Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа
Целью работы является исследование и анализ функций менеджмента на предприятиях в современных условиях хозяйствования.
Постановка цели определила следующие основные задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты менеджмента: понятие, сущность, историю развития, его функции;
2. Дать общую характеристику рекламного агентства «Дизайн мастер»
3. Изучить особенности менеджмента в рекламном бизнесе;
4. Рассмотреть организацию управления рекламным агентством
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
Теоретическая глава. Менеджмент как вид деятельности и система управления……………………………………………….6
Понятия: управление и менеджмент …………………….......... 6
Функции менеджмента……………………………………........ 9
Концепция эффективного менеджмента……………………….34
Практическая глава. Реализация функций менеджмента на примере рекламного агентства ООО "Дизайн мастер"……37
Общая характеристика рекламного агентства ООО "Дизайн
мастер"…………………………………………………………37
Реализация основных функций менеджмента в ООО «Дизайн мастер»……………………………………………………………..40
2.3. Рекомендации по совершенствованию менеджмента ООО
«Дизайн мастер».…………...............................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Организационная структура ООО «Дизайн мастер»……….61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Управленческие работы рекламной организации………......62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Дерево целей организации…………………………………..63
Таким образом, менеджмент – это не просто управление организацией, а управление в условиях рынка, рыночной экономики.
В отечественной управленческой литературе понятие «управление» синонимично понятию «руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны. Если термин «управление» распространяется на все субъекты народного хозяйства, то термин «руководство» чаще относится к политической и военной сфере, а также образованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство» чаще распространяется на деятельность отдельного работника, группы или организации.
Как отмечает Сетков В.И., нужно также помнить, что термины «управление», «менеджмент» и «руководство» могут употребляться в смысле реализации функций, а также в смысле определенного института, органа: управление кадров, строительное управление, руководство фирмы или завода, высший и низший уровень менеджмента2.
Специфика труда менеджера заключается в том, что руководитель не принимает непосредственного участия в процессе производства. Этому утверждению соответствует американское определение процесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, это умственный труд.
Предметом
труда менеджера является информация,
объектом воздействия – человек,
средством труда – оргтехника.
Продуктом труда менеджера является
управленческое решение.
Функции управления - это обособившиеся в результате специализации виды управленческой деятельности, обеспечивающие решение различных задач взаимодействия между подразделениями и работниками для осуществления комплекса мероприятий для достижения целей организации.
В начале прошлого века известным французским предпринимателем Анри Файолем на основе богатого опыта управления, приобретенного им в качестве руководителя предприятиями горно-металлургической промышленности Франции, были сформулированы 14 наиболее общих принципов управления организацией. С тех пор прошло почти сто лет, но многие из принципов сохранили свою актуальность до наших дней. В справедливости этих слов можно убедиться, рассмотрев подробнее их суть3.
1. Принцип разделения труда. Принцип применим к осуществлению любой деятельности. Он обеспечивает повышение объемов и качества производства при тех же затратах труда. Реализация принципа предполагает введение специализации труда, позволяющей уменьшить число объектов управления и целей, реализуемых в рамках данной должности. В соответствии с принятым в организации разделением труда за каждым работником закрепляются строго определенные функции. Задача менеджера – проконтролировать их исполнение.
2. Принцип власти и ответственности. Власть – это право отдавать распоряжения и сила, вынуждающая работника подчиняться. Различают власть по уставу – должностная (формальная) и личная (основанная на индивидуальных качествах человека – его авторитете). Объему власти соответствует определенный объем ответственности. Боязнь ответственности часто уводит руководителя от принятия нужных решений. Чувство ответственности рассматривается как важное качество руководителя, гарантирующее от злоупотребления властью.
3. Принцип дисциплины. Обладание властью предполагает право требовать исполнения, соответствующего требованиям. Повиновение необходимо для функционирования организации. Отсутствие дисциплины чаще всего кроется в бездарности начальников. Дисциплина есть соблюдение соглашений между работодателем и наемным работником, которые должны быть ясными и по возможности отражать интересы обеих сторон. За допущенные нарушения руководитель вправе применять к нарушителям дисциплины санкции, выбор и степень жесткости которых зависит от ситуации.
4. Принцип единства распорядительства (командования). Четкое исполнение предполагает получение указаний только от одного вышестоящего руководителя. Нарушение этого принципа наносит ущерб авторитету власти, приводит к подрыву дисциплины. Файоль называет дуализм распорядительства чрезвычайно частным явлением в управлении организацией, наносящим ей большой ущерб. Наличие двух равнозначных начальников требует разделения их компетенции и власти.
5. Принцип единства руководства. Усилия персонала должны координироваться единой программой в направлении единых целей. Реализация этого принципа обеспечивается организационной структурой. Социальное образование должно иметь один высший руководящий орган, координирующий и регулирующий его работу.
6. Принцип подчинения частных интересов общим. Интересы отдельных работников или подразделений не должны ставиться выше интересов организации, так же как интересы семьи не должны ставиться ниже интересов отдельных ее членов. Человеческие слабости и страсти часто толкают людей на нарушение этого принципа. Решение данной проблемы - в использовании механизмов согласования интересов, в бдительном надзоре со стороны руководства и в хорошем примере со стороны начальства.
