Структурные модели административно-государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание

Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства - это система взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря - их населением и действующими там органами публичной власти. Некоторые конституции, в основном развивающихся и ряда других стран, особо озабоченных обеспечением целостности своей территории и своих прав на ее природные ресурсы, содержат ее описание.

Работа состоит из  1 файл

Штаты в системе государственного управления ВАГС.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

      Таунами (тауншипами) называются административные единицы с небольшим количеством (до 25 тыс.  человек) населения.  Права на самоуправление таунов и тауншипов законодательно существенно ограничены.  Тауншипы представлены только в двадцати из пятидесяти американских штатов.

      Бюджет  местных органов власти в США складывается из четырех основных источников: местных налогов (главным образом, налогов на собственность), платежей за муниципальные услуги, межправительственных поступлений, а также муниципальных займов. 

      Таким образом, местные органы в США в пределах своих полномочий формируют больше половины доходной части своего бюджета, тогда как только одна треть располагаемых средств комплектуется за счет правительственных грантов или субвенций. 

      Низший  уровень системы местного управления составляют школьные и специализированные округа.  Школьные и специализированные округа создаются в границах, не совпадающих с административными, будучи ориентированными на решение локальных вопросов, имеющих базовое значение для образованного округа.  Управляется округ выборными советами из представителей общественности, которые осуществляют свои функции на общественных началах.  Специализированные округа образованы вокруг профильной для каждой территории отрасли (дорожной, коммунальной, транспортной, инновационной), максимально сконцентрировав в своих границах производственную и вспомогательную базу для своего развития.  Образование школьных округов обязано стремлению федеральных властей увеличить бюджеты средних учебных заведений в стране.  Значение, уделяемое государством вопросам развития школьного образования, базу которого обеспечивает самоуправляемый статус этих институтов, подтверждает тот факт, что на поддержку начального и среднего образования в США из федерального бюджета направлено 62,3% всех выделяемых на региональный уровень финансовых средств.  Однако число школьных округов в последние годы несколько сокращается, что объясняется интеграционными тенденциями в образовании.  Зато заметно возрастает количество специализированных округов, учреждаемых вокруг отдельных отраслевых и наукоемких технологических центров (транспортных зон, технопарков, рекреационных территорий и т. д.).

      Каждый  штат имеет свою Конституцию, Законодательное  собрание, губернатора и суд. Административное деление штатов прописано в их конституциях. Так же как и Конгресс, законодательные собрания штатов являются двухпалатными (кроме Небраски). Порядок формирования ветвей власти в штатах во многом аналогичен федеральному, за исключением судебной власти. В большинстве штатов верховные судьи не назначаются, а избираются на длительный срок.

      Основа  построения государственной системы  в США заключается в том, что  она строится от штатов к федерации, а не наоборот, и каждый штат обладает полным суверенитетом на своей территории, за исключением того, что было передано федеральному правительству. Поэтому штаты принимают свои законы и имеют свои налоги, а конституции многих штатов гораздо длиннее и подробнее, чем Конституция США. Однако Конституция и законы штатов не должны противоречить Конституции США.

      В некоторых штатах проводятся референдумы.

      В Луизиане действует романо-германское право, в то время как в остальных  штатах английское (Общее право).

      К компетенции штатов относится все, кроме того, что было передано в  ведение федерального правительства. Можно упомянуть такие области как образование, в том числе финансирование и управление государственными школами и вузами, строительство транспортной инфраструктуры, выдача лицензий предпринимателям и специалистам, обеспечение общественного порядка и уголовного правосудия, выдача водительских прав и разрешений на заключение брака, надзор над финансируемыми государством больницами и домами престарелых, управление парками, надзор над выборами (включая федеральные выборы), руководство национальной гвардией штата. В большинстве штатов бюджеты обязаны быть сбалансированными, за исключением особых ситуаций, перечисленных в Конституции штата.

