Сущность и содержание менеджмента и его роль в управлении современным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
В Украине пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ……………….. 4
1.1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека………………………4
1.2. Необходимость управления организациями ………………………………...11
1.3. Менеджмент як вид профессиональной деятельности……………………...18
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ……………………………………………….24
2.1 Роль менеджмента в деятельности торгового предприятия в современных условиях……………………………………………………………………….…….24
2.2 Характеристика магазина……………………………………………………...25
2.3 Планирование и организация предприятия………………………………….28
ГЛАВА3. ВАЖНОСТЬ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………33
3.1 Роль директора в подборе и выучке персонала………………………………33
3.2Роль директора в использовании новых форм и методов продажи товаров………………………………………………………………………………353.3 Роль директора в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей………………………………………………………………………...….383.4 Роль директора в организации и использовании рекламы………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………….……………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

1 - сущность мен-та.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

При обнаружении несоответствия качества, маркировки поступивших товаров, тары и упаковки требованиям стандартов, технических условий, а также данным сопроводительных документов, удостоверяющих качество товаров, руководитель должен приостановить приемку и составить акт, в котором указывается количество осмотренной продукции и характер дефектов. [2]

Хранение

Хранение товаров –  одна из важнейших операций торгово-технологического процесса в магазине.

Рациональной организации  хранения товаров в розничной  торговой сети способствует наличие специальных помещений, использование торгово-технологического оборудования, механизация и автоматизация труда, соблюдение норм товарных запасов и сроков реализации.

Продовольственные товары, особенно скоропортящиеся, в силу физико-химических и биологических свойств подвержены влиянию воздушной среды, влаги, солнечных лучей, температуры и других факторов. При этом могут происходить изменения качества и количества товара, возникать товарные потери (утечка, усушка, распыл, порча и т.п.).

Чтобы качество товара не ухудшилось руководителю необходимо создать определенные условия, обеспечивать режим хранения. Основными показателями, характеризующими режим хранения пищевых продуктов, являются температура и относительная влажность воздуха, санитарно-гигиенические условия, освещенность и вентиляция помещений. Большое значение имеют также правильное размещение и укладка товаров, соблюдение правил товарного соседства.

Температура воздуха  оказывает существенное влияние  на сохранность пищевых продуктов. Большую часть из них необходимо хранить при низких температурах в охлаждаемых кладовых, холодильных шкафах, камерах, холодильных прилавках, что способствует прекращению или замедлению биологических процессов, происходящих в товарах, снижает потери.

Отрицательное воздействие на товары оказывает высокая температура, а также ее резкие перепады. Несоблюдение температурного режима ускоряет физико-химические процессы, способствует конденсации влаги на поверхности продуктов, сокращает сроки реализации, что в целом приводит, например, физическому бомбажу консервов и плесневению мясных изделий.

Относительная влажность  воздуха, так же как и температура, имеет большое значение для хранения. Относительная влажность – это  отношение количества водяных паров, находящихся в воздухе, к тому количеству их, которое полностью насыщало бы воздух при той же температуре. Руководитель должен сам периодически измерять влажность воздуха с помощью психрометра. Он  должен учитывать, что для хранения каждого вида товаров установлены определенная температура и относительная влажность. Например, мясные продукты хранятся в холодильных камерах при температуре не выше +6°С.

Освещенность помещений  также оказывает влияние на качество товаров при хранении. Продукты, богатые жиром, под воздействием солнечных лучей портятся, овощи – прорастают, зеленеют. Некоторые продукты лучше хранятся в светлых помещениях, так как солнечный свет способствует уничтожению микробов и вредителей.

Наряду с освещенностью  руководитель должен обеспечивать и  вентиляцию помещений, которая может быть естественной и принудительной. Вентиляция и циркуляция воздуха необходимы для поддержания оптимальной температуры и влажности воздуха, удаления паров и газов, выделяемых продуктами во время хранения. [2]

При хранении товаров  руководитель должен обращать внимание на их правильное размещение и укладку. Директор фирмы “ЭЛТИ” В.Б. Иванов постарался максимально использовать арендованную площадь под емкости кладовых. Он лично следит за правильным размещением товаров по группам, видам и сортам. Особое внимание он обратил на хранение копченых изделий. Они хранились в отдельном, хорошо проветриваемом помещении.

Стеллажи и штабеля  располагают на расстоянии 50-70 см от стен и не менее 1 м от отопительных приборов и канализационных труб. Высота укладки зависит от вида и прочности тары, характера товара, степени механизации труда в магазине и должна соответствовать правилам и нормам техники безопасности.

Руководитель должен строго следить за соблюдением санитарного  режима при хранении продуктовых  товаров.

При хранении важно соблюдать  и сроки реализации, которые установлены  стандартами, техническими условиями  и правилами розничной торговли отдельными товарами. [2]

Развитие и совершенствование  материально-технической базы розничной  торговли, рационализация товароснабжения, увеличение объема производства фасованных товаров, организация транспортировки и продажи товаров в таре-оборудовании позволяет значительно уменьшить сроки хранения и площадь кладовых в магазинах, сократить товарные потери.

3.4 Роль директора в организации и использовании рекламы

Без тактики продвижения  товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения или рекламной кампании.

В современных условиях руководитель должен сознавать, что  реклама - необходимый элемент производственно-сбытовой деятельности, способ создания рынка сбыта, активное средство борьбы за рынок. Именно в силу этих ее функций рекламу называют двигателем торговли. [6]

Реклама - это печатное, рукописное, устное или графическое  осведомление о лице, товаре, услугах  или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателя и оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного одобрения.

