Структурные модели административно-государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание

Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства - это система взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря - их населением и действующими там органами публичной власти. Некоторые конституции, в основном развивающихся и ряда других стран, особо озабоченных обеспечением целостности своей территории и своих прав на ее природные ресурсы, содержат ее описание.

Работа состоит из  1 файл

Штаты в системе государственного управления ВАГС.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

      Согласно  ст.  6  швейцарской  Конституции,  кантоны обязаны испрашивать  у  Конфедерации  гарантию  для  своих конституций, которая дается при соблюдении трех условий:                  

  • конституции не противоречат положениям Федеральной  конституции;
  • они обеспечивают осуществление политических прав согласно республиканским  представительным   или  демократическим формам,                                          
  • они приняты народом и могут быть пересмотрены по требованию абсолютного большинства граждан.                     

      Как  правило,  конституции  не  называют  субъекты федераций суверенными,  однако  есть  некоторые  исключения  и  из  этого правила. Согласно ст.  3 швейцарской  Конституции, «кантоны  суверенны,  поскольку  их  суверенитет  не  ограничен Федеральной  конституцией,  и  как  таковые  они  осуществляют  все права, которые не переданы федеральной  власти». Вопрос  о том, может ли суверенитет  быть ограниченным,  в теории  спорен. Нам представляется, что суверенитет,  то есть  верховенство власти, если ограничен, то уже  не является  суверенитетом. Теоретически  допустим  суверенитет  субъекта  федерации,  однако  лишь в случае,  если за  этим субъектом  признается право  на одностороннее  решение  о  выходе из  федерации. Но  и в  этом случае, пока  решение  о  выходе не  принято, суверенитет  субъекта федерации  является  как  бы  спящим, то  есть существует  лишь в потенции.                                                     

      Запретив  политические  союзы  и  договоры  между  кантонами, швейцарская  Конституция  признала  за  ними   право  заключать между  собой  соглашения  по  вопросам  законодательства, администрации  и  правосудия с  доведением до  сведения федеральной власти,  которая  может  воспрепятствовать исполнению  этих соглашений  в   случае  нарушения   ими  прав   Конфедерации  или других  кантонов, но  в остальных  случаях кантоны  вправе требовать  содействия  федеральных  властей   исполнению  соглашений. Австрийский  Федеральный конституционный закон 1920 года в редакции 1929 года предусматривает в ч. 2 ст. 15-а  соглашения земель  между собой  по вопросам  их компетенции; эти  соглашения должны незамедлительно сообщаться  Федеральному  правительству. Вообще же сотрудничество  между субъектами  федераций в  решении  вопросов  их  компетенции  в демократических странах довольно широко  развито. В  ряде стран существуют устойчивые формы такого сотрудничества, как, например,  в  США   Совет  правительств штатов,  Национальная конференция  легислатур  (т.е.  законодательных  собраний  штатов), Национальная ассоциация губернаторов.

      В интересах единообразного по возможности  правового регулирования  общественных отношений в некоторых федеративных государствах  целенаправленно осуществляются меры  по унификации законодательства  субъектов  федераций.  Проекты  унифицированных   законодательных   актов   в   США  разрабатываются созданной еще  в 1892  году Национальной  конференцией уполномоченных  по  унификации  законов  штатов, в  Германии, Канаде, Австралии  -  на  конференциях  глав или  представителей исполнительной власти.                                           

      Конституция  США  по  существу  запрещает   штатам  осуществление   внешних  сношений.   В  более поздних  федеративных  конституциях,  особенно  последнего времени, можно встретить несколько иной  подход. Так,  согласно ч. 3  ст. 32  Основного закона  для Германии  земли в сфере своей законодательной компетенции могут с   согласия  Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами. Швейцарская конституция в ст. 9 и 10 предусмотрела,  что в виде  исключения  за  кантонами  сохраняется право  заключать с иностранными  государствами  договоры  по   вопросам  народного хозяйства,  соседских  отношений  и  полиции  при том,  что эти договоры  не  будут   противоречить  правам   Конфедерации  или других  кантонов;  по  этим  вопросам  кантоны могут  входить в непосредственные   отношения   лишь   с   низшими  иностранными властями  и  чиновниками,  а  вообще  в  официальных отношениях кантонов  с  иностранными правительствами или их представителями посредником выступает Федеральный совет (правительство).  Впрочем,  практика  заключения   кантонами международных договоров прекратилась еще в 40-е годы прошлого  века. Тем не менее, ст. 7 югославской Конституции идет еще дальше:     