      Наиболее  типичными административными единицами  штатов являются округа и города. Эти  районы также имеют свои уставы, законодательные, судебные и исполнительные органы власти, которые формируются через выборы. Хотя каждый из органов самоуправления относительно невелик по размеру, их суммарное количество таково, что из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8,500 относятся к федеральному и региональному уровню. Остальные работают в местных органах самоуправления. Во многих округах шериф, прокурор, судья, мировой судья, судебно-медицинский эксперт, глава налоговой службы и ревизор являются выборными должностями. В городах избираются муниципальные советы и мэры. В некоторых округах и городах высшие полномочия исполнительной власти сосредоточены в руках профессионального управляющего, которого назначают (то есть, нанимают) представительные органы самоуправления.

      Наряду  с округами и городами существуют специальные территориально-административные единицы штатов, которые отвечают за водообеспечение, экономию воды и природных ресурсов, пожарную безопасность, помощь при чрезвычайных ситуациях, транспорт и которые финансируются за счёт отдельных налогов. Их руководство в одних случаях избирается, в других назначается властями штата. Управление государственными школами осуществляют советы по образованию соответствующего школьного округа, которые состоят либо из выборных лиц, либо из опекунов.

      Итак, главная черта американской  системы   государственного   управления  - федеральное устройство, заложенное в Конституции страны. В  США  насчитывается 50  штатов  и один федеральный округ под названием  Колумбия, в котором расположена  столица - Вашингтон. Последними а состав страны вошли Аляска (49-й  штат ) и Гавайи (50-й  штат ) - и тот и другой в 1959 году. Округ Колумбия - федеральный округ, находящийся под юрисдикцией Конгресса  США . Пуэрто-Рико - это страна, ассоциированная с  США . Другие зависимые территории: остров Бейкер, Виргинские острова, Восточное Самоа, Гуам, остров Джарвис, атолл Джонстон, риф Кингмен, острова Мидуэй, остров Навасса, атолл Пальмира, атолл Уэйк и остров Хауленд. С 18 июля 1947 года по 1 октября 1994 года  США  управляли подопечной территорией Тихоокеанские острова, но с недавних пор со всеми четырьмя политическими единицами установлены новые политические взаимоотношения: Марианские острова ныне являются страной, состоящей в политическом союзе с  США  (с 3 ноября 1986 года); Республика Палау заключила соглашение о свободной ассоциации с  США  (с 1 октября 1994 года); Федеративные  Штаты  Микронезии подписали соглашение о свободной ассоциации с  США  (с 3 ноября 1986 года); Республика Маршалловы Острова подписала соглашение о свободной ассоциации с  США  (с 21 октября 1986 года).

      Вопросы, касающиеся исключительно того или  иного  штата , как правило, находятся  в ведении правительства  штата . К ним относятся внутренние средства связи; регулирование вопросов собственности, промышленности, предпринимательской деятельности и коммунальных услуг; уголовный кодекс  штата ; условия труда в  штате . Многие вопросы находятся в совместном ведении органов власти  штата  и федеральных органов власти. В последние годы федеральное правительство взяло на себя более широкие функции в таких вопросах, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, транспорт, жилищное строительство и городское развитие. Конституции  штатов  отличаются друг от друга в деталях, но в целом построены по образцу федеральной Конституции, включая провозглашение прав личности и общую схему осуществления  государственной  власти. В таких вопросах, как работа предприятий, банков, коммунальных предприятий и благотворительных учреждений, конституции  штатов  часто оказываются более подробными, чем федеральная Конституция.

      США - это федеративное государство с  формой правления президентская  республика. Исторически оно создавалось  как сильно децентрализованное государство  на основе политического союза между  добившимися независимости колониями, которые при объединении сохранили за собой конституционные гарантии своих прав. В общих чертах система общественного управления США сформировалась в XVII-XVIII вв. и в настоящее время она представлена 50 штатами и ~ 82.000 органов местной власти.