Проводя рекламную компанию руководитель должен учитывать: во-первых, подготовить рынок (потребителя) к благоприятному восприятию нового товара; во-вторых, поддерживать спрос на высоком уровне на стадии массового производства товара; в-третьих, способствовать расширению рынка сбыта. В зависимости от стадии жизненного цикла товара меняются масштабы и интенсивность рекламы, соотношение между престижной рекламой (реклама фирмы-экспортера, компетентности ее персонала и т. д.) и товарной (т. е. рекламой конкретного товара); меняются также способы ее распространения, обновляются ее аргументы, подбираются более свежие, более оригинальные идеи.

Хотя расходы на рекламу  значительны, особенно при публикации объявлений в зарубежной прессе, участии  на выставках и ярмарках и т. д., затраты эти вполне оправданы. Во-первых, отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены товара, и продажа их соответствующего количества компенсирует затраты. Во-вторых, без рекламы торговля, как правило, идет вяло, приносит убытки, нередко многократно превосходящие расходы на рекламу. Как показывает международная практика, рекламные расходы составляют в среднем 1,5-2,5% стоимости реализуемых товаров производственного назначения и 5-15% по товарам бытового назначения.

Подготовка рекламных  материалов - сложное и ответственное  дело, требующее специальных знаний и значительной практики. Руководитель должен знать, что по мастерству рекламирования, качеству рекламных текстов и фотографий потенциальный потребитель составляет первое впечатление о предприятии-экспортере и невольно, подсознательно переносит свое мнение о качестве рекламы на выпускаемый товар. Чтобы изменить это мнение в лучшую сторону, придется потратить много труда и средств. Поэтому руководитель должен требовать, чтобы реклама  была безукоризненной, в противном случае она превращается в свою противоположность - «антирекламу».

Руководитель должен проводить разъяснительную работу среди своих подчиненных. Он должен решительно опровергать расхожее мнение о том, что хороший товар в  рекламе не нуждается. Напротив, только хороший, конкурентоспособный товар  нуждается в рекламе, причем самой интенсивной, а рекламирование товара плохого качества приводит к огромным экономическим издержкам и утрате доброго имени предприятия. На восстановление репутации в этом случае уйдут годы и миллионы.

Руководитель должен выделять следующие виды рекламы: информативная, побудительная (может становиться сравнительной) и реклама-напоминание.

Информативная реклама  используется для информирования потребителей о новых продуктах с целью  создания первоначального спроса.

Побудительная реклама  используется для создании у выбранного сегмента потребителей спроса на какой-то продукт путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшим в рамках имеющихся у них средств.

Сравнительная реклама  осуществляет прямое или косвенное  сравнение определенной марки продукта с другими марками. Например, в рекламе подчеркиваются достоинства данного вида зубной пасты.

Реклама-напоминание  напоминает потребителям о существующих продуктах. [5]

Директор фирмы “ЭЛТИ” В.Б. Иванов с конца 2004 года стал проводить широкую рекламную компанию. Результат не заставил себя ждать. Уже через полгода были заключены договора с крупными оптовыми поставками. К 2006 году  была налажена четкая сеть торговых услуг с киевскими фирмами-заказчиками. Дальнейший рост предприятия В.Б. Иванов связывает с открытием филиалов в областях. Расширение сферы услуг будет направленно на областных оптовых заказчиков. Поэтому следующая рекламная компания (начало 2007 года) проходила в основном в киевской области.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Они вызваны прежде всего уменьшением удельного веса и роли государственной формы собственности с присущими ей управленческими связями преимущественно «по вертикали» и административно-командными методами управления. Соответственно возрастает роль коммерческих структур, взаимосвязи между которыми строятся главным образом “по горизонтали”, на договорных основах. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятиями, а также к управленческим кадрам. Последние должны обладать не только профессиональными знаниями, но и организаторским искусством, специальной подготовкой в области экономики, социологии и психологии, менеджмента и маркетинга.

Глобализация  экономики - важный фактор перемен, ожидаемых  в управлении предприятием. Ее главным  элементом будут люди, способные  решать проблемы сочетания интересов  собственной страны и других государств, партнерства между бизнесом и  государственными органами разных стран, конкуренции и сотрудничества в глобальном масштабе, этики и социальной ответственности бизнеса, интеграции культур народов, усиления роли человека как самого ценного из всех ресурсов, которыми располагает общество.

Нет необходимости доказывать, что в рыночных условиях и особенно в переходный период эффективность хозяйственной деятельности в огромной степени зависит от качества работы управленческого аппарата.

Очень важно руководителю точно определить свои желания и  стремления воплощать то, что он задумал, тогда ему будут доверять, тогда он будет иметь успех.

При условиях рыночной экономики  предприятиям и организациям необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Г.В. Щекин «Практическая психология менеджмента», К., 2004 г.
  2. М.А. Гарелик, Л.А. Митина «Организация продажи продовольственных товаров», М., 2005 г.
  3. В.А.Раевский. «Анализ хозяйственно-финансовой деятельности   

предприятий», М., 2008 г.

4. Й.Ворст, П.Ревентлоу.  «Экономика фирмы», Москва, 2004г.

  1. Р.З. Акбердин, А.Я. Кибанов «Совершенствование структуры,  функций и экономических взаимоотношений управленческих  подразделений предприятий при формах хозяйствования», Учебное  пособие. - М.: ГАУ, 1993 г.
  2. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин «Менеджмент организации», 

    учебное пособие. - М.: Инфа-М, 2005 г.

  1. М. Райсс «Оптимальная сложность управленческих структур»,  

     Проблемы  теории и практики управления. - 2004. - №5

 


Информация о работе Сущность и содержание менеджмента и его роль в управлении современным предприятием