Сущность хозяйственных связей и принципы их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание

Хозяйственные связи – это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок товаров. Сюда входят следующие отношения: экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и др.
Со стороны торговли в хозяйственных связях участвуют торговые предприятия, оптовые и крупные розничные. От промышленности выступают производственные предприятия, объединения, комбинаты.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 91.23 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Сущность хозяйственных связей и принципы их формирования

 

1.1Особенности  развития хозяйственных связей  в новых экономических условиях.

 

Хозяйственные связи –  это отношения, складывающиеся между  поставщиками и покупателями в процессе поставок товаров. Сюда входят следующие  отношения: экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и др.

Со стороны торговли в  хозяйственных связях участвуют  торговые предприятия, оптовые и  крупные розничные. От промышленности выступают производственные предприятия, объединения, комбинаты.

Система хозяйственных связей включает:

- участие торговых организаций  в разработке промышленными предприятиями  планов производства товаров  посредством предоставления заявок  и заказов;

- хозяйственные договоры;

- контроль соблюдения  договорных обязательств;

- применение экономических  санкций;

- участие в работе товарных  бирж и оптовых ярмарок;

- проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;

- установление оптимальных  финансовых взаимоотношений;

- применение административно-правовых  норм и др.

До перестройки, при административно-командной  системе управления экономикой организация  хозяйственных связей по поставкам  товаров подвергалась детальному государственному регулированию регламентированию. Государственное регулирование  хозяйственных взаимоотношений  поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено  с самого начала развития централизованной административной системы экономики.

До 1959 г. в стране действовали  многочисленные Основные условия поставки основных видов товаров. В 1959г. впервые  были введены в действие Единые положения  о поставках товаров народного  потребления и о поставках  продукции производственно-технического назначения, одновременно с которыми действовали и различные Особые условия поставки отдельных видов  товаров. В 1969 и 1981гг. Положения о  поставках были пересмотрены с целью  большей регламентации условий  поставок от поставщиков к покупателям, что существенно ограничило инициативу предприятий и организаций из-за невозможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением  договоров поставки. В Положениях господствовали нормы директивного характера, которые ограничивали выбор  партнёра, возможности сторон оговаривать  условия договора. Особые условия  поставки также содержали множество  обязательных при заключении и исполнении договора норм.

В 1988г. были утверждены Положение  о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках  товаров народного потребления. С принятием этих Положений был  сделан шаг в сторону развития рыночных отношений в организации  хозяйственных связей между поставщиками и покупателями. Стороны, заключающие  договор, получили возможность самостоятельно определять структуру хозяйственных  связей, ассортимент товара, сроки  и порядок поставки, качество доставки, качество товаров, во многих случаях  цены. Но по мере перехода к рыночной экономике эти Положения утратили своё обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль вспомогательного, добровольно принятого консультативно-методического  документа во взаимоотношениях между  поставщиками и покупателями товаров.

Развитие рыночной экономики  привело к значительному расширению самостоятельности и равноправию  партнёров по договору, устранению излишней регламентации, повышению  роли хозяйственного договора. Новые  условия хозяйствования способствовали переходу от административно-командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров.

В условиях развитой рыночной экономики централизованное регулирование  хозяйственных связей между поставщиками и покупателями уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между  партнёрами. Хозяйственные связи  между поставщиками и покупателями товаров требуют определённого  государственного регулирования. В  настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров  является Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором излагаются общие положения договорного  права, включающие понятия и условия  договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения  договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и другие нормы  договорного права.

Помимо Гражданского кодекса  РФ, приняты и введены в действие ряд законов, указов, постановлений  в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг. Приняты  меры по пресечению недобросовестной конкуренции и монополистической  деятельности на рынке. Установлены  налоговые льготы, тарифы, стимулирующие  отечественного производителя товаров  и защищающие внутренний рынок от нежелательной или недоброкачественной  продукции иностранного производства.

Коммерческим инструментом регулирования хозяйственных взаимоотношений  между поставщиками и покупателями являются заявки, заказы – одна из форм хозяйственных связей. Заявка –  документ торговых организаций, отражающий их потребность в товарах. В рыночных условиях заявка необходима поставщику товаров как документ, который  информирует о выявленной потребности  в товарах и ориентирует производителя  на выпуск нужных покупателям товаров. Заказ – требование к поставщику изготовить и поставить в конкретные сроки определённые товары, необходимые  для работы предприятия. Заказ на поставку товаров – это дальнейшая конкретизация заявки, где конкретным поставщикам сообщается развёрнутый ассортимент товаров, подлежащих поставке в предстоящий период. Предоставленный покупателем заказ служит основанием для определения условий договора, таких как количество, ассортимент, качество и сроки поставки. По сути, заказ правомерно рассматривать как преддоговорной документ.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров и  продукции материально-технического назначения, является договор. В п. 1 ст.420 Гражданского кодекса указано: «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских  прав и обязанностей».

Коммерческие работники  должны обеспечивать своевременное  и правильное заключение договоров  с поставщиками и покупателями товаров, установление рациональных прямых договорных связей по поставкам товаров, как  правило, на длительный срок и постоянный контроль за их исполнением.

Рациональные хозяйственные  связи являются условием динамичного  развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции  и товаров народного потребления  покупателям.

