских организаций, банков и бирж новаций, баз знаний, консультационных центров и научных школ |
Социально-организационный аспект: система власти, общественные организации, политические организации, население региона, система социальных учреждений | Общественный аспект: родовой человек, представленный стуктурой социума, множеством характеристик (системой ценностей, уровнем развития интеллекта, мировоззрением), обладание которыми требуются для гармоничного развития и осуществление личной миссии как части миссии общества | Экономико-экологический
аспект: система экономических |
Рис.
2.1 Четыре аспекта видения регионов
«Социовидение» должно обеспечивать приемлемые условия существования человека как элемента системы производства туристических услуг. Это может быть и видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимаются не как цель, а скорее как необходимое условие развития региона.
Видение
региона в перечисленных
Распространение
влияния видения на дальнейшие этапы
планирования позволяет говорить о
построенной модели как о четырёхаспектной
концепции регионального
Определение
миссии региона является логическим
продолжением разработки видения. Это
уже не столько образ региона
в различных аспектах, сколько
«амбициозное заявление о намерениях».
Миссия не обязательно должна быть
амбициозной, но чаще всего несколько
завышенная формулировка миссии является
дополнительным стимулом достижения поставленных
целей. Создаётся ситуация, когда
реализация миссии является победой
над ограниченными
Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для себя, сформулировать «миссию вовнутрь».
«Миссия вовне» и «миссия вовнутрь» являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной деятельности вносит вклад в осуществление «миссии вовне», осознавая необходимость её реализации для обеспечения «миссии вовнутрь» в обмен на гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона.
Так, например, миссия вовне для видения региона глобальным туристическим комплексом может звучать так: «Обеспечить каждому въезжающему на территорию региона туристу культурный, дифференцированный отдых уровня качества, соответствующего мировым стандартам». Миссия вовнутрь может в зависимости от амбициозности варьировать, но в большинстве случаев её направленность одинакова: развитие региона во всех четырёх рассмотренных выше аспектах направления видения.
Такое
разделение весьма условно, т.к. вообще
миссия представляет вектор, направленный
в сторону видения, т.е. достижения
состояния, ассоциируемого у субъектов
целеполагания с успехом, с выполнением
миссии. Миссия - это предназначение
региона в структуре мировой
социально-экономической
Цели региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую его видению. Если видение - это образ, миссия - предназначение, то цель - это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии, идеальное состояние региона.
Например, если видение региона определено как средоточие туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса с высоким уровнем социальной обеспеченности и развития среднестатистического индивида, то цели должны описывать все три обозначенных аспекта развития региона в качественных, однозначно характеризующих его состояние показателях (занимаемый сегмент туристических услуг, доходы на душу населения, структура населения по уровню развития). Показатели должны быть исчислены не от настоящего состояния региона, а от показателей развития субъектов Федерации. Следует, например, говорить не о росте рынка на 25%, а о 10% занимаемого сегмента туристических услуг.
Исполнение стратегии требует привлечения ресурсов в сферы стратегического развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер[15, с.230].
Обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение интенсивного развития одновременно с сохранением социального обеспечения возможно лишь в случае поддержки программ развития из внешней среды (например, из бюджета государства).