Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
В Украине пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ……………….. 4
1.1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека………………………4
1.2. Необходимость управления организациями ………………………………...11
1.3. Менеджмент як вид профессиональной деятельности……………………...18
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ……………………………………………….24
2.1 Роль менеджмента в деятельности торгового предприятия в современных условиях……………………………………………………………………….…….24
2.2 Характеристика магазина……………………………………………………...25
2.3 Планирование и организация предприятия………………………………….28
ГЛАВА3. ВАЖНОСТЬ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………33
3.1 Роль директора в подборе и выучке персонала………………………………33
3.2Роль директора в использовании новых форм и методов продажи товаров………………………………………………………………………………353.3 Роль директора в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей………………………………………………………………………...….383.4 Роль директора в организации и использовании рекламы………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………….……………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45
То есть, менеджер - это человек, который занимает постоянную управляющую должность, наделенная полномочиями и принимает в их рамках решения по определенным видам деятельности организации.
Любую организацию можно рассматривать как систему, т.е. совокупность взаимосвязанных в единое целое отдельных элементов. Любая организация одновременно является и открытой системой. Это означает, что она может существовать только при условии обмена веществом, энергией и информацией с ее внешней средой.
К основным компонентам внутренней среды организации относятся: производство, исследования и разработки, технология, сырье, материалы, финансы, рабочие и т.д..
Внешняя среда прямого воздействия включает поставщиков, потребителей, конкурентов и других экономических партнеров (например банки).
Внешняя среда косвенного воздействия включает: экономическую, социальную, политико-правовую, технологическую, экологическую, международную и т.д. компоненты.
Все это и является теми компонентами, с которыми приходится иметь дело менеджеру. В соответствии с этим различают следующие области менеджмента:
Менеджер может:
1) управлять любым из них (или ее частью)
2) управлять несколькими сразу,
3) руководить всей организацией в целом.
В зависимости от того, сколькими компонентами (сферами) организации управляет менеджер различают три уровня менеджмента:
Рис.1.4. Соотношение сфер и уровней менеджмента
К высшему уровню относится небольшая группа основных руководителей организации. Это президент (директор), вице-президенты (заместители), главный исполнительный директор.
На высшем уровне менеджмента формулируется миссия и устанавливаются организационные цели, определяется общекорпоративной стратегии и основные задачи по ее реализации, принимаются решения по выходу на новые рынки, выпуска новой продукции, привлечения инвестиций, направлений исследований и разработок и т.д..
Средний уровень менеджмента является ответственным за разработку и реализацию оперативных планов и процедур внедрения тех решений, принятых высшим руководством организации. Менеджеры среднего уровня имеют достаточно широкую свободу действий по реализации планов. Они, например, самостоятельно определяют: сколько необходимо нанять новых рабочих; какое новое оборудование купить; как использовать СМИ для рекламы и т.д.. К этому слою относятся менеджеры-руководители производственных и функциональных подразделений организации.
Менеджеры низшего уровня координируют деятельность операционных исполнителей. К этой категории, в частности, относят руководителей секторов, групп, мастеров, бригадиров и т.п..
Высшие руководители
организации прорабатывают
Формальные полномочия, которые получают менеджеры в организации определяют соответствующий статус менеджера. Этот статус в свою очередь определяет характер межличностных отношений данного менеджера: с его начальниками, с рабочими равного ранга; с пидлеглими.Таки межличностные отношения с другой обеспечивают менеджеру получения информации, которая ему необходима для принятия решений.
Исследования, проведенные
в 70-гг. Г. Минцбергом, позволили определить
роли, которые выполняют менеджеры
в организации и
Главный руководитель - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных действий руководителя (прием посетителей, участие в церемониях и т.д.). Лидер - отвечает за наем, обучение и мотивацию работников. Связывающее звено - обеспечивает внешние контакты (переписка, участие в совещаниях на стороне и т.п.). Тот, кто принимает информацию - разыскивает и получает различную информацию (обработка почты, личные контакты, поездки и т.д.). Тот, кто распределяет информацию - передает полученную информацию членам организации.
Рис.1.5. Роли менеджера в организации
Представитель - передает информацию для внешних контактов организации, действует как эксперт. Предприниматель - ищет возможности для усовершенствований, инициирует новое, обеспечивает его реализацию. Тот, кто устраняет нарушения - обеспечивает корректировку курса действий в случае возникновения отклонений от планов. Тот, кто распределяет ресурсы - распределяет в пределах своей компетенции ресурсы организации (разработка бюджетов). Тот, кто проводит переговоры - представляет организацию на внешних переговорах.
Многочисленные исследования в западных странах относительно качеств, необходимых успешному менеджеру, позволяют лишь приблизительно выделить следующие основные из них:
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
2.1 Роль менеджмента в
деятельности торгового
Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи руководителя. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Руководитель должен стремиться организовывать работу на предприятии с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, руководитель должен постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим стратегическому управлению в его работе придается большое значение. [3]
В теории западного менеджмента,
основанного на концепциях организационного
поведения, структура фирмы рассматриваетс
Вот характеристика должности руководителя:
Директор
Адрес: г. Киев, ул. Красноармейская 5.
Генеральный директор: Иванов Вадим Борисович.
Зам. ген. директора: Козак людмила Степановна.
Основные товары: Рыбопродукты копченые, изделия колбасные копченые, сосиски.
Годовой оборот: 620 000 тыс. грн.
Дата создания фирмы: 10.06.94.
Число сотрудников: 27.
Собственность: частная.
Экспортные товары: «камень природный».
Импортные товары: продукты питания.
При основании магазина «ЭЛТИ» директор В. Б. Иванов ставил перед собой четкие цели:
После детального изучения рынка были заключены выгодные контракты. Затем усилия были направлены на обеспечение планомерного поступления товаров в розничную торговую сеть в течение всего месяца. Не менее важно было добиться равномерного поступления товаров в течение всей недели.
Руководитель фирмы «ЭЛТИ» В.Б. Иванов с самого начала сделал акцент на ценовой политике. В современных рыночных отношениях очень важен показатель «цена-качество». Поначалу все трудности заключались в поиске выгодных поставщиков. Закупочный товар должен быть хорошего качества с относительно низкой ценой. В.Б. Иванов убедился в том, что необходимо закупать товар непосредственно у производителей (рыбозаводы и мясокомбинаты), минуя перекупщиков. Подобная политика скоро принесла свои плоды. Получаемая продукция подвергалась окончательной обработке и расфасовке. Затем она укладывалась в фирменную упаковку «ЭЛТИ».
Вот таблица роста общей прибыли компании «ЭЛТИ» за последние четыре года:
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
4% |
6% |
10% |
18% |
Обеспечение эффективной деятельности в управлении позволило фирме за два последних года значительно увеличить свою производительность. До конца 2010 года ожидается повышение прибыли на 21%.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по планированию и организации должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [6]
Сформулируем основные преимущества, которые нам дает планирование: