Сущность и содержание менеджмента и его роль в управлении современным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
В Украине пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ……………….. 4
1.1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека………………………4
1.2. Необходимость управления организациями ………………………………...11
1.3. Менеджмент як вид профессиональной деятельности……………………...18
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ……………………………………………….24
2.1 Роль менеджмента в деятельности торгового предприятия в современных условиях……………………………………………………………………….…….24
2.2 Характеристика магазина……………………………………………………...25
2.3 Планирование и организация предприятия………………………………….28
ГЛАВА3. ВАЖНОСТЬ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………33
3.1 Роль директора в подборе и выучке персонала………………………………33
3.2Роль директора в использовании новых форм и методов продажи товаров………………………………………………………………………………353.3 Роль директора в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей………………………………………………………………………...….383.4 Роль директора в организации и использовании рекламы………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………….……………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

1 - сущность мен-та.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

То есть, менеджер - это  человек, который занимает постоянную управляющую должность, наделенная полномочиями и принимает в их рамках решения по определенным видам деятельности организации.

Любую организацию можно  рассматривать как систему, т.е. совокупность взаимосвязанных в единое целое  отдельных элементов. Любая организация  одновременно является и открытой системой. Это означает, что она может существовать только при условии обмена веществом, энергией и информацией с ее внешней средой.

К основным компонентам  внутренней среды организации относятся: производство, исследования и разработки, технология, сырье, материалы, финансы, рабочие и т.д..

Внешняя среда прямого  воздействия включает поставщиков, потребителей, конкурентов и других экономических партнеров (например банки).

Внешняя среда косвенного воздействия включает: экономическую, социальную, политико-правовую, технологическую, экологическую, международную и  т.д. компоненты.

Все это и является теми компонентами, с которыми приходится иметь дело менеджеру. В соответствии с этим различают следующие области менеджмента:

    1. производственный менеджмент;
    2. финансовый менеджмент;
    3. управление персоналом;
    4. управления исследованиями и разработками;
    5. финансовый учет;
    6. маркетинг;
    7. общая администрация.

Менеджер может:

1) управлять любым  из них (или ее частью)

2) управлять несколькими  сразу, 

3) руководить всей  организацией в целом. 

В зависимости от того, сколькими компонентами (сферами) организации  управляет менеджер различают три  уровня менеджмента:

    1. Высший 
    2. Средний
    3. Низший


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.4. Соотношение сфер и уровней менеджмента

 

К высшему уровню относится  небольшая группа основных руководителей  организации. Это президент (директор), вице-президенты (заместители), главный  исполнительный директор.

На высшем уровне менеджмента  формулируется миссия и устанавливаются  организационные цели, определяется общекорпоративной стратегии и  основные задачи по ее реализации, принимаются  решения по выходу на новые рынки, выпуска новой продукции, привлечения инвестиций, направлений исследований и разработок и т.д..

Средний уровень менеджмента  является ответственным за разработку и реализацию оперативных планов и процедур внедрения тех решений, принятых высшим руководством организации. Менеджеры среднего уровня имеют достаточно широкую свободу действий по реализации планов. Они, например, самостоятельно определяют: сколько необходимо нанять новых рабочих; какое новое оборудование купить; как использовать СМИ для рекламы и т.д.. К этому слою относятся менеджеры-руководители производственных и функциональных подразделений организации.

Менеджеры низшего уровня координируют деятельность операционных исполнителей. К этой категории, в  частности, относят руководителей  секторов, групп, мастеров, бригадиров и т.п..

Высшие руководители организации прорабатывают стратегию, средние разрабатывают планы  ее реализации, а ниже - отвечают за конкретную работу, которая выполняется  в соответствии с этими планами.

Формальные полномочия, которые получают менеджеры в  организации определяют соответствующий статус менеджера. Этот статус в свою очередь определяет характер межличностных отношений данного менеджера: с его начальниками, с рабочими равного ранга; с пидлеглими.Таки межличностные отношения с другой обеспечивают менеджеру получения информации, которая ему необходима для принятия решений.

Исследования, проведенные  в 70-гг. Г. Минцбергом, позволили определить роли, которые выполняют менеджеры  в организации и классифицировать их по трем группам (см. рис.1.5.)

Главный руководитель - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных действий руководителя (прием посетителей, участие в церемониях и т.д.). Лидер - отвечает за наем, обучение и мотивацию работников. Связывающее звено - обеспечивает внешние контакты (переписка, участие в совещаниях на стороне и т.п.). Тот, кто принимает информацию - разыскивает и получает различную информацию (обработка почты, личные контакты, поездки и т.д.). Тот, кто распределяет информацию - передает полученную информацию членам организации.

 


Рис.1.5. Роли менеджера в организации

 

Представитель - передает информацию для внешних контактов  организации, действует как эксперт. Предприниматель - ищет возможности  для усовершенствований, инициирует новое, обеспечивает его реализацию. Тот, кто устраняет нарушения - обеспечивает корректировку курса действий в случае возникновения отклонений от планов. Тот, кто распределяет ресурсы - распределяет в пределах своей компетенции ресурсы организации (разработка бюджетов). Тот, кто проводит переговоры - представляет организацию на внешних переговорах.

Многочисленные исследования в западных странах относительно качеств, необходимых успешному  менеджеру, позволяют лишь приблизительно выделить следующие основные из них:

  1. технические способности (способность квалифицированно, профессионально, со знанием дела выполнять работу на своем участке, технические приемы конкретной деятельности);
  2. аналитические способности (способность идентифицировать ключевые факторы той или иной ситуации, определять как они взаимодействуют и какие из них требуют наибольшего внимания);
  3. диагностические способности (способность ставить диагноз проблем организации, т.е. определять их симптомы и причины возникновения);
  4. способность взаимодействовать с людьми (способность налаживать контакты и строить отношения с сотрудниками организации);
  5. концептуальные способности (способность осознавать причинно-следственные связи в организации, видеть, как можно скоординировать деятельность отдельных частей организации, чтобы достичь поставленных целей наиболее продуктивным способом).

 

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

 

2.1 Роль менеджмента в  деятельности торгового предприятия  в  современных условиях

Задача предприятия  состоит в том,  чтобы осваивать  новые рынки, удовлетворять потребности  клиентов. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи руководителя. Если предприятие работает плохо,  нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих,  а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы  коллектива. Руководитель должен стремиться организовывать работу на предприятии с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям  сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее  эффективность. Принимая любые решения,  руководитель  должен постоянно иметь в виду не только  высокую рентабельность  фирмы,  но  и проблемы существования  своих сотрудников,  а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое  решение должно в  длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия.  Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее,  а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует  расценивать как ошибочное.   Обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной  задачей  менеджмента. В связи с этим стратегическому управлению в его работе придается большое значение. [3]

В теории западного менеджмента, основанного на концепциях организационного поведения, структура фирмы рассматривается как важнейший фактор, который определяет и формы поведения (деятельности) всего коллектива и отдельных его членов. В этом плане в организационную структуру включаются такие управленческие понятия, как соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели управленческих решений, проектирование общих и индивидуальных заданий и некоторые другие. По существу речь идет здесь о содержательной стороне структуры менеджмента: какой цели она служит и какие управленческие процессы она обеспечивает. [5]

Вот характеристика должности  руководителя:

Директор 

  • организует всю работу предприятия
  • несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива
  • представляет предприятие во всех учреждениях и организациях
  • распоряжается имуществом предприятия
  • заключает договора
  • занимается поиском клиентов
  • издает приказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством, принимает и освобождает работников
  • применяет мероприятия поощрения и налагает взыскание на работников предприятия
  • открывает в банках счета предприятия

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика магазина

Наименование: “ЭЛТИ”.

Вид деятельности: оптовая и розничная торговля продуктами питания.

Адрес: г. Киев, ул. Красноармейская 5.

Генеральный директор: Иванов Вадим Борисович.

Зам. ген. директора: Козак людмила Степановна.

Основные товары: Рыбопродукты копченые, изделия колбасные копченые, сосиски.

Годовой оборот: 620 000 тыс. грн.

Дата создания фирмы: 10.06.94.

Число сотрудников: 27.

Собственность: частная.

Экспортные товары: «камень природный».

Импортные товары: продукты питания.

При основании магазина «ЭЛТИ» директор В. Б. Иванов ставил перед  собой четкие цели:

  • изучение потребителя;
  • исследование мотивов его поведения на рынке;
  • анализ собственно рынка предприятия;
  • исследование продукта и вида услуг;
  • анализ форм и каналов сбыта;
  • анализ объема товарооборота предприятия;
  • изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
  • исследование рекламной деятельности;
    • определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
  • изучение «ниши» рынка.

 

После детального изучения рынка были заключены выгодные контракты. Затем усилия были направлены на обеспечение планомерного поступления товаров в розничную торговую сеть в течение всего месяца. Не менее важно было добиться равномерного поступления товаров в течение всей недели.

Руководитель фирмы  «ЭЛТИ» В.Б. Иванов с самого начала сделал акцент на ценовой политике. В современных рыночных отношениях очень важен показатель «цена-качество». Поначалу все трудности заключались в поиске выгодных поставщиков. Закупочный товар должен быть хорошего качества с относительно низкой ценой. В.Б. Иванов убедился в том, что необходимо закупать товар непосредственно у производителей  (рыбозаводы и мясокомбинаты), минуя перекупщиков. Подобная политика скоро принесла свои плоды. Получаемая продукция подвергалась окончательной обработке и расфасовке. Затем она укладывалась в фирменную упаковку «ЭЛТИ».

Вот таблица роста общей прибыли компании «ЭЛТИ» за последние четыре года:

2006

2007

2008

2009

4%

6%

10%

18%


 

    Обеспечение эффективной  деятельности в управлении  позволило фирме за  два последних года значительно увеличить свою производительность. До  конца 2010 года ожидается повышение прибыли на 21%.

  

 
2.3 Планирование и организация   предприятия

 

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по планированию и организации должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [6]

Сформулируем основные преимущества, которые нам дает планирование:

  • устранение неопределенности
  • точное определение целей и действий по их достижению
  • появление осмысленности в деятельности
  • избежание ошибок в будущей деятельности
  • возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации  опережая время

Информация о работе Сущность и содержание менеджмента и его роль в управлении современным предприятием