Сущность хозяйственных связей и принципы их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание

Хозяйственные связи – это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок товаров. Сюда входят следующие отношения: экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и др.
Со стороны торговли в хозяйственных связях участвуют торговые предприятия, оптовые и крупные розничные. От промышленности выступают производственные предприятия, объединения, комбинаты.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 91.23 Кб (Скачать документ)

Коммерческие контакты субъектов  рынка бывают нескольких видов.

а) Прямой товарообмен - бартерные  сделки. При этом используются соглашения о поставке конкретного вида товара от одного предприятия к другому, и наоборот. В бартерных сделках, как правило, присутствует натуральный  обмен. В ходе реализации товаров  могут назначаться конкурентные торги, при этом продавцы определяют условия торговли, дают характеристику товара или услуги в письменном виде. Покупатель, изучив предложения, выбирает лучшее на его взгляд.

б) Широкое распространение  получает аукционная торговля, при  которой продавец с целью получения  наибольшей прибыли использует конкуренцию  покупателей, присутствующих при продаже. Аукционную продажу может проводить  продавец или посредническая организация, специализирующаяся на этом виде торговли. На аукционе предлагаются товары как  большими партиями (оптовая торговля), так и отдельными изделиями (розничная  торговля). Публичные аукционные торги  производятся в заранее обусловленное  время в специальном месте. Организация  аукциона включает подготовку, осмотр товара потенциальными покупателями, непосредственно аукционный торг, оформление и исполнение аукционных сделок.

в) Значительная роль в оптовой  торговле отводится товарной бирже.

На бирже товар продается  без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю  и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При  этом ведется свободная купля  и продажа контрактов (покупатель волен самостоятельно выбирать продавца, продавец - покупателя). Сделки заключаются  только профессиональными посредниками - брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются  биржевой котировкой и формируются  под влиянием реальных соотношений  спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.

г) Возможность установления коммерческих контактов между производителем и потенциальными покупателями создают  оптовые ярмарки. Оптовое назначение ярмарок состоит в налаживании  непосредственных деловых контактов  между субъектами рынка (производителями  продукции, посредниками, покупателями), заинтересованными в реализации и приобретении конкретной товарной продукции.

Важнейшая задача оптовой  торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность  успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления

 

 

 

Глава 2. Сущность организационно-экономического механизма оптовой торговли

 

2.1 Роль и функции оптовой торговли в распределении товаров.

 

Исторический процесс  развития товарного хозяйства способствовал  обособлению сферы обращения  и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной  торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой  продажи товары не переходят в  сферу личного потребления, они  либо поступают в производственное потребление, либо приобретаются розничной  торговлей для реализации населению. Понятие оптовой торговли и ее сущности на протяжении всего периода  развития экономической теории является предметом исследования и изучения.

Так, одни исследователи  предлагают разделять трактовку  этого явления в широком и  узком смысле.

Расширенное толкование означает, что покупатель приобретает товар  не для собственного потребления, а  для дальнейшей переработки или  перепродажи с целью получения  прибыли. Узкое трактование связывается с деятельностью специальных товарных предприятий внутренней торговли, при участии которых осуществляется акт обмена между продавцом и покупателем. Оптовая торговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах, большими партиями товаров.

Другая часть ученых, в  частности, профессор Зырянов А. В. предлагает рассматривать оптовую  торговлю относительно макроэкономики и микроуровня экономики. Макроэкономический аспект организации оптовой торговли предполагает:

—   исследование внутриотраслевого  состава сферы обращения;

—   анализ видового состава  и структуры оптовых предприятий  различных сфер экономики.

Микроэкономический анализ оптовой торговли охватывает изучение вопросов внутренней организации оптовых  фирм и предприятий.