      «Республика-член  в  пределах  своей компетенции  может поддерживать   международные  отношения,   основывать  собственные  представительства  в  других государствах  и вступать  в международную  организацию.                                      

      Республика-член  в  пределах  своей  компетенции  может  заключать международные  соглашения, если  они не  наносят  ущерба Союзной Республике Югославии  или другой республике-члену».

      Следует  отметить  специфическую  особенность  трех  кантонов  Швейцарии  (это  Аппенцелль,  Базель  и  Унтервальден), которая заключается в том, что  каждый из  них состоит  из  двух  полукантонов. Каждый  из полукантонов  имеет свою систему органов власти,  а представительство  их в  Совете кантонов  -  половинное по  сравнению с  представительством кантонов.   

Территориальное образование как  звено в системе  государственного управления. Система государственного управления в США

      Соединенные Штаты Америки являются федеративным государством, состоящим из 50 штатов и федерального округа Колумбия.  По форме правления США  — президентская республика, где президент возглавляет исполнительную власть, конгресс  — законодательную, а Верховный суд  — судебную.  Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные органы  — легислатуры и свою исполнительную власть, представляемую губернатором.

      Высший  орган государственной власти, конгресс, состоит из двух палат: палаты представителей и сената.  Палата представителей  — это нижняя палата парламента, которая формируется на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства.  Входящие в состав палаты 435 членов избираются на два года, представляя интересы штатов, от которых они избраны.  Численность представителей штата в нижней палате зависит от численности его населения, которая составляет в среднем 520 тыс. чел.  Поэтому больше всего представителей в нижней палате имеют такие штаты, как Калифорния и Нью-Йорк (45 и 34 соответственно), а меньше всего  — Аляска, Вермонт, Вайоминг  — по одному.  Возглавляет палату представителей спикер, избираемый из числа ее депутатов.  Сенат  — верхняя палата американского парламента  — представляет прежде всего интересы штатов и избирается на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года.  В верхней палате все штаты представлены равномерно  — по 2 сенатора от штата, независимо от их численности.  Обладая равными с палатой представителей правами, сенату предписано выполнение таких важных функций, как утверждение назначения высших руководителей, ратификация международных договоров.  В случае процедуры импичмента именно сенат берет на себя функции судебного органа.  Председательствует на заседаниях сената вице-президент США.

      Президент США является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти.  Он избирается сроком на четыре года путем косвенных выборов с использованием института выборщиков.  Все принятые конгрессом законопроекты (билли) должны быть утверждены главой государства.  При отказе президента от утверждения документа конгресс имеет право преодолеть президентское вето в каждой палате квалифицированным большинством голосов.  Значительное число законопроектов президент США издает от своего имени, и все они по статусу не ниже законов, принятых конгрессом.  Кабинет совета министров формируется самим президентом, хотя и «по совету и с согласия» сената.  Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу.

      Исполнительную  власть в США составляют исполнительные департаменты, независимые агентства  и правительственные корпорации.  Департаменты строго подчинены президенту страны и выполняют функции отраслевых министерств.  Независимые агентства имеют большую степень автономии, осуществляя узкие специализированные функции.  К примеру, статус агентств имеют такие организации, как НАСА, федеральная резервная система, комиссия по междуштатной торговле и др.