7. Принцип справедливости вознаграждения. Справедливое вознаграждение должно удовлетворять и персонал, и организацию. Для этого при определении его размера следует учитывать внешние и внутренние факторы. Адекватные формы оплаты труда обеспечивают справедливость вознаграждения и поощряют усердие персонала. Вознаграждение должно быть заслуженным, зарабатываться, а не распределяться.
8. Принцип централизации. В рамках любого типа структуры руководитель должен решать вопрос об оптимальном соотношении централизации и децентрализации, устанавливаемом в соответствии с внешними и внутренними условиями работы предприятия. Изменение этих условий требует изменения установленного соотношения.
9. Принцип иерархии. Иерархия управления определяет цепь команд, передаваемых по служебной лестнице от высшего руководства до самых низших звеньев. Следование по всем ступеням иерархической лестницы снижает быстроту реакции организации на происходящие изменения. Для повышения адаптивных возможностей организации рекомендуется использовать горизонтальные связи, которые должны осуществляться с санкции непосредственных руководителей. Поощрение руководителем инициативы и самостоятельности подчиненного обеспечивает возможность горизонтального взаимодействия.
10. Принцип порядка. Одним из проявлений принципа материального порядка является расположение рабочего места. Социальный порядок проявляется в подборе на рабочее место работника, способного достичь наилучшего результата. Также важен подбор рабочего места для работника, что способствует получению наибольшей пользы от его труда. Реализация этого принципа обеспечивает решение двух наиболее трудных для руководителя задач: распределение труда и подбор персонала.
11. Принцип справедливости. Справедливость действующей системы управления на всех ступенях иерархии, справедливость рычагов и методов воздействия, применяемых администрацией в отношении персонала, способствует росту эффективности его работы, качественному выполнению установленных функций.
12.
Принцип постоянства
состава персонала.
Для овладения приемами и методами выполнения
работы необходимо время. Частая смена работы
приводит к непроизводительным затратам
времени, снижает эффективность труда
персонала. Поэтому текучесть кадров является
причиной
и следствием плохого состояния дел в
организации. Стабильность пребывания
персонала в должности является условием
хорошего выполнения функций.
13. Принцип инициативы. Инициативой называется возможность создания и осуществления плана, возможность свободы предложения и осуществления. Проявление инициативы персоналом в рамках установленных полномочий позволяет существенно расширить возможности организации. Инициативу необходимо поощрять и развивать, в некоторых случаях даже в ущерб самолюбию руководителя.
14. Принцип единения персонала. Гармония – единение персонала организации – это большая сила. Принцип «разделяй и властвуй», которому следует руководитель в угоду личным интересам, может быть препятствием в достижении гармонии. Талантом руководителя он называет умение координировать и стимулировать усилия персонала, не возбуждая зависти и не нарушая гармонии отношений.
С несколько иных позиций формулируются принципы управления современной организацией, обозначенные в работах известного американского экономиста, социолога, публициста, специалиста в области менеджмента Питера Дракера. В 37 лет он эмигрировал в США, где длительное время работал в школе бизнеса при Нью-Йоркском университете. Предложенная автором формулировка принципов управления является обобщением накопленного им многолетнего опыта консультирования работы корпораций. Вот эти принципы:
1. В центре внимания руководства должен быть персонал. Именно он является главным источником прибыли организации. Задача менеджера – обеспечить условия для совместной деятельности работников, устранить все, что мешает их эффективной работе.
2.
Управление предприятием должно
базироваться на традициях,
3.
Вознаграждение персонала
4. Предприятие и персонал должны постоянно развиваться в соответствии с меняющимися условиями. Постоянная забота администрации о росте квалификации персонала – важный фактор будущего успеха. Это, в свою очередь, будет способствовать постоянному развитию самого предприятия.
5.
Функционирование организации
6.
Эффективность
Любой труд складывается из реализации набора функций. Термином «функция» (лат. fuctio – исполнение, совершение) в менеджменте организации обозначается набор взаимосвязанных действий, объединенных в относительно самостоятельное направление управленческой деятельности. Реализация совокупности функций управления представляет собой суть процесса управления. По мере усложнения процесса управления функции дифференцируются и разрастаются. Принято выделять пять исходных функций управления – планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. В литературе по менеджменту наибольшее распространение получила классификация, выделяющая четыре наиболее общие функции управления – планирование, организация, руководство, контроль. К связующим процессам, обеспечивающим реализацию перечисленных функций, относят информационные коммуникации и принятие управленческих решений.
Процесс
менеджмента – это совокупность
и непрерывная последователь-
Функция менеджмента отражает содержание
процесса управления, вид
управленческой деятельности, совокупность
обязанностей управляющей
подсистемы (субъекта управления). Конечным
результатом управления является выработка
управленческого воздействия, команды,
приказа, направленных на достижение поставленной
цели. Один работник может выполнять несколько
функций, несколько работников могу выполнять
одну функцию. Каждая функция менеджмента
представляет собой сферу действия определенного
процесса управления, а система управления
конкретным объектом или видом деятельности
– это совокупность функций, связанных
единым управленческим циклом (см. схему
1).
Схема 1. Цикл
управления.
Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.