Торговые предприятия  устанавливают связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми  посредниками. Поставщиками импортных  товаров чаще всего являются перекупщики  товаров - или посредники, или частные  фирмы. При таких связях снижаются  издержки предприятий розничной  торговли, так как товар ввозится поставщиком в магазин, и предприятие  не несет транспортных расходов, а  оплата производится по мере реализации товара.

Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и  самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.

 

1.2 Роль оптовой  торговли в установлении и  развитии хозяйственных связей  на товарном рынке.

 

Основные участники товарного  рынка - изготовители, посредники, потребители  продукции - должны быть равноправными  партнерами, что проявляется в  такой форме товарных связей, как  оптовая торговля, способная активно  регулировать накопление и перемещение  продукции во времени и пространстве.

Оптовая торговля - это форма  отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные  связи по поставкам продукции  формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.

Исторически процесс развития товарного хозяйства способствовал  обособлению сферы обращения  и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной  торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой  продажи товары не переходят в  сферу личного потребления, они  поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной  торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим торговым предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления. Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцы отличаются от розничных по следующим характеристикам:

- оптовик уделяет меньше  внимания стимулированию, атмосфере  магазина и расположению своего  торгового предприятия;

- оптовик имеет дело  преимущественно с профессиональными  клиентами, а не с конечными  потребителями;

- оптовые сделки по  объему обычно крупнее розничных;

- торговая зона оптовика, как правило, значительно больше  таковой у розничного торговца;

- правовые нормы и налоговая  политика в отношении оптовых  и розничных торговцев различается .

Оптовая торговля оказывает  услуги производителям товаров и  розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.

Оптовая торговля как никакое  другое звено, связанное с реализацией  товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки  за счёт накопления и перемещения  товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место  во всей её деятельности. Оптовые предприятия  призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность  функционирования всего народнохозяйственного  комплекса, сбалансированность внутреннего  рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет  значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано  не только с развитием оптовой  торговли предметами потребления, но и  с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две  формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических  и товарных ресурсов. Оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Мелкому производителю с ограниченными  финансовыми ресурсами не под  силу создать и содержать организацию  прямого маркетинга. Даже располагая достаточным капиталом, производитель  предпочитает направлять средства на развитие собственного производства, а не на организацию оптовой торговли. Эффективность деятельности оптовых  торговцев практически всегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в  сфере розничной продажи и  наличию специальных знаний и  умений. Розничные торговцы, имеющие  дело с широким ассортиментом  товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей. Оптовая торговля связывает практически  все отрасли экономики, все предприятия  и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения  товара от изготовителей до предприятий  розничной торговли, а при торговле продукцией производственно-технического назначения - непосредственно до предприятий-потребителей. Существуют следующие формы оптовой  торговли:

- прямые связи между  изготовителями и покупателями;

- через посреднические  организации и предприятия; коммерческие контакты субъектов рынка.

Прямые связи в хозяйственных  взаимоотношениях между производителями  и покупателями товаров практикуются при транзитных (вагонных) поставках  партии продукции.

Хозяйственные связи по поставке продукции могут быть краткосрочными до года и длительными. Быстрая смена  ассортимента продукции, высокие темпы  обновления ее номенклатуры, единовременный характер потребления требуют краткосрочных  хозяйственных связей, но в большинстве  случаев экономически целесообразнее длительные связи. При длительных хозяйственных  связях поставщику и покупателю предоставлено  право определять номенклатуру и виды, сроки поставок, качество поставляемой продукции, материальную ответственность и материальное вознаграждение за выполнение условий поставок. Такие связи обеспечивают сторонам непосредственный контакт, позволяют взаимоувязывать периодичность поставки, сокращать время на согласование условий ассортимента, дополнительных технических требований. Потребители могут стимулировать производителей в выпуске высококачественной продукции, а производители, заинтересованные в сбыте продукции, оказывать различную помощь и услуги потребителям.

Организация прямых длительных хозяйственных связей позволяет:

- освобождать стороны  от ежегодного составления договора  поставки (договор оформляется на  несколько лет);

- периодически корректировать  ассортимент и поквартальные  сроки поставки;

- отрабатывать технологию  изготовления продукции и тем  самым повышать ее качество;

- согласовывать графики  производства продукции с заинтересован иными предприятиями;

- сокращать сроки представления  спецификаций;

- снижать документооборот в сфере обращения.

Оптовая торговля через посреднические организации и предприятия (оптовые  магазины и базы, мелкооптовые и  фирменные магазины и др.) целесообразна  для покупателей, приобретающих  продукцию в разовом порядке  или в объемах меньше транзитных норм.

Располагая складскими площадями, складским технологическим оборудованием (стеллажами, контейнерами, бункерами, резервуарами и др.) и подъемно-транспортными  средствами (погрузчиками, кранами, конвейерами  и др.), посреднические предприятия  организуют приемку, сортировку, хранение, отпуск товаров покупателям. Кроме того, эти предприятия оказывают покупателям различные услуги (по подготовке продукции и потреблению. коммерческо-информационные, транспортные, транспортно-экспедиционные, лизинговые и др.).

Информация о работе Сущность хозяйственных связей и принципы их формирования