Оптовая торговля занимает важное место в экономике рыночных государств, так как имеет ряд  преимуществ для производителей:

а) поставляет товары без  существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, агентам  по перепродаже и крупным потребителям;

б) разгружает органы сбыта  производителя, так как нет необходимости  оформлять множеством накладных, счетов, бухгалтерских документов и писем  и другую документацию;

в) снижаются затраты, связанные  с реализацией продукции, поскольку  вместо большого количества мелких розничных  торговцев, поставки осуществляются в  адрес небольшого перечня крупных  оптовых торговцев.

Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем  продажи товаров производственными  и торговыми предприятиями, а  также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей  реализации населению или для  производственного потребления.

Роль и назначение оптовой  торговли, наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций.

На макроуровне оптовая  торговля выполняет различные рыночные функции:

1. интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

2. оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

3. организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционированию экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Микроэкономические функции  оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные  подфункции или функции оптовых  торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:

—   функция экономической  интеграции территорий и преодоления  пространственного разрыва;

—  функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

—   функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

—      функция сглаживания цен;

—      функция хранения;

—     функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;

—  функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;

—       функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два  вида: традиционные – главным образом  организационно-технические (организация  оптовой купли-продажи, складирования, хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортировка) и новые  – возникающие под влиянием развития рынка. Развитие рыночных отношений  способствует возникновению новых  элементов в деятельности оптовых  предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг  входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Организация оптовой купли-продажи  является одной из важнейших функций  оптовой торговли с тех пор, как  в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контрактной функции  обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так как освобождается  от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные  с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной  сети. Особенно большое значение имеет  хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые  носят сезонный характер. К сожалению, пропорции размещения запасов в  оптовой и розничной торговле в РФ далеко не оптимальные. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров  в зарубежных странах, следует отметить, что оптовому звену принадлежит  ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые организации более  приспособлены для специализированного  выполнения функций хранения. Розничные  предприятия, укрепив связи с  оптовыми поставщиками, освобождаются  от операций по содержанию значительной части товарных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных  помещений магазинов, следовательно, увеличивается площадь торговых залов, снижается численность персонала, обслуживающего раннее при магазинные склады.

Передача на хранение оптовым  предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным компаниям, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции  связана функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят:

—   Подсортировка товаров, их комплектация;

—   Дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация.

Таким образом, оптовые предприятия  преобразуют промышленное предложение  товара в ассортиментные группы, соответствующие  спросу отдельных покупателей.

Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна  в современных условиях, когда  из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все  в большей степени характеризуется  ростом номенклатуры при небольших  объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные  районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции  опта проявляется при доставке товаров  со складов предприятий в розничную  сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Указанные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, то есть обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения раннее нетрадиционных для них задач, Возникающих под  влиянием требований рынка.

В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, то есть выполняет  так называемую информационную функцию. Оптовые предприятия, используя  свое положение пункта пересечения  информационных потоков, способны в  полном объеме обеспечить сбор, накопления, обработку коммерческой информацией, и обобщив и проанализировав  ее, передать контрагенту.

Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальнейшей передачи этой информации включают следующие  элементы: определение емкости рынка, характеристику рыночной ситуации, изучение возможности рынка, определение текущих и перспективных потребностей покупателя, и другие.

Важное значение имеет развитие такой функции опта, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. В практической деятельности, оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя их товар с отсрочкой платежа.

Условия предоставления кредитов разнообразны, зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемого товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функции оптовой торговли в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.

Таким образом, среди основных задач, которые должна решать оптовая  торговля, на первый план выступают  следующие:

1)    сбор и создание  банка данных коньюнктурного исследования рынка с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

2)    размещение производства  товаров в четком соответствии  с действительными запросами  потребителей по ассортименту, количеству, качеству;

3)    своевременное,  ритмичное, качественное обеспечение  потребителей в соответствии  с полученными заказами, договорами  и контрактами;

4)    формирование  товарных запасов и организация  складского хранения в целях  оперативного маневрирования или  в случае покрытия текущей  и непредвиденной потребности  заказчиков;

Информация о работе Сущность хозяйственных связей и принципы их формирования