      Судебная  система США построена иерархическим  способом с четким разделением функций  между судебными уровнями.  В  федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные  и окружные суды, а также специальные суды.  Основной функцией Верховного суда является рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут «федеральный вопрос».  Это могут быть вопросы по спорам между двумя и более штатами, по международным искам и т. п. Апелляционные суды, созданные в  1891 г., являются судами промежуточной юрисдикции, служат своеобразным мостиком между Верховным судом и окружными судами.  Окружные суды являются основным звеном федеральной судебной системы.  Вся территория страны поделена на 95 округов с учетом границ между штатами.  Окружные суды в первой инстанции рассматривают гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, дела по банкротству, а также жалобы на действия административных органов.  К перечню специализированных федеральных судов следует отнести претензионный суд, суд по внешней торговле, налоговый суд и др.

      Структура органов местного самоуправления включает в себя различные уровни.  Всего, по данным 1997 г., в США насчитывалось 84 995 органов местного управления, в том числе 3043 графства, 19 279 муниципалитетов, 16 656 таунов и тауншипов, 14 422 школьных округа и 31 555 специальных округов.

      Наиболее  крупными органами местного самоуправления в США являются графства и муниципалитеты.  Если графства главным образом функционируют в сельской местности, где большая территория и невысокая плотность расселения, то муниципалитеты группируются вокруг урбанизированных поселений, характерной чертой которых является высокая степень внутренней интегрированности их хозяйственных функций.  С точки зрения совокупных расходов, ведущими среди органов местной власти являются муниципалитеты (33% совокупных расходов) и школьные округа (30%).  Остальные 37% соответственно распределены между таунами (тауншипами)  — 3%, графствами  — 23% и специальными округами  — 11%.

      Графства  существуют в 48 штатах (отсутствуют  в штатах Коннектикут и Род-Айленд).  При этом заслуживает внимания неравномерное  их распределение по территориям  и по численности.  Так, если в  штате Техас расположены 264 графства, то в штатах Делавер и Гавайи  — всего по три.  Роль графств стала стремительно расти в период с 1972 по 1977 г.:  за это время федеральная помощь графствам возросла более чем в восемь раз (муниципалитетам  — только в 2,5 раза)1.

      Структура доходов графств на одну треть  формируется от межправительственных поступлений, в том числе от правительств штатов, другую треть составляют налоги, главным образом налог на собственность, и оставшаяся часть пополняется  за счет различных платежей и добровольных пожертвований.  Что касается расходной части бюджета графств, то почти половину всех возможных расходов составляют отчисления на здравоохранение, социальное обеспечение и образование.

      Отличительная характеристика муниципалитетов заключена  в наделении их юридическими правами муниципальных корпораций.  Соответствующий их статус определяется некоторой замкнутостью и автономностью экономической базы муниципалитета, представляющего города и крупные населенные пункты.  Будучи самостоятельным экономическим агентом, муниципалитет является самостоятельным рыночным субъектом, определяющим собственную стратегическую политику.  Графства, в отличие от муниципалитетов, не наделены правом издания собственных законодательных актов, за исключением ряда графств, получивших право на самоуправление  — гомруль: они призваны обеспечивать реализацию на местах законодательства штатов1.  Среди основных функций муниципалитетов следует выделить владение собственностью; участие в покупке и продаже крупных партий товаров; преследование в судебном порядке лиц, нарушающих законность; заем денежных средств и предоставление займов; заключение контрактов и пр.  На территории США муниципалитеты распространены крайне неравномерно, и если в штате Иллинойс их количество превышает тысячу единиц, то в штате Гавайи имеется только один муниципалитет.  Границы муниципалитета задаются хартией, издаваемой властями штата.  В формировании доходной части муниципального бюджета значительная доля приходится на доходы от коммунальных предприятий и продажи спиртных напитков, являющихся специфическим источником формирования местных бюджетов.  Вместе с тем сохраняется финансирование как от правительств штатов, так и при помощи определенных категорий местного налога: на собственность, прибыль, выдачу лицензий и т. д. В структуре расходов бюджетные средства пропорционально распределены между функциями социальной сферы (коммунальные услуги, здравоохранение, социальная помощь и образование) и безопасности (полиции).

Информация о работе Структурные модели административно-государственного управления