      У каждого штата есть своя конституция, закрепляющая основные принципы и формы  его государственного устройства, юридические  прерогативы, а также принципы построения и функционирования местных органов  власти, полностью зависящих в  правовом отношении от штата. Штаты и местные органы управления имеют право самостоятельно формировать бюджеты на основе собственных налогов, получать иные виды доходов, а также регулировать экономическую и социальную деятельность на своей территории.

      С начала этого столетия в США развернулась перманентная борьба двух тенденций: с одной стороны, усиления централизации государственной власти с целью трансформации в унитарное государство, а с другой стороны, сохранение и расширение прав штатов и органов местного самоуправления. Эти противоположные тенденции отражали различия в установках двух крупнейших политических партий страны: демократической и республиканской. Первая выступала за расширение полномочий федерального правительства в решении внутренних проблем штатов, а вторая требовала наоборот ограничить власть центра.

                                                          

                                                            

 

Заключение

      Территория    государства (в федерациях  - территория  субъектов федерации)  делится на административно-территориальные  единицы.  Такого деления  нет только в  очень  мелких  островных  государствах  (Аруба,  Бахрейн,  Мальта, Науру, Тувалу и др.). Бывает двухзвенное деление:  области (губернии, округа, провинции)  - общины  (муниципии, коммуны),  трехзвенное: области  -  районы  -  общины,  четырехзвенное:  регионы  -  области  - районы  - общины.  Двухзвенное деление  существует, например,  в Болгарии, трехзвенное - в Китае, четырехзвенное -  во Франции.  В каждой из таких единиц есть либо  назначенное должностное  лицо, управляющее ею (губернатор в Финляндии,  воевода в  Польше, управитель  области в Болгарии), либо  назначенное должностное  лицо и  избранный гражданами совет (префект и генеральный совет  в департаменте  Франции), либо только избранный совет, выбираемые его председатель и мэр  (в графствах Великобритании, в коммунах Франции).

      Местные территориальные единицы являются подразделениями унитарных государств и субъектов федераций, а также  иных регионов, пользующихся государственной автономией.

      Местное управление – это управленческая деятельность  в местной территориальной  единице, осуществляемая центральной  властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление через назначаемые вышестоящей властью административные органы.

      Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной  единицы - территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами.

      Органы  местного самоуправления могут в судебном порядке защищать свою автономию не только от местных администраторов, но даже от парламентов, президентов и правительств.  

      Проблема  территориального  устройства возникла  после того, как  увеличившиеся   размеры  территории  государства,  далеко вышедшей за  рамки города  с окрестностями,  потребовали создания  специальных  органов  и  учреждений  для  управления периферией. В период абсолютизма  центральная  власть  в  лице   монарха  определяла административно-территориальное  деление   страны   -   систему единиц,  на  которые делилась  ее  территория и в которых действовали назначенные из центра  должностные лица  или органы власти. Деление в большинстве случаев не  было чисто искусственным,  не  определялось  произвольно  проведенными  на карте линиями.  Обычно  оно строилось с учетом фактического расселения  людей,  реальных  связей  между поселениями.  Учитывались при этом  и   административные  задачи   -  интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных   государствах  административно-территориальное  деление  становилось  ступенчатым:  мелкие   единицы,  сохраняя свою  обособленность,  включались в  крупные, и  чиновники, управлявшие  мелкими  единицами,  ставились  в  подчинение чиновникам,  которым  вверялось  управление  соответствующими  крупными единицами.                                                             

      По  мере  разложения  абсолютизма  и  перехода  к индустриальному  строю  в  низовых  территориальных  единицах  -  городских   и  сельских  общинах  -  начало  формироваться  местное  самоуправление  (впрочем,  некоторые  города пользовались  правами самоуправления  и  в  феодальную  эпоху), а  затем оно  стало распространяться  и  на  более  крупные   территориальные  единицы.  Происходил,  процесс объединения государств, а также, аннексия, то  есть насильственное  присоединение слабых  государств  к  сильным с  сохранением иногда  признаков государственности   у   присоединенных.  

Информация о работе Структурные модели административно-государственного управления